Концептуальные основы финансового менеджмента 11 страница

К внешним банкротства факторам относятся:

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, неправильная фискальная политика государства, высокий уровень налогообложения предприятия.

2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

К внутренним факторам банкротства относятся:

1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала.

4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить собственный оборотный капитал. В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредитов и может подвергнуться угрозе банкротства.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В мировой практике из всего комплекса причин, приводящих к кризису, две третьих приходится на внутренние факторы и лишь одна третья на внешние факторы.

Выделяют следующие ранние признаки банкротства:

1. Задержка с предоставлением финансовой отчетности, что свидетельствует о плохой работе финансовых служб.

2. Резкие изменения в структуре баланса и в отчете о финансовых результатах.

· резкое уменьшение денег на счетах предприятия;

· резкое увеличение денежных средств – это свидетельствует о невозможности предприятия осуществлять капитальные вложения;

· значительное увеличение дебиторской задолженности;

· резкое уменьшение дебиторской задолженности, если оно сопровождается ростом запасов готовой продукции;

· старение дебиторских счетов – это означает рост просроченной задолженности;

· резкое увеличение кредиторской задолженности;

· резкое снижение кредиторской задолженности при наличии денег на счетах свидетельствует о сокращении объемов деятельности;

· снижение объема продаж из-за падения спроса или низкого качества;

3. Конфликты, увольнения и резкое увеличение числа принимаемых решений.

Началом длительной процедуры банкротства российских предприятий является анализ бухгалтерского баланса.

Существует система показателей, по которой оценивается, имеет ли предприятия признаки неплатежеспособности или нет.

1. Коэффициент текущей ликвидности

≥2

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

≥0,1

Если один из двух показателей не соответствует нормативу, следовательно, структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие считается имеющим признаки неплатежеспособности. В этом случае рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности.

Тв – период восстановления платежеспособности (6 месяцев);

Т – длительность отчетного периода (как правило 12 месяцев);

2 – нормативный коэффициент текущей ликвидности.

Если Кв ≥1, следовательно, предприятие в ближайшие 6 месяцев сможет восстановить свою платежеспособность. Если Кв ≤1, следовательно, у предприятия нет реальной возможности для восстановления платежеспособности.

Если оба коэффициента соответствуют нормативам, следует рассчитать коэффициент утраты платежеспособности.

≥1

Ту – период утраты платежеспособности – 3 месяца.

Если Ку >1, то фирма в ближайшее время может избежать банкротства. Если Ку<1, то вполне возможно ожидать невыполнение обязательств перед кредиторами.

В зарубежной практике при прогнозировании вероятности банкротства используется коэффициентный анализ:

1. Двухфакторная модель.

2. Пятифакторная модель Альтмана.

Данные модели были получены на основе обработки отчетных данных большого количества предприятий.

Двухфакторная модель

Если Z>0 – вероятность банкротства велика. Если Z<0 – вероятность банкротства мала.

Пятифакторная модель Альтмана

Данная модель используется для акционерных обществ открытого типа.

Если Z <1,81 – вероятность банкротства очень велика

Если 1,81< Z <2,765 – вероятность банкротства средняя

Если 2,765< Z <2,99 – вероятность банкротства невелика

Если Z>2,99 – вероятность банкротства ничтожна

2.Международные аспекты финансового менеджмента

Международный финансовый менеджмент связан с выходом компаний и фирм за пределы внутреннего рынка. На внешнем рынке можно выделить четыре основных направления деятельности в области финансового менеджмента:

1. Экспорт товаров и услуг.

2. Лицензирование, продажа патентов, лицензий, технологий.

3. Прямые иностранные инвестиции.

4. Операции на международных финансовых рынках.

В этой связи возникают особые проблемы, связанные с инвестированием и финансированием, отличные от условий внутреннего рынка. Рассмотрим некоторые из них.

Мотивацией для зарубежного инвестирования капитала является получение доходности сверх ее сложившейся ставки на внутреннем рынке. Это, прежде всего освоение внешних рынков с целью расширения сбыта товаров (экспорт товаров и услуг). В ряде случаев экспорт товаров сталкивается с рядом препятствий: политических, таможенных, налоговых.

Второй стратегией является лицензирование. В этом случае зарубежной компании дается разрешение на использование своей технологии или фабричной марки (бренда) При лицензировании отечественная компания сохраняет основную роль в процессе производства и дистрибуции товара.

Третья стратегия выхода на внешний рынок связана с прямыми иностранными инвестициями. В этом случае отечественная компания владеет и управляет физическим капиталом в другой стране. В чем состоят преимущества прямых иностранных инвестиций для инвестора? Прежде всего, это открывает новые возможности для более эффективного производства товаров и услуг. Существуют страны, которые могут предложить пониженные производственные затраты, дешевое сырье, более дешевую рабочую силу, дополнительные рынки сбыта товаров. Некоторые компании осуществляют зарубежные инвестиции с целью сберечь собственные сырьевые ресурсы. Хорошим примером экспансии за рубежом служит размещение электронной промышленности в странах с относительно дешевой рабочей силой.

Непременным условием прямых иностранных инвестиций является возможность полного возврата денежных потоков от внешних инвестиций. Факторами риска для иностранных инвестиций являются политические, валютные и налоговые риски. Политические риски могут включать широкий диапазон от угрозы экспроприации собственности до умеренного вмешательства государства в бизнес. Есть страны, которые обеспечивают режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов и другие страны, практикующие сугубый протекционизм для отечественных производителей. Получила развитие практика создания особых экономических оффшорных зон, создающих наиболее благоприятные условия для иностранных инвестиций. Существенное значение имеют валютные риски, возникающие при изменении курсов валют. Это риски пересчета валют, риски по сделкам и экономические риски. В связи с этим в международном финансовом менеджменте существенное значение имеют различные стратегии хеджирования.

Хеджирование на валютном рынке основано на использовании форвардных контрактов, фьючерсов, валютных опционов, валютных свопов.

В международной торговле используются три основных финансовых инструмента. Это международный коммерческий переводной вексель, коносамент и аккредитив. Дополнительными средствами финансирования внешней торговли являются встречная торговля, экспортный факторинг и форфейтинг.

1.1. Сущность и функции финансов организации (предприятия)

1.2. Принципы организации финансов предприятия

1.3. Финансовые ресурсы предприятия

1.4. Финансовый механизм предприятия

1.5. Концептуальные основы финансового менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: