Формы применения ЛФК

Функции полисемных слов

Наряду с чисто семантической функцией называть одним словом разнородные предметы, у многозначных слов есть еще стилистические функции.

В контексте многозначное слово может служить средством экспрессии за счет повтора одного ЛСВ: Клин клином вышибают; Дурак дураком.

Многозначные единицы активно участвуют в создании каламбура,

иронии, эффекта комизма за счет сближения разных значений одного слова: Дорогая слишком дорога (Дорогая 1. Любимая. 2. Дорогостоящая); Молодая была уже не молода (Ильф и Петров «12 стульев». Молодая: 1. Юная. 2.

Вступившая в брак); Этот спортсмен поражал не только мишени, но и зрителей (Поражать 1. Точно попадать в цель. 2. Удивлять). Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Картина снималась дважды: первый раз в студии, второй – с экрана; Труднее всего провести время; Радио будит мысль даже тогда, когда очень хочется спать.

Многозначность обычно не мешает восприятию речи, т.к. условия общения (контекст) помогают правильно понять фразу. Однако нередко случаются непонимание.

Учитель спрашивает у мальчика:

– Кем работает мама?

-Старшим научным сотрудником.

-В какой области?

-В Московской..

Иногда неумелое пользование многозначными словами приводит к двусмысленности: (Из сочинения) Мы посетили музей и вынесли оттуда самое ценное, самое интересное; Наши ребята привыкли все хорошее брать

друг у друга.

Литература

1. Касаткин Л.А., Клобуков Е.В, Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.

2. Новиков Л. А. Семантика русского языка: Уч. пособие. – М., 1982.

3. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. – М., 2001

4. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003.

6. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.

Контрольные вопросы

1. Почему многозначность – явление историческое?

2. Какие виды связи между лексико-семантическими вариантами обнаруживаются в структуре многозначного слова?

3. Чем метафора отличается от метонимии?

4. Какие разновидности метафоры и метонимии выделяются?

5. В чем заключаются функции многозначных слов в языке?

Основной формой применения ЛФК является процедура лечебной гимнастики, которая проводится с учетом физиологической нагрузки — физиологическая кривая процедуры. Критерием построения физиологической кривой является частота пульса. Процедуры лечебной гимнастики обычно проводят индивидуальным, малогрупповым и групповым методами. Общую нагрузку в процедуре постепенно увеличивают, а затем снижают. Это достигается путем подбора исходного положения, выбора и усложнения упражнений, изменением силового напряжения и экскурсии движения, чередованием нагрузки на различные мышечные группы. Упражнения выполняют ритмично в среднем, спокойном темпе с повторением 5—6 или 12—30 раз в зависимости от особенностей клинического статуса больного и требований реабилитационного процесса. В процедурах лечебной гимнастики большое значение имеют дыхательные упражнения, которые применяются для развития функции дыхания и снижения общей нагрузки.

Следующая форма ЛФК — утренняя гигиеническая гимнастика. Она осуществляется с использованием раздельного и смешанного метода. Поточный метод по характеру нагрузки является неадекватным для большинства больных, поэтому не используется.

Райттерапия. Рассматривается как форма ЛФК. За последние годы стали применять верховую езду с лечебной и оздоровительной целями. Основным фактором, влияющим на организм больного использующего райттерапию, является езда верхом на лошади (в манеже и на местности).

При использовании верховой езды необходимо принимать во внимание изменение окружающей обстановки (на местности), значительное эмоциональное напряжение и достаточно выраженную физическую нагрузку. Последняя характеризуется ритмическим сокращением мышц ног и периодическим их напряжением. Необходимо сохранять равновесие в положении сидя верхом, особенно при неровной дороге и длительно держать в определенной позе все тело. Требуется также внимательное наблюдение за дорогой и ее окрестностями. При езде верхом имеет место определенная зависимость всадника от поведения лошади, что также нужно учитывать и проводить предварительные занятия по освоению верховой езды.

Учитывая своеобразие верховой езды, можно с пользой применять ее с лечебными и оздоровительными целями, конечно, при умеренном ее использовании и под наблюдением инструктора, чтобы избежать падения и травм.

При осуществлении райттерапии обязателен врачебный контроль. Показания определяются индивидуально. Необходимо учитывать особенность и стадию заболевания или травмы, возраст и степень предварительной тренированности. Определяющим в показаниях является целесообразность применения верховой езды для достижения результатов в медицинской реабилитации.

Прогулки используются пешеходные, на лыжах, лодках, велосипеде. Наибольшее распространение имеют пешеходные прогулки. Ценностьих заключается в том, что ходьба — естественный вид передвижения, создающий умеренную нагрузку.

Оздоровительный бег (бег трусцой) рассматривается как разновидность физических упражнений. Как форма ЛФК бег трусцой используется: а) в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями (В.Н. Мошков, 1983); б) непрерывный и продолжительный бег трусцой, доступный преимущественно лицам с хорошей подготовкой. Оздоровительный бег усиливает эффективность медицинской реабилитации.

«Дорожки здоровья».

С целью широкого использования средств ЛФК как в дневное, так и вечернее время организуются «дорожки здоровья». Последние устраиваются в городах и парках, а также при крупных поселках с различным количеством населения, при заводах и предприятиях, профилакториях, санаториях и на курортах. Они пролегают по окраине города, поселка, преимущественно в лесной зоне. Ширина дорожек 1,5—2 м, длина от 1 до 5-6 км. Дорожки должны быть оборудованы скамейками для отдыха, а главное, дополнительным освещением, чтобы ими можно было пользоваться в вечернее время. «Дорожки здоровья» используются преимущественно для упражнений с передвижением — оздоровительные ходьба (прогулки) и бег, прогулки на лыжах, коньках, велосипеде, санках и др. Положительная черта занятий на «дорожках здоровья» выражается в том, что после трудового дня человек (горожанин) попадает в благоприятные природные условия, использует умеренные физические нагрузки, постепенно к ним приспосабливается и они становятся неотъемлемой частью режима, а прогулки на воздухе перед сном способствуют улучшению последнего.

Занятия физическими упражнениями на «дорожках здоровья» показаны при отсутствии медицинских противопоказаний, преимущественно в стадии завершения медицинской реабилитации или после нее.

Ближний туризм (1—3 дня). Наибольшее распространение получил пешеходный туризм, реже путешествуют на лодках, велосипеде. В туристических походах активное восприятие окружающей среды создает у больных новый комплекс обстановочных рефлексов и в сочетании с физической нагрузкой является основой снижения психонервного напряжения, активного отдыха и улучшения вегетативных функций. Общение человека с природой играет огромную роль в духовном, нравственном и эстетическом развитии личности.

Туристские походы обладают исключительно благоприятными возможностями для восстановления сил и укрепления здоровья. Умеренные физические нагрузки, положительные эмоции от общения с природой оказывают благотворное влияние на психоэмоциональную сферу, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма. Проходит накопившееся нервное утомление, повышается тонус нервных центров, их регулирующая функция. Все это положительно сказывается на результатах медицинской реабилитации больных, находящихся в благоприятных условиях внешней среды.

Пешеходный, а особенно водный и лыжный туризм является одним из лучших средств борьбы с неврозами и ранним атеросклерозом, профилактики ИБС и других заболеваний. Применение туризма позволяет больному встряхнуться, отключиться от городской среды и восстановить внутреннее равновесие, нарушаемое излишним динамизмом жизни и стрессами города.

Спортивные упражнения в ЛФК используются в виде прогулок на лыжах, парусных лодках, плавания, гребли, катания на коньках, велосипеде и др. Их положительная черта в том, что они происходят чаще за чертой города и являются хорошим оздоровительным средством. Их применение в комплексе восстановительных мер значительно усиливает адаптацию больных к физическим нагрузкам, способствуя большому успеху реабилитации.

Игровое занятие имеет место обычно в санаториях (на курортах и во внекурортных условиях), профилакториях, детских учреждениях. Данная форма преследует цели активизации режима и повышения эмоционального фона. Положительная роль игр заключается в том, что в них нет непрерывности усилия, периоды относительного напряжения чередуются с отдыхом. Радостные и положительные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК

Под ней следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (процедура лечебной гимнастики, прогулки и др.). Основными критериями дозирования нагрузки при проведении процедур лечебной гимнастики являются: а) подбор упражнений; б) количество повторений; в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия); г) продолжительность процедуры. Помимо этого, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка — А — без ограничения выбора упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка — Б — исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка—В—допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног, в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозированйе прогулок по ровному месту определяется в основном длительностью расстояния, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозирование терренкура определяется длиной и рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжитель­ности ходьбы и отдыха на привалах.

Дозированйе оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания интервалов бега. Нагрузка при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности купания и плавания. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках нагрузки определяются продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами отдыха.

Методы применения физических упражнений:

а) гимнастический; б) спортивно-прикладной; в) игровой. Наиболее характерен для ЛФК гимнастический метод, имеющий наиболее широкое применение в силу особенностей обстановки лечебных учреждений.

Кроме того, гимнастический метод позволяет постепенно увеличивать нагрузки и изменять направленность воздействия упражнений на функции пораженных систем, что имеет важное практическое значение для достижения результатов в медицинской реабилитации больных. Спортивно-прикладной метод дополняет гимнастический.

Игровой метод (подвижные и спортивные игры) создает радостные положительные эмоции и возбуждает функциональную активность организма. Наиболее широко игровой метод применяется в ЛФК к детям и в условиях санаториев.

Принципы построения частных методов в ЛФК

В основе построения частных методик ЛФК лежат следующие положения.

1. Интегральный подход в общей оценке состояния больного сочетается с учетом особенностей заболевания (принцип нозологии).

2. Обязательный учет патогенетической и клинической характеристик заболевания, возраста и тренированности больного.

3. Определение терапевтических задач в отношении каждого больного или группы больных.

4. Систематизация специальных упражнений направленного действия, влияющих на восстановление функций пораженной системы.

5. В каждой частной методике объединяется общее и местное. Необходимо, чтобы специальные виды физических упражнений ра­ционально сочетались с общеукрепляющими и этим обеспечивались бы как общая, так и специальная нагрузка.

Известно, что в ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое практическое и методическое значение в обучении больных физическим упражнениям имеет ряд дидактических принципов: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование правил: а) от простого к сложному, б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному.

В ЛФК целесообразно использовать преимущественно умеренные физические нагрузки. Умеренное, но продолжительное воздействие более оправданно, чем концентрированная нагрузка в короткий период времени. Нельзя оправдать стремление к максимализму, а вопрос об интенсивных нагрузках в ЛФК до сих пор является дискутабельным. Не следует переоценивать силы организма: они велики, но не безграничны. Конечно, на завершающем этапе медицинской реабилитации, а также в периоде конвалесцеиции можно использовать физические нагрузки по типу интенсивно-тренировочного режима, если нет к тому медицинских противопоказаний.

Деление на периоды в ЛФК

Весь курс лечения подразделяется на 3 периода:

1. Подготовительны и, или вводный (3—6 дней), когда наибольшее внимание обращается на общую нагрузку и щадящее отношение к пораженной системе, органу. В связи с этим в начальном периоде применяется облегченная физическая нагрузка.

2. Основной, или тренирующий (основное время пребывания на лечении). В этом периоде широко используются средства и методы ЛФК в целях наилучшего достижения результатов медицинской реабилитации.

3. Заключительный (3—5 дней), когда осваивается правильное выполнение показанных упражнений для занятий лечебной гимнастикой в домашних условиях. Чаще всего все 3 периода находятся в соответствии с этапами медицинской реабилитации.

Методы проведения процедур лечебной гимнастики.

Различают индивидуальный, групповой и самостоятельный. При проведении процедур предусматривается воздействие на весь организм больного при сочетании со специальным (направленным), в связи с чем имеет место применение упражнений общеукрепляющих и специальных. При проведении процедур лечебной гимнастики необходимо соблюдать принцип постепенности и последовательности. Следует чередовать физическую нагрузку на различные мышечные группы. Дыхательные упражнения используются как специальные, так и с целью снижения общей нагрузки. Объем методического материала в лечебной Гимнастике должен соответствовать режиму движений больного.

При построении процедуры следует учитывать, что она состоит в основном из трех разделов: а) вводного; б) основного; в) заключительного. В отдельных же случаях процедура лечебной гимнастики может состоять из 2—5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. Основной раздел процедуры занимает 50% времени всей процедуры, а во второй половине курса лечения — несколько больше.

В целях более правильного применения упражнений в процедурах необходимо использовать следующие методические приемы: а) выбор исходных положений; б) подбор упражнений по анатомическому признаку; в) повторяемость, темп и ритм движений; г) амплитуда движений; д) точность выполнения движений; е) простота и слож­ность движений; ж) степень усилия в упражнении; з) метод исполь­зования дыхательных упражнений; и) эмоциональный фактор.

Методы ЛФК

Метод коррекции. Это комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические и механотерапевтические меры и пр.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стопы),

В ЛФК различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией понимается использование специальных корригирующих упражнений в сочетании с другими общеукрепляющи-ми упражнениями. Активная коррекция включает регламентацию режима, выработку корригирующих навыков и борьбу с неправильными позами. Она использует различные виды общеукрепляющих упражнений. Под пассивной коррекцией понимается воздействие, осуществляемое без активного участия больного. Сюда следует отнести пассивные движения: лежание на наклонной плоскости, массаж, ортопедические редрессации, корсеты и пр. Специальная. коррекция предусматривает использование активных корригирующих упражнений в сочетании с элементами пассивной коррекции в целях выправления анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы.

Корригирующая (выравнивающая) гимнастика расценивается как основное звено активной коррекции, являясь разновидностью лечебной гимнастики. Одной из ее главных задач является укрепление мышечного корсета позвоночника, преимущественно мышц спины. Активная коррекция предусматривает:

а) мобилизацию позвоночника. При наличии же выраженной по­движности позвоночника корригирующие упражнения применяют­ся с целью укрепления мышечного корсета, преимущественно мышц спины, с целью ограничения подвижности позвоночника (А.Ф. Каптелин);

б) разгрузку и вытяжение позвоночника. Разгрузка достигается в двух положениях: лежа и стоя на четвереньках. Вытяжение позвоноч­ника проводят в трех положениях: лежа на наклонной плоскости; при упражнениях в смешанных или чистых висах, осуществляемых у гимнастической стенки, на наклонной и горизонтальной лестнице, гимнастических кольцах и пр.; на установке с помощью подводного вертикального вытяжения;

в) гиперкоррекцию позвоночника, когда вследствие сокращения мышц корпуса (преимущественно спины) относительно сглаживает­ся патологическое искривление;

г) упражнения в балансировании, которые относятся к числу кор­ригирующих, так как способствуют укреплению мышц корпуса;

д) развитие полного дыхания с целью укрепления мышц грудной клетки и воспитания правильного дыхания и осанки;

е) воспитание у детей привычной правильной осанки. Под послед­ней понимается способность подростка или юноши без активного напряжения держать прямо корпус и голову.

Полноценное осуществление коррекции, особенно детей, связа­но с участием не только врача и инструктора ЛФК, но также педагога и родителей.

Метод дозированных восхождений (терренкур) оказывает общевосстановительное влияние на больных, поэтому актив­но способствует достижению медицинской реабилитации. Под терренкуром понимается метод дозированных восхождений по холми­стой местности, где сочетается ходьба по горизонтальной плоскости с восхождениями и спусками в пределах 3—15°. Терренкур является методом тренирующей терапии на свежем воздухе, его применение частично возможно (при наличии разбитых маршрутов), на стацио­нарных парковых участках, но преимущественно же в период санаторной (второй) фазы реабилитации, к которой больной уже доста­точно подготовлен (фаза выздоровления). Терренкур подразделяется на два вида: а) внутрисанаторный, когда маршруты проходят в преде­лах парка санатория; б) общекурортный, когда маршруты терренкура проходят потерритории курорта. Нагрузка в терреикуре-определяется продолжительностью маршрута, сочетанием ходьбы по горизонтали с восхождениями, величиной угла подъема, темпом ходьбы, количе­ством остановок и использованием дыхательных упражнений перед остановкой. Каждый маршрут терренкура оборудуется соответствую­щими указателями. Ценность настоящего метода выражается в том, что он обладает прикладным значением, особенно для больных с последствиями травмы или заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Действие на организм дозированных восхождений как об-щетренирующего фактора находит широкое применение в медицин­ской реабилитации больных с заболеваниями респираторно-карди-альной системы, ожирением и др.

Механотерапия — особый вид физических упражнений на специальных аппаратах для развития движений в отдельных суставах. Существуют различные системы аппаратов механотерапии (дву-плечныи рычаг — аппараты Цандера, на принципе маятника — аппараты Крукенберга, на принципе блока — аппараты Тило и др.). Необходимо учитывать, что сама по себе механотерапия является составной частью лечебной гимнастики. Механотерапия как метод лечения не имеет самостоятельного значения так как она одна, без сочетания с лечебной гимнастикой и другими формами ЛФК не в состоянии обеспечить восстановительные результаты в рамках меди­цинской реабилитации. Упражнения на механотерапевтических аппаратах применяются главным образом при стойких двигательных нарушениях, на поздних этапах медицинской реабилитации травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Аппараты механотерапии не следует смешивать сo снарядами, приборами, используемыми в практике лечебной гимнастики: вали­ки, полувалики, блок-закрутка, лестнички, двойные колеса, шезлонг-велосипед, аппарат для облегченной ходьбы и др. (Г. А. Минасян, В. Н. Мошков, К. И. Михайлов и др.). Большое число аппаратов и приспособлений сконструировано и используется на практике для восстановления движений у ортопедических и травматологических больных (А. Ф. Каптелин).

В отличие от аппаратов механотерапии с их грубым воздействием снаряды лечебной гимнастики применяются как с целью облегчения выполнения упражнений, так и для постепенного увеличения нагруз­ки. Поэтому их применение показано и в остром периоде течения травматического процесса. Постепенность увеличения нагрузки и мягкость выполнения упражнений позволяют усиливать результаты в достижении медицинской реабилитации.

За последние 10 лет в лечебной гимнастике стали применять специальные аппараты—тренажеры. Они дополняют действие лечебной гимнастики, потому их применяют как составную часть процедуры или самостоятельно. По возможности их целесообразно применять в домашних условиях. На аппаратах механотерапевтического типа возможно осуществлять нагрузку, преимущественно «местную», усиливать и ослаблять ее, применяя движения лишь по основным осям упражняемых суставов.

Чтобы достичь положительных результатов в медицинской реабилитации, особое внимание следует обратить на развитие рабочей функции ноги, руки, в особенности кисти и пальцев. Для осуществле­ния этой задачи в лечебной гимнастике используются различные виды активных движений и специальные приспособления (аппара­ты) простейшего устройства.

Трудотерапия — лечение трудом, является составной частью реабилитационных мер, направленных как на восстановление функ­ции пораженного органа (системы), так и всего организма больного. Разнообразные виды физических упражнений трудовой направлен­ности применяются в соответствии с медицинскими показаниями. Показания распространяются преимущественно на лиц с последст­виями травм опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Характерными клиническими проявлениями у этих больных явля­ются различные расстройства функции движения в разных участках опорно-двигательной системы. Трудотерапию назначают также с целью повышения общего тонуса и укрепления всего организма больного.

В основе лечебного действия трудотерапии лежит влияние регулярного применения упражнений трудового характера. Сам процесс функционирования пораженной системы выступает в качестве лечеб­но-восстановительного или поддерживающего фактора. Трудовые движения стимулируют физиологические процессы и функцию основных систем больного, мобилизуют его волю, дисциплинируют и приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают от мыслей и побуждений, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, отвлекают от ухода в болезнь. Трудовые движения приводят больного в деятельное состояние, вызывают гармоничное функционирование всего организма. Трудовые операции возбуждают психическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Трудотерапия отражает задачи восстановительной терапии, осо­бенно при заболеваниях и травмах с последующим нарушением фун­кции движения. Средства трудотерапии применяют дифференциро­вание, содержание назначаемых трудовых заданий подбирают в за­висимости от особенностей заболевания или травмы, состояния функций, подлежащих восстановлению и общего состояния больного.

В трудотерапии используются различные простейшие трудовые движения на воздухе: уборка территории (двор, сад и др.), окапывание кустов и цветов, земляные работы с лопатой, граблями и др. Для восстановления движений в верхних конечностях, в частности кисти, применяют плетение, шитье, резьбу по дереву и др. Наиболее важное практическое значение втрудотерапии имеют столярные и слесарные работы: пиление, строгание, сверление, работа ножом, топором, на­пильником и др. Для развития движений в нижних конечностях ис­пользуются работы с лопатой, на ножной швейной машинке и др. Положительным моментом трудотерапии является вовлечение в ра­боту пораженной конечности с помощью здоровой (фактор реперкуссии). В настоящее время трудотерапия становится одним из важнейших факторов медицинской реабилитации больных с поражением центральной и периферической нервной системы.

Трудотерапия дополняет ЛФК, а лечебная гимнастика позволяет проводить почти все возможные варианты физических упражнений для восстановления двигательных функций и таким образом подго­тавливает больного к полноценному использованию трудотерапии.

Методы закаливания организма. При применении ЛФК у различ­ных больных процесс дозированного упражнения организма целесо­образно сочетать с закаливанием. Применение закаливающих проце­дур (воздухом и водой) хорошо дополняется действием физических упражнений, усиливая успех медицинской реабилитации.

Как при дозированной тренировке физическими упражнениями, так и при закаливании необходимо применять воздействия трениру­ющего и закаливающего характера систематически, последователь­но, с постепенным возрастанием силы раздражителя. В результате физическая тренировка приводит к повышению физической работо­способности, а закаливание — к повышению устойчивости организ­ма к факторам внешней среды. По существу это деление условно, так же как и физическая тренировка. Закаливание есть единый процесс, совершенствующий приспособительные (адаптационные) функции организма.

Для успешного применения закаливания в практике ЛФК необхо­димо придерживаться следующих положений:

а) рекомендовать регулярное осуществление закаливания следует с учетом индивидуальных особенностей больного и тех условий, в которых он живет;

б) проводить закаливание следует регулярно, последовательно увеличивая воздействие температурных закаливающих фактрров; в) закаливание целесообразно сочетать с выполнением физиче­ских упражнений (зарядка, гимнастика, прогулки, туризм, купание, лыжи и др.);

г) проведение закаливающих воздействий следует осуществлять с учетом географической зоны сезона года под врачебным контролем.

При закаливании воздухом тонизирующее и тренирующее влия­ние последнего, как известно, определяется температурой и движени­ем воздуха (интенсивностью раздражителя), продолжительностью воздействия и площадью обнаженной поверхности тела. Проводить закаливание можно и в домашних условиях, и на открытом воздухе.

Наиболее сильная форма закаливания — это закаливание водой, что связано с большей теплоемкостью и теплопроводностью воды. Влияние воды на организм зависит от индивидуальных особенностей больного и используется обычно в раз­личных формах (умывание, обмывание, обтирание, обливание, ван­ны, купания в закрытых и открытых водоемах). Как указывалось, необходимо постепенно увеличивать силу раздражения и видоизме­нять метод закаливания в зависимости от состояния больного, гео­графической зоны и сезона года. Начинать закаливание рекоменду­ется в период установившейся летней погоды. Детально методика закаливания в рамках общих основ ЛФК не рассматривается, так как она описана в ряде пособий и руководств по данному вопросу.

Метод психотерапии. Отечественная клиническая школа связана с интегральным направлением в медицине. Единство психического и соматического в диагностике и особенно в комплексном лечении определяет правильный подход и взаимоотношения врача и больного. Это ярко проявляется, когда применяемые методы характеризуются активным вовлечением в процесс лечения самого больного. Такими методами являются ЛФК и психотерапия, особенно ее раздел — аутогенная тренировка., а также БОС. Нельзя забывать, что, как подчеркивал И. П. Павлов, слово явля­ется сильнодействующим средством. Оно оказывает обезболиваю­щее, успокаивающее, тонизирующее и другие воздействия, поэтому к словам, обращенным к больному, нужно относиться с большим вниманием. Следует учитывать, что каждое заболевание или травма, которые приводят больного к врачу, характеризуются не только кли­ническими проявлениями заболевания или травмы, но и связанны­ми с ними переживаниями. Последние охватывают различные пси­хологические переживания больного, связанные с проявлениями как болезни, так и ее последствий и возможных осложнений, приводящих к изменению трудового и общественного положения больного.

Именно в ЛФК, когда больной призван включиться активно в процесс восстановительного лечения, необходимо поддержать и уси­лить его потенцию к выздоровлению. Переживания больного, его субъективный мир, психологическое состояние, которые оказывают активное влияние на течение восстановительных процессов и исход лечения, не должны быть вне внимания врача или инструктора ЛФК.

Так, помимо необходимых практических рекомендаций, в процессе лечения следует оказывать на больного влияние добрыми словами сочувствия и убеждения в выздоровлении. Именно вера больного в выздоровление — могучий фактор, стимулирующий восстановительные процессы в организме. Вот почему по ходу лечения врач или инструктор ЛФК должен обращать внимание больного даже на незна­чительные улучшения в его состояний или улучшение нарушенных движений (увеличение экскурсных движений, возрастание силы, уве­ренность в ходьбе, снижение частоты пульса, уменьшение усталости и др.). Конечно, и тут нужна индивидуальная оценка состояния боль­ного, тяжести заболевания, возможности восстановления. Необходи­мо также учитывать возраст и общую культуру больного, для того чтобы слова, подкрепляющие успех лечения, разъясняющие и убеж­дающие больного в его благоприятном исходе лечения, приводили к положительному результату.

Из методов психотерапии с практикой ЛФК наиболее тесно со­прикасается (и сочетается) метод аутогенной тренировки. Под аутогенной тренировкой понимается система самовнушения, осуществляемая с одновременным успокоением нервной системы и расслаблением мышц всеготела. Аутогенная тренировка используется не только в медицине, но и с целью воспитания, укрепления волевых качеств спортсменов, военнослужащих и др. Она проводится индивидуальным и групповым методами.

Метод аутогенной тренировки в сочетании с ЛФК применяется с положительными результатами только в тех случаях, когда больной не пассивен, когда он не ждет сложа руки помощи от врачей, а активно включается в процесс лечения и тем ускоряет свое выздоровление. При аутогенной тренировке необходимо учитывать, что современный человек на всех этапах своей жизни осуществляет движения, характеризующиеся различной степенью напряжения. Этот процесс — напряжение мышц — за счет частой повторяемости стал привычным для ЦНС и поэтому более легким. В противовес ему процесс расслабления мышц, менее используемый в жизни человека (помимо сна), более труден как мало подвергающийся процессу тренировки. В связи с этим АТ целесообразно применять как метод, дополняющий действие процедур ЛФК. К процессу аутогенной тренировки следует относиться серьезно, так как только вера в самовнушение и регулярные тренировки помогают больным расслаблять мускулатуру (релаксация), вызывать тепло в разных частях тела, создавать для себя спокойное состояние, снижать нервное напряжение, способствовать засыпанию. Отсюда вытекают и широкие показания к применению ЛФК в комплексе с АТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: