Политико-правовые учения периода императорского Рима

Политико-правовые учения республиканского периода.

Политико-правовые учения периода императорского Рима.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Y. Текст лекции

IV. Литература

II. Воспитательные цели

I. Учебные цели

Санкт-Петербург

Л Е К Ц И Я

Кафедра государственно-правовых дисциплин

МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры государственно-правовых дисциплин

подполковник внутренней службы

Чебоксаров П.А.

”_____” _____________ 2009 года

по дисциплине «История политических и правовых учений»

по специальности 030501.65 – «Юриспруденция»

Тема № 4 Политико-правовое наследие Древнего Рима

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №______от

”______” _______________ 2009 года

Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о политико-правовой мысли Древнего Рима.

Воспитывать у курсантов и слушателей правовую культуру, уважение к историческому опыту развития государства и права, к политико-правовым доктринам прошлого и современности.

III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Политико-правовые учения республиканского периода. 2. Политико-правовые учения периода императорского Рима. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Основная

  1. История политических и правовых учений. Древний Рим. М., 1985
  2. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.М., 1986.
  1. История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1389.В.С. Нерсесянц. Право и закон. М., 1983.
  2. Азаркин Н.М., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. М. 1994
  3. Альбов А.П., Сальников В.П. История философии права. СПб. 1998.
  4. Гулиеев В.Е. Об исследовании политико-правовых учений. М. 1993
  5. Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М. 1986
  6. История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1996
  7. История политических и правовых учений (домарксистский период): Учебник. Под ред. Лейста О.Э. М., 1991.
  8. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985
  9. Методические указания к изучению курса истории политических и правовых учений. М., 1986.

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 4 « Политико-правовое наследие Древнего Рима».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Политико-правовые учения республиканского периода.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие, все три основные этапа, которые принято выделять в истории этого великого государства: царский (754-510 гг. до н. э.), республиканский (509-28 гг. до н. э.) и императорский (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.). В царском, сравнительно кратком по времени периоде становления древнеримского государства, господствовали взгляды, во многом традиционные для родоплеменных отношений: установленные богами законы обычая справедливы и священны. С возникновением государства цари выполняли функции как военных вождей, так и верховных жрецов. Опираясь на сенат (совет старейшин), они принимали и проводили в жизнь новые законы, содержание которых говорит о переходном периоде становления государственности и права (Законы Сервия Туллия). Писанных законов еще не было, как и теоретических работ по правовым вопросам. Ко времени основания Рима на Апенинском полуострове было много греческих колоний. Влияние их культуры на римлян несомненно, что подтверждается хотя бы сходными пантеонами богов(Зевс - Юпитер и т.д.).

После изгнания последнего царя, с возникновением республиканского строя и в связи с борьбой плебеев против патрициев возникла необходимость в составлении писанного законодательства. В середине V в.(период расцвета Афин и др.греческих полисов)из Рима в Грецию были напрвлены посланники для ознакомления с греческим законодательством, особенно с законами Солона. Результаты этой поездки были использованы специальной коллегией (децимвиров) при составлении Законов XII таблиц - первого писанного свода законов Древнего Рима. В дальнейшем значительное влияние на римских ученых оказали взгляды пифагорейцев, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и других древнегреческих мыслителей. Так, общефилософские представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99-55 гг.до н. э.) в его известной поэме “ О природе вещей”.

Значительными достижениями древнеримской мысли было создание самостоятельной науки - юриспруденции. В политических и правовых учениях древнего Рима зарождаются теории, которые были развиты в последующие эпохи. Особенно велико значение работ римских юристов, среди них: Ацилий Сапиент (нач.II в.до н.э.)- автор комментария к Законам XII таблиц, Эллий Пет Кат (консул 198 г.до н.э.), написавший первое юридическое произведение,адресованное широкой публике, содержавшее основы римского права, Манилий (консул 165 г.до н.э.), один из основоположников цивильного права, Сципион Назика Коркул (цензор 159 г.до н.э.),юрист, которому сенат подарил дом, построенный на общественные средства,чтобы люди, которым была нужна юридическая консультация, имели к Сципиону удобный доступ.

Виднейшим республиканским идеологом был знаменитый философ, государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.). Свое отношение к проблемам государства и права он выразил в работах “О государстве” и “О законах”, а также в многочисленных политических и судебных речах.

Государство он определял, как дело, достояние народа, подчеркивая при этом, что “народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”.

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Он отмечал изначальную связь государства и собственности, писал, что причиной образования государства является охрана собственности.

Формы государственного устройства Цицерон выводил из “характера и воли” тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. “Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Цицерон предпочитал смешанную форму государства, ибо в простых формах эти достоинства представлены односторонне, что обусловливает их недостатки, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, смену форм власти, их вырождение в “неправильные” формы.

Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все простые люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, “когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”.

Основной порок простых форм государства, по его мнению, состоит в присущей им односторонности и неустойчивости. Царская власть чревата произволом единственного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство богатых и знатных; полновластие народа приводит к пагубным последствиям, к “безумию и произволу толпы”, к ее тиранической власти. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы) уже не являются формами государства, т.к. в этих случаях отсутствует само государство, понимаемое как общее дело.

Предотвратить вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. “Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа”. Достоинством такого государственного строя являются прочность государства и правовое равенство граждан.

Такую смешанную форму правления он находит в сенатской республике римской государственности - полномочиях консулов, полномочиях сената, полномочиях народных собраний и народных трибунов. Он подчеркивает необходимость “равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа”. Значительные преимущества Рима он усматривает в географическом расположении города на суше, соединяющейся с морем (благодаря Тибру), но не у самого моря. Цицерон в продолжениивсей своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры. Институт рабства он оправдывал.

Цицерон восхвалял добродетели истинно государственного деятеля и идеального гражданина. Он призывал изучать науки о государстве и праве, “такие науки, которые могут сделать нас полезными государству”, усматривал в служении государству “самую главную задачу мудрости и величайшее проявление доблести...”.

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, выдержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и “владеть основами права, без знаний которых никто не может быть справедлив”. В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства, как общего дела народа, с согласия последнего, истинный государственный деятель должен “как диктатор установить в государстве порядок”.

В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость, которая понимается как вечное, неизменное, неотъемлимое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Всей этой “природе” (в силу ее божественного закона) присущи разум и законосообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы и являются источником и носителем естественного права. “Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает: оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие недозволенно; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем”.

Всякого, кто презрев человеческую природу, своевольно и произвольно не покоряется этому закону, Цицерон характеризовал, как беглеца от самого себя, каждый неминуемо понесет величайшую кару, если даже ему удастся избежать обычного людского наказания. Он видел существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что “она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними”. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший истинный закон), по Цицерону, возникло “раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано”. Само государство является по своей сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. “Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, права предъявлять подложные завещания, - если права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы”. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как мерило их справедливости или несправедливости.

Под действие закона,считал Цицерон, должны попадать все. Он придавал важное значение введению к закону - преамбуле, поскольку “закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами”.

Творческое наследие Цицерона, в том числе - его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.

Видными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3-65 гг.), Эпиктет (ок. 50-ок.140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121-180 гг.). Их общетеоретические представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков.

Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования. Это отразилось в их политических и правовых взглядах.

Сенека, сын писателя из состоятельной семьи всадников и воспитатель императора Нерона, считал судьбу (божественный дух, провидение, природа) причиной всех причин: “Закон судьбы совершает свое право”. Законы отдельных государств должны соответствовать законам “мирового государства”, т.е.законам природы. Сенека отстаивал идею духовной свободы человека, независимо от его социального положения.

Эпиктет, родом из Греции, бывший раб, а затем вольноотпущенник, преподавал философию в Риме. Отстаивал равенство всех людей, отвергал государство и брак. Счастье видел в свободе человека от страстей.

Марк Аврелий, римский полководец и император, под влиянием учения Эпиктета в своих произведенияхутверждал, что счастье достигается путем познания правящего миром естественного закона. Развивал представление о государстве “с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных”. В то же время он требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на месте, отведенном ему судьбой, и тем самым, по-существу, выступал апологетом существующего строя.

В императорский период, в связи с усилением централизации власти, значительно возросли роль и влияние римских юристов. Наиболее выдающимися из них были Гай (II в.), Папиниан (II-III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.)”О цитировании юристов” положениям этих пяти правоведов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Парцелл.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т. д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений.

Гай был сторонником абсолютной власти императора, а также неограниченной частной собственности рабовладельцев, автором “Институций”. Он отстаивал законную силу императорских распоряжений, так как сам император получил свои полномочия в силу закона.

“Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы... Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к действиям... Основное деление, относящееся к праву лиц заключается в том, что все люди суть или свободные или рабы”.

Эмилий Папиниан (150-212 гг.) занимал высокие государственные посты, написал “Исследования”, “Ответы” и др.работы, которые представляют вершину в развитии древнеримской юриспруденции, отличаются точностью и кроткостью суждений, логичностью и добродетельностью выводов. 395 фрагментов из его сочинений вошли в состав Дигест. Он дает следующее определение закона: “Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства”. Публичное право,-считал Папиниан,- не может быть изменяемо договорами частных лиц.

О личных качествах Папиниана свидетельствует такой факт. Император Каракалла, которого он воспитывал, убил своего брата и потребовал от Папиниана, чтобы тот оправдал это злодеяние, на что последний ответил: “Легче совершить братоубийство, чем его оправдать”. По приказанию Каракаллы Папиниан был убит.

Юлий Павел является автором многочисленных работ по различным вопросам права (св. 300 книг), которые отмечались энциклопедичностью, охватом всего предшествующего правового материала, точностью юридического анализа. Извлечения из его работ составляют около 1/6 части Дигест.

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли, право выступало, как нечто богоданное и обозначалось термином fas. В отличие от fas, человеческое право в дальнейшем получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и позитивное или положительное.

Ульпиан разделил всё право на публичное (право, которое “относится к положению Римского государства”) и частное (право, которое “относится к пользе отдельных лиц”). Он выделял право народов как часть естественного права:“Право народов - это то, которым пользуются народы человечества: можно легко понять его отличие от естественного права; последнее является общим для всех живых существ, а первое - только для людей в их отношениях между собой”.

“Изучающему право, - указывал Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от jusfitia (правда, справедливость)...” “Юстиция, - писал он, - есть постоянная и непрерывная воля воздать каждому свое право”. Далее Ульпиан формулирует “предписания права”: жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит. Юриспруденцию он определял как “познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого”.

Модестин был учеником Ульпиана, занимал должность префекта в 226-244 г.г., внес существенный вклад в формирование некоторых вопросов юридической доктрины и практики. 349 фрагментов из его практики включены в Дигесты. Среди них можно выделить следующие: “Позднейшие законы имеют большее значение, чем те, которые были раньше”. “Прокуратор, которому поручено управлять всем имуществом, не может отчуждать вещи хозяина (ни движимые, ни недвижимые, ни рабов) без специального поручения хозяина, за исключением плодов или других вещей, которые легко портятся...”

Для правопонимания древнеримских юристов характерно постоянное стремление подчеркнуть аксиологические (ценностные) черты права, присущие понятию права качества необходимости и долженствования, а не просто как принудительного акта определенного органа. “Воздавать каждому свое право” является основным принципом естественного права не только в толковании римских юристов, но и многочисленных предшествующих и последующих представителей естественно-правовой доктрины.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и прежде всего цивильного права. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. В последней они детально разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д.

Право народов в понимании римских юристов включало в себя, как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с неримлянами. О круге вопросов, попадающих под действие права народов, Гермогениан писал: “Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имущества, установление границ полей, построение зданий, учреждены торговля, купля-продажа, наймы, обязательства, за исключением тех, которые были введены цивильным правом”. Понятие “враги” у Гая и Помпония использовалось лишь для обозначения тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Если же ведется необъявленная война, то все противники - это “разбойники и грабители”.

Творчество римских юристов оказало большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Многие современные понятия, термины восходят к римским авторам, к римскому праву и римским юристам.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus Uris Civilis), которая включала:

1) Институции, т. е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы “Институции” Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от 1 в. до н. э. - по IV в. н. э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

Руководил всей кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. Это вполне закономерно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

Раннехристианские политико-правовые концепции. В пределах Римской империи в I веке появляется новое вероучение - христианство, которое выступило с проповедью заветов единого Бога - Иисуса Христа. Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

В “ Откровении Иоанна Богослова” (“Апокалипсисе”), написанном в 68-69 гг., предрекается гибель Риму, “великой блуднице”: “За то в один день придут на неё казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена огнем...”. Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в “ Евангелии от Луки”: “Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение”. Резкие выпады против богатых содержатся в “ Соборном послании апостола Иакова ”.

В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в “ Деяниях святых апостолов”, никто не имел своего имущества: “ Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого”. В своем подходе к вопросам собственности, труда и распределения материальных благ ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти требования звучат в таких положениях, как: “ Каждый получает свою награду по своему труду”; “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”.

Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному “закону свободы”, характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей перед “Законом Божьим”. В то же время необходимо подчеркнуть стремление раннехристианских проповедников приспособить новое вероучение к условиям Римской империи.

Хотя христиане на протяжении почти 250 лет подвергались гонениям, уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. стало государственной религией.

Одним из первых видных выразителей официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства стал Аврелий Августин (354-430 гг.). До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и до конца жизни он - епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим основные положения христианской философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах “ О граде Божием”, “О свободной воле” и ряде других сочинений.

В процессе обоснования и проповеди своих теологических воззрений Августин обращается и к правовым вопросам. При этом основополагающее место занимают рассуждения о восходящем к богу нерушимом вечном законе, который действует и в области человеческих отношений. Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с “вещами как они есть”.

Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности, с их трактовкой “естественного права”. Учение о “естественном праве” как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.

Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве. Он призывал правителей быть исполнителями божественного промысла, содействовать церкви в борьбе с еретиками.

Римско-католическая церковь использовала учение Августина для обоснования своих претензий на политическую власть. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован, назван Блаженным и до сих пор остается одним из столпов католицизма.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Ульпиан и его членение на частное и публичное право. Категория «права народов» Ульпиана. Вклад римских юристов в развитие романо-германской правовой системы

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: 1. Политико-правовые учения республиканского периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: