Распорядительная деятельность руководителей имеет цикличный характер. В каждом цикле чередуются операции сбора и обработки информации, принятия решений и организации их выполнения. Различие подхода к выполнению этих операций проявляется в зависимости от места руководителя в иерархической системе структуры управления. На низовых уровнях этой системы характерным является выполнение всех управленческих операций самими руководителями. Руководители же организаций большую долю рабочего времени расходуют на принятие периодических плановых решений по развитию производства и решений по обеспечению производственного процесса техническими и материальными ресурсами. Много времени у них расходуется на общение с заказчиком, с субподрядными и проектными организациями.
Информация руководителям низового уровня по большей части поступает в устном виде. Эту информацию руководитель получает через доклады, общение с подчиненными и проведение совещаний. В бумажной форме поступает информация об указаниях вышестоящих руководителей и органов управления, а также отчетная информация. Руководители высших звеньев управления получают информацию, как правило, в документальной форме. В документах фиксируются принятые решения и сообщения об их выполнении, информация о состоянии дел на строящихся объектах и т. д.
|
|
Информационное обеспечение руководителя имеет чрезвычайно большое для него значение. Информация, с одной стороны, пополняет сведениями память руководителя, расширяет его кругозор и используется в его повседневной распорядительной деятельности, а с другой - является исходной базой для выработки управленческих решений и для организации их выполнения. Информация также используется для оценки полученных результатов в ходе и по окончании производственного процесса. В общем случае, руководитель должен получить такую информацию, которая позволила бы в короткое время определить ситуацию на стройке и принять решение. В управлении большое влияние на принятие решения оказывает информационная перегрузка и недогрузка. Когда поток информации чрезвычайно большой, руководитель может пропустить отдельные, даже важные, сообщения, что, как следствие, отражается на его решениях. При информационной недогрузке руководитель не сможет правильно оценить сложившуюся ситуацию на объекте.
При осмысливании совокупности информационных сведений, с учетом личного опыта, в сознании руководителя формируется собственное видение ситуации, то есть у него созревает психическое новообразование, создающееся на основе собственных мыслей и чувств. Оно затем переходит в замысел решения.
|
|
В психологическом отношении является важным. Чтобы. Принимая решение. Руководитель учитывал мнение большинства руководимого им коллектива людей. В своем руководстве начальник добьется необходимых успехов, если он не будет противопоставлять свою власть общественному мнению. Поэтому общественное мнение надо постоянно изучать и умело опираться на него. Деятельность руководителя не мыслима без тесного контакта с профсоюзами.
При принятии решений элементы ситуации должны многократно переобследоваться. Они соотносятся друг с другом и с условиями решаемой задачи. При осмыслении решений используются отложившиеся в памяти руководителя ассоциации, связанные с функциональным значением признаков информационных сведений, то есть знания о значении этих признаков в принимаемом решении. Знания выступают в качестве эталона, по которому дается оценка этого признака. Все это происходит в рамках интуиции человека. Интуиция еще важна и потому, что на качество информации влияют признаки субъективного порядка, то есть подмена действительного состояния дел желаемым, стремление выдать желаемое за действительное, скрыть реальные возможности, резервы, прост явление корыстных побуждений, заключающихся в принижении результатов деятельности других людей и т. д.
Принятие решения - это только начало текущего распорядительства. Немаловажной является организация его исполнения, особенно для руководителей организаций.
Этап организации выполнения решений важен потому, что он связан с работой коллектива работников. Надо учитывать и то обстоятельство, что решение, принятое руководителем, может быть не полностью понято исполнителями. Задача руководителя в этом случае состоит в том, чтобы сформировать в сознании исполнителей те же мысли и устремления, которые образовали в его голове замысел решения. Практика показывает, что даже при повторении слово в слово сказанного, другой человек может не понять смысла сказанного.
При организации выполнения решений должна четко работать обратная связь, позволяющая руководителю непрерывно быть в курсе событий, своевременно влиять на их ход.
В общем случае контроль за выполнением распоряжений выше стоящих органов, своих решений и решений, принятых на деловых совещаниях, ведут сами руководители, руководители функциональных подразделений и диспетчерская служба. Проверка исполнения должна быть четко налажена. Техника ее может быть ручной в журнальной или карточной форме, а также с помощью компьютерной техники. В последнем случае все данные о решениях, поручениях и сроках их выполнения помещаются в памяти ЭВМ и по мере их выполнения стираются.