Вопрос 3. Отраслевая структура машиностроения

Под структурой понимают взаимосвязь различных элементов в рамках единого целого.

Все отрасли машиностроения развиваются в определённых количественных соотношениях (пропорциях). Эти количественные соотношения, отражающие связи машиностроения со всеми отраслями национального хозяйства и видам деятельности, а также внутренние взаимосвязи между его отраслями, характеризуют отраслевую структуру машиностроительной промышленности.

Количественная характеристика отраслевой структуры определяется показателем удельного веса объёма выпуска продукции (или отдельных его видов) каждой отрасли или группы отраслей в общем объёме выпуска продукции машиностроения.

Данный показатель характеризует структуру машиностроения с точки зрения роли отдельной отрасли в создании общественного продукта. В числе дополнительных показателей отраслевой структуры используют: 1) удельный вес численности работающих отдельной отрасли в общей численности работающих в машиностроении; 2) удельный вес стоимости основных производственных фондов отрасли в общей стоимости основных производственных фондов машиностроения. Эти показатели отражают распределение труда и основных производственных фондов по отраслям машиностроения и характеризуют степень трудо- и фондоёмкости продукции отраслей.

Изучение закономерностей формирования отраслевой структуры и её изменений позволяет научно обоснованно определять необходимые пропорции между отраслями, сознательно и планомерно изменять соотношения в развитии отдельных отраслей, исходя из потребностей национального хозяйства. Прогрессивность структуры определяется тем, в какой степени она в каждый данный период времени обеспечивает удовлетворение общественных и личных потребностей в продукции отрасли с наименьшими затратами общественного труда, то есть с наибольшей эффективностью.

Изменение отраслевой структуры машиностроения выражается в сокращении или увеличении удельного веса (доли) продукции данной отрасли или группы отраслей в общем объёме машиностроения и называется структурными сдвигами.

Для характеристики структурных сдвигов используются отраслевые коэффициенты опережения, которые показывают отношение темпа (индекса) роста объёма продукции отдельной отрасли к темпу (индексу) роста машиностроения в целом ():

, (2.8)

где – отраслевой коэффициент опережения;

– темп (индекс) роста объёма продукции отдельной i-ой отрасли;

– темп (индекс) роста машиностроения в целом.

Если темпы роста данной отрасли выше средних по машиностроению, то её удельный вес увеличивается. И наоборот, падает удельный вес тех отраслей, темпы роста которых – ниже средних по комплексной отрасли (национальному хозяйству).

Имея данные об удельном весе продукции отдельных отраслей в объёме продукции комплексной отрасли (национального хозяйства) в базовом периоде и темпах их роста в плановом, можно определить отраслевую структуру в плановом периоде:

(2.9)

где:, – удельный вес отрасли соответственно в плановом и базовом периодах;

– коэффициент опережения для данной (i -ой) отрасли.

Вне зависимости от конкретных экономических условий важным является расчёт необходимых приростов выпуска продукции для каждой отрасли. Только на базе определения объёма выпуска продукции отраслей, рассчитываются темпы их роста, коэффициенты опережения, то есть определяется структура комплексной отрасли, структура национального хозяйства в целом.

Основными факторами, под влиянием которых формируется и изменяется структура машиностроения, являются: 1) рыночную конъюнктуру (в т. ч. среднюю норму прибыли в отрасли); 2) степень активности государственных воздействий на экономику; 3) научно-технический прогресс; 4) темпы развития других отдельных отраслей национального хозяйства; 5) рост материального и культурного уровня народа; 6) развитие специализации и кооперирования; 7) место и роль страны в системе международного разделения труда;

Одними из наиболее существенных факторов, влияющих на изменение отраслевой структуры, являются изменения, происходящие на рынке. Увеличение спроса на продукцию конкретной отрасли будет способствовать увеличению её удельного веса в составе комплексной отрасли, снижение спроса – соответственно, наоборот, приведёт к снижению рассматриваемого показателя. В значительной степени объём выпуска продукции в конкретной отрасли зависит от количества производителей, а их число, в свою очередь – от потенциальной (ожидаемой) нормы прибыли.

Государственная политика в сфере регулирования экономической деятельностью может быть направлена как на стимулирование, так и на сдерживание развития различных отраслей. Используемые при этом методы воздействия могут быть самыми разнообразными, начиная от изменения налоговых нагрузок до прямого размещения государственных заказов.

Научно-технический прогресс, как фактор, влияющий на изменение отраслевой структуры, формирует новые потребности, вызывает появление новых видов орудий труда и технологических процессов, новых видов материалов и энергии. Всё это создаёт предпосылки для создания новых и изменений объёмов производства существующих отраслей, дальнейшей отраслевой дифференциации в машиностроении.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят структурные сдвиги не только между крупными комплексными отраслями машиностроения, но и внутри их, оказывая тем самым влияние и на отраслевую структуру машиностроения в целом. Научно-технический прогресс в машиностроении вызывает структурные сдвиги в отдельных отраслях: повышается доля машин и агрегатов, обладающих высокой единичной мощностью, производительностью, скоростью, долговечностью и другими улучшенными техническими и эксплуатационными показателями. Поскольку затраты на изготовление разных видов продукции различны, постольку изменения в структуре выпуска отдельных машин ведут к изменению структуры не только данной отрасли, но и отраслевой структуры машиностроения в целом.

Большое влияние на отраслевую структуру машиностроения оказывают масштабы и темпы роста других отраслей национального хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения. Это влияние определяется зависимостью темпов роста машинопроизводящих и машинопотребляющих отраслей, необходимостью опережения первых как по темпам, так и по срокам производства машин.

Значительное влияние на отраслевую структуру оказывает рост материального и культурного уровня народа, что ведёт к образованию новых отраслей и производств, изменению структуры выпуска товаров народного потребления длительного пользования, производимых различными отраслями машиностроения (автомобили, мотоциклы, бытовая техника, изделия электроники и т. д.).

На отраслевую структуру машиностроения оказывает также влияние уровень и направление специализации производства. Специализация как форма разделения труда ведёт к обособлению производств определённых видов продукции и при больших масштабах потребности, позволяющих создать соответствующую производственную базу, – к созданию отраслей.

Так, развитие специализации по производству деталей и узлов машин привело к выделению подшипниковой промышленности, отрасли по производству деталей и узлов общемашиностроительного применения (редукторов, гидро- и пневмооборудования, зубчатых колёс и т. п.). Развитие специализации заготовительных производств привело к созданию отрасли по производству отливок, поковок, штамповок и сварных конструкций. Специализация производства инструмента – к выделению в самостоятельную отрасль инструментальной промышленности.

На отраслевую структуру отечественного машиностроения оказывает влияние и международное разделение труда между странами, осуществляемое в целях повышения эффективности общественного производства, достижения высоких темпов роста экономики во всех странах и постепенного преодоления исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития стран. В соответствии с этим осуществляется разделение труда по воспроизводству машин между государствами. В каждой стране развиваются те отрасли машиностроения, для которых там имеются наиболее благоприятные условия – по ресурсам, производственной базе, опыту производства и т. п.

Управление структурными сдвигами

Факторы, под влиянием которых формируется отраслевая структура, весьма динамичны. Непрерывно изменяются качественные и количественные требования к продукции машиностроения под влиянием научно-технического прогресса как в отраслях-потребителях, так и внутри самого машиностроения, происходят изменения в уровне и характере разделения труда и т. д. Вследствие всех этих процессов происходят и непрерывные изменения в отраслевой структуре. Отсюда вытекает важная задача – прогнозировать изменение факторов, определяющих объёмы производства отдельных видов продукции, и необходимые изменения в отраслевой структуре машиностроения.

Создание новых пропорций, новых соотношений в количестве выпуска отдельных видов машиностроительных изделий требует накопления денежных, материальных и трудовых ресурсов, а также времени на проектирование, создание новых или реконструкцию действующих производственных мощностей для выпуска новой продукции. Поэтому структурные изменения в машиностроении, как, кстати, и в других отраслях промышленности, – это проблемы перспективного планирования, так как в течение года невозможно изменить соотношение отдельных отраслей и производств. Только в течение более или менее длительного периода можно создать новые производства, освоить новые районы и на этой основе изменить структуру машиностроения. Процесс перестройки и формирования новой отраслевой структуры – это непрерывный и сложный процесс.

Эффективность структурных сдвигов зависит от решения двух взаимосвязанных проблем. Структурные сдвиги должны обеспечить, с одной стороны, устойчивую сбалансированность развития национального хозяйства, преодолевая существующую несопряжённость в ряде межотраслевых соотношений, а с другой – опережающий рост прогрессивных отраслей и производств, концентрируя производственные ресурсы на тех участках общественного производства, где они приносят наибольший технико-экономический эффект.

Современный этап экономического и социального развития страны характеризуется возрастающими взаимосвязями темпов экономического роста, структурных сдвигов в национальном хозяйстве и эффективности использования как накопленного производственного потенциала, так и дополнительно вовлекаемых в производство ресурсов.

Переход на рельсы интенсификации, сам процесс модернизации – требует серьезных структурных изменений в экономике. Национальное хозяйство должно гибко и своевременно перестраиваться в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии, в общественных и индивидуальных потребностях. Развитие более высокими темпами отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач – является насущной необходимостью.

Таким образом, одним из важных направлений проведения активной структурной политики в настоящее время и на перспективу становится усиление приоритетности в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и прогрессивных отраслей и производств в рамках его отраслей.

Осуществление в сжатые сроки крупных структурных сдвигов, в частности, в направлении приоритетности в развитии прогрессивных отраслей, требует перераспределить ресурсы между отдельными отраслями и экономическими районами. Увеличение доли ресурсов, направляемых в ту или иную отрасль, приведет к повышению эффективности общественного производства за счёт намечаемых структурных сдвигов, если одновременно будет значительно повышена эффективность использования ресурсов.

Прогрессивными, экономически выгодными изменениями структуры производства продукции являются такие изменения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей общества с меньшими затратами общественного труда, то есть ведут к повышению эффективности общественного производства.

Структурные сдвиги в машиностроении оказывают большое влияние на повышение эффективности общественного производства путём создания и производства прогрессивной техники с высокими технико-экономическими параметрами новых машин, приборов и оборудования, обеспечивающих в отраслях-потребителях повышение технического уровня производства и снижение затрат общественного труда на производство той или иной продукции. Повышение эффективности общественного производства зависит также от способности машиностроительных предприятий выпускать продукцию высокого качества с меньшими затратами материальных и трудовых ресурсов. Это в значительной степени зависит от развития сердцевины машиностроения – станкостроения, призванного обеспечить ускоренный выпуск прогрессивной техники, необходимой для систематического технического перевооружения машиностроительных предприятий.


[1] https://www.minprom.gov.ru/ministry/dep

[2] http:www.gazgroup.ru/about/

[3] http:www.amz.ru/index.files/Page386.html

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 365

[5] В настоящее время классификация отраслей может осуществляться на основании Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», как уже было сказано – формально потерявшего свою юридическую силу, однако вполне пригодного для изучения структуры национального хозяйства. С 2008 г. в нашей стране действует Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: