Виды бюджетов. Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Бюджет (от фр. budget) в широком смысле представляет собой совокупность доходов и расходов организации за определенный срок.

Бюджет – это составляющая финансового плана, отражающий поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, составленный на срок до одного года и по отдельным периодам (месяц, квартал, полугодие).

Смета – это составляющая бюджета и соответственно финансового плана, представленная в виде формы планового расчета, определяющая потребности организации в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год).

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов, расходов и финансовых результатов, получаемых организацией.

Цель бюджетирования – повышение эффективности финансовой деятельности организации.

Задачи бюджетирования:

расчет соответствующих плановых показателей бюджетов;

анализ и сравнение плановых и фактических показателей;

контроль финансового состояния организации;

анализ эффективности работы различных структурных подразделений, определение лимитов статей расходов;

выбор наиболее перспективных сфер вложения инвестиций и прогнозирование развития организации;

укрепление финансовой дисциплины.

Технология бюджетирования, в отличие от сметного планирования, подразумевает комплексный подход с учетом целей самой организации и маркетинговых возможностей для их достижения.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

· финансовые (основные) бюджеты;

· операционные бюджеты;

· вспомогательные бюджеты.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета.

Финансовые бюджеты:

  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет движения денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Операционные бюджеты:

  • бюджет продаж – содержит информацию о запланированном (помесячно и поквартально) объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции;
  • бюджет производства – содержит информацию о запланированном (помесячно и поквартально) объеме производства (выпуска) по каждому виду продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
  • бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по каждому виду продукции;
  • бюджет прямых материальных затрат – содержит информацию о запасах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду продукции, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
  • бюджет управленческих расходов – содержит информацию о расходах на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции (услуг), расходах на заработную плату управленческому персоналу, арендных платежах, коммуналь­ных и командировочных расходах, затратах на текущий ремонт и других расходах;
  • бюджет коммерческих расходов – содержит информацию о расходах на рекламу, транспортные услуги, ко­миссионных сбытовым посредникам и прочих расходах по реализации продукции;
  • бюджет прямых затрат труда содержит информацию о расходах на заработную плату основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду про­дукции, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
  • бюджет прямых производственных (операционных) затрат составляется тогда, когда требуется более точный учет тех производственных расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат;
  • бюджет накладных расходов содержит информацию о прочих расходах организации, в частности, об амортизации, уплаченных процентах за кредит и других накладных расходах на протяжении бюджетного периода.

Вспомогательные бюджеты:

  • план капитальных затрат (инвестиционный план) – показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов. В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;
  • кредитный план – содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.
  • бюджет распределения прибыли;
  • бюджеты отдельных проектов и программ;
  • бюджеты налогов.

Бюджетная модель – это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: