Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв

Изучение политических и правовых учений в Германии этого периода следует начать с уяснения исторической и социально-экономической обстановки.

Под влиянием Великой Французской революции в Германии вспыхнули крестьянские волнения в Бадене, Саксонии, Пфальце. Горожане открыто проявляли недовольство своим положением.

Весной 1793 года произошло восстание ткачей в горных округах Силезии; в Майнце была провозглашена республика.

На немецких землях ждали решение три кардинальные проблемы:

1) достижение национального единства;

2) демократизация государственного строя;

3) отмена крепостничества.

Однако, немецкую буржуазию страшило движение трудящихся и она боялась опереться на широкие слои трудящихся. Поэтому немецкая идеология переводила революционные на малодоступный философский язык, избегая острых политических доктрин. Буржуазия боялась как бы не рассердить правительство, не прогневать государственную власть.

В связи с этим в политико-правовой мысли Германии выделяются следующие направления:

- историческая школа права (Густав Гуго, Карл Савиньи, Георг Пухта);

- революционно-демократическое направление (георг Форстер);

- теории утопических социалистов (К.Фрелих, Цигенхаген);

- теория либерализма (И.Кант);

- диалектическая теория (Г.Гегель).

В чем состояла сущность этих направлений?

Историческая школа права.

В Конце ХУШ – начале Х1Х в. зародилась эта школа в Германии. Эта школа в исследовании ставила вопрос не о том, в чем заключается сущность права и чем оно должно быть, а о том, как право возникает и какова его история.

К.Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором этапе делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, правовая система создается из духа народного, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Он пишет: «... этим органическим свойством право обладает также и в своем поступательном движении: органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю».

Безусловно, такая трактовка правовых институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако их историзм – историзм мнимый.

Во-первых, он покоится на идеалистическом миросозерцании и постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа.

Во-вторых, развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе диалектического движения по восходящей линии, а как простое, хронологически последовательное, механическое развертывание изначального содержания таинственного «духа» народа.

Юристы этой школы считали юридические институты, чтобы они служили опорой внешнего порядка, каким бы консервативным этот порядок не был. Утверждали, что положительные законы бессильны перед злом. Законодатель должен стараться точно выражать «общее убеждение нации».

Представители исторической школы права:

- выступали с апологией рабства и крепостничества, монархической государственности;

- выступали за утверждение феодального права;

- говорили о ненужности кодификации законодательства и иных мероприятий в масштабах всей Германии;

- отвергли договорное происхождение государства;

- не признавали права народа на революцию;

- отклоняли идею разделения властей.

Следует отметить, что эта школа мало нашла почитателей. Однако в философско-юридических идеях исторической школы положительное значение имела критика естественно-правовой доктрины с ее постулатом вечности, неизменности и неподвижности прав. Оставила свой след попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: