Ценности - это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. Это набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.
Одной из форм ценностей представляются идеалы как высшая цель, как абсолютное сочетание положительных качеств и свойств явлений, предметов, личности.
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях.
Ценностные ориентации человека формируются социальной средой, окружением и научением.
Научение - относительно постоянное изменение в поведении людей, которое возникает у них вследствие жизненного опыта. В системы научения лежит теория Т. Павлова об ассоциативных связях в организме.
Классификация ценностей:
1. теоретические (существование границ добро-зло).
|
|
2. экономические (прибыльно-неприбыльно).
3. эстетические (хаос-гармония).
4. социальные (любовь-ненависть).
5. политические (власть-ее отсутствие).
6. религиозные (следование заповеди).
7. отношение к работе: (а) удовлетворенность работой, (б)увлеченность работой (степень, в которой человек идентифицирует себя с работой), (в) приверженность организации(состояние, в котором работник идентифицирует себя с целями и характером работы организации).