Лекция 1. Введение в экономику машиностроения

Пробелы в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с конституционной ответственностью Правительства Российской Федерации приводят к негативным последствиям: с одной стороны, Правительство не несёт ответственность за провалы в экономике, с другой, оно может быть произвольно отправлено в отставку[54].

Конституционно-правовая ответственность Правительство Российской Федерации

Взаимоотношение Правительства Российской Федерации с органами государственной власти

Организация деятельности Правительства Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

ГЛАВА 11. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Акты палат Федерального Собрания

Основными актами издаваемыми Федеральным Собранием, являются федеральные законы. Как уже было сказано, в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Федерации могут приниматься Федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции и федеральным конституционным законам

Возможность издания палатами Федерального Собрания собственных актов, устанавливающих внутреннюю структуру палат и реализующих полномочия палат парламента в отношении других государственных органов, предусматривается статьями 102 и103 Конституции Российской Федерации. Этими актами являются постановления. Большинство российских учёных рассматривают Постановления палат Федерального Собрания в качестве источников конституционного права[34], хотя существуют и иное мнение[35].

«О возможности принятия палатами Федерального Собрания нормативных актов свидетельствует и статья 125 Конституции Российской Федерации, в пункте «а» части 2 которой устанавливается, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Совета Федерации и Государственной Думы.

Акты палат Федерального Собрания как одна их форм выражения норм конституционного права отличаются по ряду признаков. В частности, они принимаются:

а) только самими палатами. Они не утверждаются другой палатой и не подписываются Президентом Российской Федерации;

б) лишь по определённому кругу вопросов, связанному с организацией работы этих палат, их комитетов и комиссий, а также депутатов (членов палаты), расстановкой кадров подчинённых им органов, осуществлением контроля за работой этих органов и т.п.»[36]

Конституция Российской Федерации предусматривает несколько способов принятия постановлений:

—большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации;

—квалифицированное число голосов: так при принятии федеральных конституционных законов необходимо и 2/3 голосов от общего количества депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации.

Решения, принятые на заседаниях палаты, оформляются её постановлениями или выписками из протокола заседания. Палата принимает постановления по вопросам, отнесенным к её ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации своей деятельности. Так, в соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначения Председателя Правительства Российской Федерации; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины её аудиторов; о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации и другим вопросам своей компетенции. Большинство постановлений носят индивидуальный, ненормативный характер. К числу нормативных постановлений относятся акты, регулирующие различные сферы деятельности палат.

Палаты Федерального Собрания в форме постановлений принимаются основополагающий для их работы акт—Регламент и изменения, дополнения к нему; результаты голосования об избрании Председателя палаты и его заместителей; решение об освобождении председателя палаты и его заместителей от занимаемой должности; результаты голосования; решения по другим вопросам внутренней организации палаты и её деятельности.

Регламент рассматривается как один из видов подзаконных актов. Особое значение регламентов в регулировании законодательного процесса, определило появление мнения, что иерархия нормативных актов должна выглядеть следующим образом: Конституция, закон, регламент. Содержащиеся в регламенте нормы в основном носят процессуальный характер. Круг реализации регламентных норм конкретен, причём они обязательны для исполнения каждым участником соответствующего процессуального действия. Неисполнение регламентных норм при принятии какого-либо решения влечёт его недействительность.

В отличии от федеральных законов регламенты палат принимаются в рамках одного чтения, что позволяет оперативно вносить в них необходимые дополнения и изменения. Так, с 22 января 1998 г. по 20 марта 2002 г. в Регламент Государственной Думы было внесено 34 изменения и дополнения в более чем пятьдесят статей[37].

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[38].

В соответствии с ним, на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия и ступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами. Официальным опубликование актов палат Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Парламентской газете».

§ 9. Конституционная ответственность палат Федерального Собрания Российской Федерации

Статья 102 Конституции Российской Федерации позволяет вывести следующие обязанности Совета Федерации:

—участие в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

—участие в утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

—участие в утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

—участие в решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

—назначение выборов Президента Российской Федерации;

—участие в процессе отрешения Президента Российской Федерации от должности;

—назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

—назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

—назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Являясь палатой представительства субъектов Российской Федерации Совет Федерации несёт ответственность только перед ними. Хотя Совет Федерации и является коллективным органом он не несёт коллективную ответственность: нельзя приостановить его действие или распустить. Представители субъектов Федерации несут ответственность перед органами субъектов Федерации, которые их делегировали. В случае, если субъект Федерации неудовлетворён деятельностью Совета Федерации, он может отозвать своего представителя.

Государственная Дума Федерального Собрания является палатой законодательного (представительного) органа Российской Федерации. К её основным обязанностям в соответствии с нормативными актами относятся:

—участие в формировании Правительства Российской Федерации;

—назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

—назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

—назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

За исполнение своих обязанностей Государственная Дума может быть распущена. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена в следующих случаях:

—статья 111 часть 4: «После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы»;

—статья 117 часть 3: «В случае повторного в течении трёх месяцев вынесения Государственной Думой недоверия Правительству Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу»;

—статья 117 часть 4: «Председатель Правительства Российской Федерации может поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Анализ данных положений позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, только роспуск Государственной Думы на основании положений статьи 117 является негативным последствием конституционной ответственности. Выражая недоверие Правительству, Государственная Дума признаёт, что оно работает плохо. Вследствие этого, Государственная Дума должна нести ответственность за сформированное ею неработоспособное правительство Российской Федерации. Роспуск Государственной Думы, предусмотренный статьёй 111, является способом разрешения конституционного конфликта между законодательной и президентской властями, а не негативным последствием конституционной ответственности.

Во-вторых, за неисполнение почти всех своих обязанностей (кроме формирования Правительства) Государственная Дума ответственности не несёт.

О злоупотребление правами в сфере законодательной власти можно вести речь не сколько в отношении представительного органа, сколько в отношении отдельных депутатов. В соответствии со статьёй 46 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания депутаты обладают правом участвовать в прениях, вносить предложения по обсуждаемому законопроекту. И депутаты, используя данное право, не отражают в поправках пожелания своих избирателей, а лоббируют интересы различных промышленных, финансовых и иных групп.

Негативным последствием для депутата законодательного (представительного) органа государственной власти может являться его отзыв.

В настоящее время законы об отзыве депутатов представительных органов существуют во многих субъектах Российской Федерации. На федеральном уровне в Государственную Думу уже неоднократно вносились законопроекты, касающиеся отзыва депутатов избранных по одномандатным округам.

Несмотря на признание института отзыва на федеральном уровне в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации реальные механизмы реализации права граждан на отзыв депутатов отсутствуют: не существует обязанности депутата отчитываться о проделанной работе (а это не даёт избирателям возможность оценить качество работы избирателей[39]), на федеральном уровне не закреплены возможные основания отзыва.

Место исполнительной власти в жизни государства и общества. Термин «исполнительная власть» в его современном его понимании обязан своим происхождением теории разделения властей, принципы которой в той или иной степени положены в основу государственного устройства большинства стран мира. Конституционные положения, касающиеся исполнительной власти, как правило, не дают полного представления о её положении в системе высших органов государственной власти, хотя в конституциях почти всех государств ей посвящена отдельная глава. И это является типичной картиной для конституционно-правовой реальности. Без особых новелл в этой части обошлись и новые конституции государств Восточной Европы.

По мнению ряда ученых, определяя конституционный статус исполнительной власти, авторы конституций исходили из точки зрения германского ученого В. Лабанда, по мнению которого государство столь же мало может осуществлять свои задачи одним установлением юридических норм, как нельзя пустить машину простым формулированием законов механики. Данная точка зрения позволяет усомниться в ценности конституционной регламентации вообще. По-видимому, в данной ситуации остаётся либо допустить невозможность конституционной регламентации сферы дискреционных полномочий исполнительной власти в силу их обширности и неопределенности, либо признать, что эта сфера сознательно не определена и не урегулирована, чтобы не связывать деятельность исполнительной власти излишней регламентацией[40].

В настоящее время в мировой конституционной практике, в рамках действующих конституций, происходит усиление роли исполнительной власти. И Россия не является на этом фоне исключением. Этот процесс объясняется усложнением административных функций, разнообразием и часто противоречивостью управленческих процессов. При этом можно выделить ряд специфических свойств исполнительной власти:

1. исполнительная власть является обязательным атрибутом государственно-властного механизма, построенного на основе системе разделения властей;

2. исполнительная власть самостоятельна в сфере своей компетенции. Её функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

3. основополагающим и принципиальным качеством исполнительной власти является правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под её воздействием объектов экономики, культуры и т.п.

4. исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Она представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, которые образуют единую систему;

5. в федеративных государствах исполнительная власть осуществляется на основе принципа федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путями проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и органами исполнительной власти субъектов федерации;

6. исполнительная власть выполняет по отношению к гражданам и их организациям экономические, социальные и правовые функции, возложенные в современный период на государство и его аппарат;

7. исполнительная власть осуществляет непосредственное управление общественными процессами, поведением и деятельностью людей в целях функционирования системы государственного управления.

Правительство Российской Федерации: понятие и структура и порядок формирования. В соответствии со статьей 110 Российской Конституции высшею исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Его правовой статус обеспечивается его функциями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[41].

Как уже было сказано, Правительство Российской Федерации—высший исполнительный орган государственной власти. Однако в статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» нечетко определен его правовой статус как высшего органа исполнительной власти. В названии статьи 2 слово «высший» присутствует, а в её тексте—нет. Данная неточность имеет связь с положениями Конституции Российской Федерации, в которых также отсутствует формулировки, определяющие четкий статус Правительства[42].

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе и возглавляющим систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона). Правовой основой деятельности Правительства является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативные указы Президента Российской Федерации. В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства—Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства в соответствии со статьёй 29 Закона может образовываться Президиум Правительства Российской Федерации. Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления на должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Нижняя палата российского парламента рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течении недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Подробная регламентация процедуры рассмотрения кандидатуры на должность Председателя Правительства депутатами Государственной Думы определяется Регламентом Государственной Думы. Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Федеральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства.

Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Перед обсуждением кандидатуры в течении времени, определенного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, закрепляющая основы назначения Председателя Правительства, являлась предметом толкования Конституционного Суда Российской федерации. Поводом к рассмотрению явился запрос государственной Думы о праве Президента представлять отклонённую Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства, и каковы правовые последствия трёхкратного отклонения одной и той же кандидатуры на указанную должность. Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды и трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства—независимо от того, представлял ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды,—Государственная Дума подлежит роспуску[43].

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 113 Конституции Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и за выполнение своих функций получает денежное вознаграждение, которое является одной из гарантий его независимости. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 655 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации»[44] денежное вознаграждение главы Правительства составляет 50400 рублей.

Не позднее недельного срока после назначения, Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Так же Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

На основе предложений Председателя Правительства Президент своим Указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. В неё входят федеральные органы исполнительной власти, подразделяющие на две группы: федеральные министры и иные федеральные органы исполнительной власти. К иным органам исполнительной власти, в соответствии с Указов Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[45] относятся Государственные комитеты Российской Федерации, Федеральные комиссии России, Федеральные службы, Российские агентства, Федеральные надзоры России.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

—по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставки;

—в случае невозможности исполнением Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собой отставку всего Правительства. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей главы исполнительной власти одному из его заместителей на срок до двух месяцев.

Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания. Такие сведения могут быть опубликованы.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе:

—быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;

—занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

—заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы. Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

—заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

—быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

—использовать в неслужебных целях информацию, средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

—получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства Российской Федерации;

—получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

—принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

—выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Компетенция Правительства Российской Федерации. Рамки компетенции Правительства Российской Федерации закрепляет статья 114 Конституции Российской Федерации. Перечень вопросов, закрепленных в этой статье, не является исчерпывающим, так как в соответствии с пунктом «ж» Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации являются:

а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнение; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществление управления федеральной собственностью;

д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Полномочия Правительства Российской Федерации. Федеральный закон «О правительстве Российской Федерации» более подробно определяет сферу деятельности Правительства, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 12 Закона Правительство Российской Федерации, как высший орган исполнительной власти, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Для осуществления этих полномочий могут создаваться территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, и определяет порядок их создания. Оно назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Также Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий и осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

К общим полномочиям Правительства Российской Федерации относятся следующие вопросы:

—организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

—осуществление регулирования в социально - экономической сфере;

—обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

—формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

—реализация предоставленных ему права законодательной инициативы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством в сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально - экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

Важной сферой деятельности Правительства Российской Федерации является решение вопросов бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Основные принципы распоряжения Правительства Российской Федерации средствами государственного бюджета должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации. Так, в Верховный Суд Российской Федерации оспаривал часть 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», согласно которой в случае отклонения совокупных поступлений доходов в федеральный бюджет от объёмов, предусмотренных данным Федеральным законом, расходы федерального бюджета на 1998 г. финансируются Правительством Российской Федерации строго пропорционально годовому назначению с учётом фактически полученных доходов федерального бюджета. При этом допускаются отклонения от пропорционального финансирования по статьям за каждый квартал не более чем на 5 процентов (за исключением платежей сезонного и единовременного характера), если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению Верховного Суда, данная норма даёт основания Правительству самостоятельно сокращать объём финансирования расходов федерального бюджета на судебную систему (и другие области государственной и общественной жизни—Л.У., А.М.) в зависимости от состояния доходной части бюджета, а поэтому противоречит статьям 10, 76 (часть 3) и 124 Конституции Российской Федерации.

В своём Постановлении Конституционный суд Российской Федерации подтвердил мнение Верховного Суда, признав положение части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджета на 1998 год» не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет Правительству самостоятельно сокращать расходы федерального бюджета[46].

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Важная роль Правительству Российской Федерации отводится в сфере природопользования и охраны окружающей среды, что подтверждается наличием в Федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации отдельной статьи, повещенной данному вопросу (ст. 18). Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Особое место Правительству принадлежит в сфере гарантировании и обеспечения конституционного принципа высшей ценности прав и свобод человека и гражданина. Оно участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В последние годы огромная роль Правительства проявляется в законотворческой деятельности. Оно не только представляет парламенту программу законодательной деятельности, но проводит подготовку законопроектов, используя право законодательной инициативы носит их в Государственную Думу и опираясь на парламентское большинство обеспечивает принятие наиболее важных федеральных законов. В.Б. Исаков, оценивая сложившуюся в отечественном законодательном процессе ситуацию, отмечает: «В России сложилось предубеждение, повторяемой и в печати, и в официальных документах, что подготовка и принятие законов—исключительная прерогатива парламента, и даже не всего парламента, а лишь его нижней палаты—Государственной Думы. Не могу с этим согласится. Подготовка законов—это важнейшая функция правительства, форма руководства обществом, средство реализации правительственной экономической и социальной программы. Между тем Правительство прочно заняло позицию одного из субъектов законодательной инициативы, перекладывая всю ответственность за подготовку и принятие законов на парламент»[47].

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации, руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации, обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по ним, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств, отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает российских граждан за пределами территории России; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно - технического и культурного сотрудничества.

Акты Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства, разработке иных актов, по которым требуется решение Правительства, рассматриваются Председателем Правительства или его заместителями. В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или лицом, его замещающим.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. Проекты постановлений и распоряжений Правительства, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При внесении в Правительство проекта акта Правительства, которым предусматривается принятие акта Президента Российской Федерации, одновременно должны представляться также проект этого акта и соответствующие материалы к нему.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства. Он проводит экспертизу проекта и его обоснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом. Если в процессе экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возвращению представившему его органу государственной власти для доработки и повторного визирования руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других органов и организаций.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации. Датой официального их опубликования считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Все Постановления Правительства, за исключением Постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти»[48] подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов государственной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Также Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В литературе существует точка зрения, что эти правовые формы, бывают, оправданы в тех или иных ситуациях для выражения позиции федерального Правительства и его оценок в отношении тех или иных действий или событий. Но подобные акты должны быть, естественно, целесообразными и законными. Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская отмечают, что в августе 1998 г. Правительство Российской Федерации и ЦБР в своём заявлении об изменении курса рубля, порядке погашения ГКО, моратории по валютным операциям нарушило статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», статьи 202, 817, 422 ГК Российской Федерации[49].

Общий порядок деятельности Правительства Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации» и регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации»[50].

Основополагающим принципом деятельности Правительства Российской Федерации является коллегиальность его деятельности. Позитивные черты коллегиальности находят свое выражение в том, что она:

а) формирует в рамках соответствующей структуры информационное поле, подпитывающее разнообразной и профессионально обработанной информацией каждого ее участника;

б) создает в организации социально-психологический микроклимат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми её участниками, даже при наличии естественных противоречий во взглядах и интересах;

в) позволяет проводить «мозговые атаки», сосредоточивая возможности объединенного интеллекта организации на поиски оптимальных вариантов решений;

г) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку заранее согласовывает интересы и цели участников данной организации;

д) укрепляет авторитет соответствующей организации в обществе за счет солидарности и общих ценностей её участников[51].

Деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он систематически проводит совещания со своими заместителями, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период. Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов. В подготовке решений Правительства активно принимают участие федеральные министры, которые обеспечивают их исполнение, руководят работой федеральных министерств. Федеральные министры не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства.

Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенный день недели, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Руководители органов и организаций, на которые возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной планом. Контроль за подготовкой и представлением материалов для рассмотрения на заседаниях Правительства осуществляется Аппаратом Правительства.

По каждому из рассматриваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие к этому вопросу непосредственное отношение. Состав лиц, приглашаемых на заседания Правительства, определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.

Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится соответствующий вопрос, а при невозможности его участия—лица, его замещающего.

Заседания Правительства проводятся его Председателя, а в его отсутствие—одним из его заместителей. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.

Решения на заседаниях Правительства принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов - до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут. Лица, приглашенные на заседание, могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов.

Аппарат Правительства в установленном порядке:

—представляет средствам массовой информации официальную информацию о повестке дня заседаний Правительства;

—по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Правительства по рассмотренным на заседаниях вопросам. Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Поручения Правительства, содержащиеся в протоколах заседаний Правительства, доводятся путем направления исполнителям выписки из протокола заседания.

Законопроектная работа Правительства Российской Федерации. Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ, программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов. Планы законопроектной деятельности формируются Правительством на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций.

Правительство, реализуя право законодательной инициативы, рассматривает и вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов, участвует в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания, Президента Российской Федерации.

Планами законопроектной деятельности и иными актами Правительства предусматриваются поручения федеральным органам исполнительной власти по разработке законопроектов. При этом определяются федеральный орган исполнительной власти—головной исполнитель, состав соисполнителей и срок представления документов. Ход исполнения поручений контролируется Аппаратом Правительства.

Для организации разработки законопроектов комплексного межотраслевого характера, требующей привлечения большого количества заинтересованных организаций, по предложению головного исполнителя могут образовываться комиссии, состав которых утверждается Правительством. Порядок подготовки и представления на рассмотрение в Правительство законопроектов устанавливается актами Правительства об организации законопроектной деятельности. Решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседании Правительства.

Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов в палаты Федерального Собрания, минуя Правительство, и передача подготовленных ими законопроектов иным субъектам права законодательной инициативы не допускаются. Председатель Правительства может согласиться с предложением о совместном внесении в Государственную Думу законопроекта, в разработке которого вместе с Правительством участвовали другие субъекты права законодательной инициативы, либо о внесении совместно разработанного законопроекта этими субъектами права законодательной инициативы без участия Правительства.

По законопроекту, вносимому в Государственную Думу Правительством, официальным представителем Правительства назначается, как правило, руководитель или заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти-головного исполнителя. Федеральные органы исполнительной власти, совместно его разработавшие, осуществляют сопровождение законопроекта до его принятия и своевременно представляют в Правительство согласованные предложения по обеспечению реализации его положений.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации с учетом предложений федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, а также других организаций, определяемых Правительством. Проект федерального бюджета и другие документы, подлежащие внесению одновременно с ним в Государственную Думу в соответствии с бюджетным законодательством, представляются в Правительство, как правило, за 30 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта в Государственную Думу.

Внесенный в Правительство проект федерального бюджета предварительно рассматривается заместителями Председателя Правительства, после чего по решению Председателя Правительства представляется на заседание Правительства. Одобренный Правительством проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу с приложением документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством. Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год, подготовленный Министерством финансов Российской Федерации.

Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

Его структура включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата—департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов и управлений создаются отделы. В Аппарате Правительства могут образовываться также отделы, не входящие в состав департаментов и управлений (далее именуются самостоятельные отделы), полномочия которых и рассматриваемые ими вопросы устанавливаются Руководителем Аппарата Правительства. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Руководитель Аппарата Правительства имеет заместителей, которые в соответствии с утвержденным распределением обязанностей координируют и контролируют работу подразделений Аппарата Правительства, организуют подготовку решений Правительства, а также материалов к заседаниям Правительства и его Президиума.

Аппарат Правительства имеет необходимые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки установленного образца.

В своей работе Аппарат Правительства руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, Регламентом Правительства, Положением «Об Аппарате Правительства Российской Федерации». Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства Заместителем Председателя Правительства или федеральным министром. К функциям Аппарата Правительства относится:

а) осуществление подготовки для рассмотрения в Правительстве внесенных в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также проектов федеральных законов, международных договоров Российской Федерации и других актов, требующих рассмотрения в Правительстве;

б) прорабатывание поступающих в Правительство документы и обращения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, палат Федерального Собрания, готовит по этим документам необходимые материалы, а также проекты поручений Председателя Правительства и его заместителей;

в) организация контроля за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений и поручений;

г) обеспечение подготовки необходимых аналитических и справочных материалов по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Правительства и его Президиума, осуществляет организационное обеспечение этих заседаний, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и его заместителей, оформляет принятые решения;

д) обеспечение взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального Собрания;

е) организация проработки поступивших в Правительство парламентских запросов, запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, подготовка по ним проектов поручений Председателя Правительства и его заместителей, направление обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа;

ж) организация подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства на проекты федеральных законов, поступающих от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы Федерального Собрания;

з) организация в установленном порядке проработки поступивших из судов в Правительство документов и подготовка проектов поручений Председателя Правительства и его заместителей о представлении в суде интересов Правительства;

и) рассматривание обращений граждан и письма организаций, адресованных в Правительство, и подготовка предложения по решению поставленных в них вопросов, направляет эти обращения и письма в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и принятия мер, проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями и письмами;

к) организация приема граждан заместителями Председателя Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, Руководителем Аппарата Правительства и его заместителями, руководителями структурных подразделений Аппарата Правительства;

л) обеспечение организации проведения протокольных мероприятий Правительства;

м) обеспечение ведения делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации;

н) выполнение других функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.

Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Глава Российского государства может отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это решение оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Взаимоотношение Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания. В соответствии со статьей Конституции Российской Федерации Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах., которые подлежат обязательному оглашению или распространению на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год.

Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. При этом приглашенный на заседание палаты Федерального Собрания член Правительства информирует об этом Председателя Правительства и (или) Заместителя Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания член Правительства заблаговременно уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

При направлении комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания письменных обращений по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти члены Правительства и указанные руководители сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в соглас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: