Тактика текущего руководства

Распорядительная деятельность руководителей имеет цикличный характер. В каждом цикле чередуются операции сбора и обработки ин­формации, принятия решений и организации их выполнения. Различие подхода к выполнению этих операций проявляется в зависимости от места руководителя в иерархической системе структуры управления. На низо­вых уровнях этой системы характерным является выполнение всех уп­равленческих операций самими руководителями. Руководители же орга­низаций большую долю рабочего времени расходуют на принятие пери­одических плановых решений по развитию производства и решений по обеспечению производственного процесса техническими и материаль­ными ресурсами. Много времени у них расходуется на общение с заказ­чиком, с субподрядными и проектными организациями.

Информация руководителям низового уровня по большей части поступает в устном виде. Эту информацию руководитель получает че­рез доклады, общение с подчиненными и проведение совещаний. В бу­мажной форме поступает информация об указаниях вышестоящих руко­водителей и органов управления, а также отчетная информация. Руково­дители высших звеньев управления получают информацию, как прави­ло, в документальной форме. В документах фиксируются принятые ре­шения и сообщения об их выполнении, информация о состоянии дел на строящихся объектах и т. д.

Информационное обеспечение руководителя имеет чрезвычайно боль­шое для него значение. Информация, с одной стороны, пополняет сведени­ями память руководителя, расширяет его кругозор и используется в его по­вседневной распорядительной деятельности, а с другой - является исход­ной базой для выработки управленческих решений и для орга­низации их выполнения. Информация также используется для оценки по­лученных результатов в ходе и по окончании производственного процесса. В общем случае, руководитель должен получить такую информа­цию, которая позволила бы в короткое время определить ситуацию на стройке и принять решение. В управлении большое влияние на приня­тие решения оказывает информационная перегрузка и недогрузка. Когда поток информации чрезвычайно большой, руководитель может пропус­тить отдельные, даже важные, сообщения, что, как следствие, отражает­ся на его решениях. При информационной недогрузке руководитель не сможет правильно оценить сложившуюся ситуацию на объекте.

При осмысливании совокупности информационных сведений, с учетом личного опыта, в сознании руководителя формируется собственное видение ситуации, то есть у него созревает психическое новообразование, создающееся на основе собственных мыслей и чувств. Оно затем переходит в замысел решения.

В психологическом отношении является важным. Чтобы. Принимая решение. Руководитель учитывал мнение большинства руководимого им коллектива людей. В своем руководстве начальник добьется необходимых успехов, если он не будет противопоставлять свою власть общественному мнению. Поэтому общественное мнение надо постоянно изучать и умело опираться на него. Деятельность руководителя не мыслима без тесного контакта с профсоюзами.

При принятии решений элементы ситуации должны многократно переобследоваться. Они соотносятся друг с другом и с условиями решае­мой задачи. При осмыслении решений используются отложившиеся в памяти руководителя ассоциации, связанные с функциональным значе­нием признаков информационных сведений, то есть знания о значении этих признаков в принимаемом решении. Знания выступают в качестве эталона, по которому дается оценка этого признака. Все это происходит в рамках интуиции человека. Интуиция еще важна и потому, что на каче­ство информации влияют признаки субъективного порядка, то есть под­мена действительного состояния дел желаемым, стремление выдать же­лаемое за действительное, скрыть реальные возможности, резервы, про­ст явление корыстных побуждений, заключающихся в принижении резуль­татов деятельности других людей и т. д.

Принятие решения - это только начало текущего распорядитель­ства. Немаловажной является организация его исполнения, особенно для руководителей организаций.

Этап организации выполнения решений важен потому, что он свя­зан с работой коллектива работников. Надо учитывать и то обстоятель­ство, что решение, принятое руководителем, может быть не полностью понято исполнителями. Задача руководителя в этом случае состоит в том, чтобы сформировать в сознании исполнителей те же мысли и устремле­ния, которые образовали в его голове замысел решения. Практика пока­зывает, что даже при повторении слово в слово сказанного, другой чело­век может не понять смысла сказанного.

При организации выполнения решений должна четко работать об­ратная связь, позволяющая руководителю непрерывно быть в курсе со­бытий, своевременно влиять на их ход.

В общем случае контроль за выполнением распоряжений выше­ стоящих органов, своих решений и решений, принятых на деловых совещаниях, ведут сами руководители, руководители функциональных подразделений и диспетчерская служба. Проверка исполнения должна быть четко налажена. Техника ее может быть ручной в журнальной или карточной форме, а также с помощью компьютерной техники. В последнем случае все данные о решениях, поручениях и сроках их выполнения по­мещаются в памяти ЭВМ и по мере их выполнения стираются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: