Конституционное право

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Юридическая ответственность налагается от имени государства и только за правонарушение. Юридическая ответственность налагается для того, чтобы покарать правонарушителя, чтобы предупредить совершение противоправных деяний со стороны других граждан. а также восстановление потерпевшего. Целью юридической ответственности является перевоспитание осужденного правонарушителя.

Виды юридической ответственности:

- уголовная ответственность, которая наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом;

- административная ответственность, которая предусмотрена за совершение административных проступков;

- дисциплинарная ответственность следует за нарушением служебных обязанностей;

- 12 -

- материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятии;

= гражданская ответственность, она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного и морального вреда гражданам, организации с которыми правонарушитель не состоит в трудовых отношениях;

- финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами;

- семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер;

-конституционная ответственность выражается чаще всего в отмене нормативных актов, противоречащих Конституции;

-процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных правил осуществления правосудия.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируется гражданское общество.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу политических сил вокруг конституции, законов.

Разобраться в этой борьбе значит понять - кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Норма права – это правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее обязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность.

Нормативный акт – это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Издавать их вправе только строго определенные законом органы. Нормативный акт направлен на урегулирование определенного вида общественных отношений, носит более или менее общий характер и применяется неоднократно.

Правовой акт – это акт индивидуального значения – приговор суда, приказ директора и

-13 -

т.д.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Если свобода окажется вне прочной государственности, она может выродиться в анархию, если государственность строиться на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Необходимо найти баланс свободы и власти. Это главный смысл конституционного права. Поэтому конституционное право приобретает ведущий характер в современной системе прав.

Ни одна отрасль права в той или иной стране не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах.

Конституционное право теснее всех других прав связано с политикой. В результате длительного исторического процесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения ее по горизонтали и вертикале, создание многих сложных институтов, демократических представительных органов народовластия, подчиненной закону исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Однако общество повсеместно сталкивается с бюрократизацией во власти, с злоупотреблением должностными лицами. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которые определяет своеобразные правила игры в политике и государстве.

В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается. Это особенно характерно для России. Конституционное право в России, будучи само объектом реформы, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических сил в рамках цивилизованных правил

поведения. К сожалению, в России не сложились еще общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.

Конституционное право – юридическая основа демократии, Конституционное право призвано закрепить основы народовластия. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму.

Предмет конституционного права охватывает основные сферы общественных отношений: охрана прав и свобод человека (отношение между человеком и государство); устройства государства и государственной власти. Отношения между человеком и государством регулируется не только конституционным правом, но и другими отраслями

права (административным, трудовым и др.), но конституционное право содержит нормы основополагающего характера.

Конституционное право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в тоже время большая их часть является предметом саморегуляции общества на основе морали.

Через права свободного человека складываются определенный общественный порядок: форма собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т.п. Демократическое государство не может устанавливать социалистический или капиталистический строй, поскольку это будет навязывание одной части населения другой. Иное дело, когда государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность, в зависимости от того, какие политичес- кие силы окажутся у власти в результате свободных выборов.. Но и при таких условиях нельзя конституционным путем ликвидировать или изменить права и свободы граждан.

- 14 -

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию отношений между ними.

Социальная природа российского конституционного права состоит в социальном плюрализме, т.е. возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается через средства массовой информации, общественные объединения, лоббитские организации, политические права.

Наше общество возвращается к такому пониманию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: