Лекция 3. Организационная структура отрасли машиностроения. Управление машиностроительной промышленностью
План лекции
1. Организационная структура отрасли машиностроения.
2. Сущность управления производством, принципы и методы управления.
3. Управление отраслью на уровне институтов государственной власти.
Машиностроение является комплексной отраслью. В её составе можно выделить 5 видов однородных, но специализированных отраслей, в составе которых выделяют 38 групп ещё более однородных и специализированных отраслей. В указанных 38 группах выделяют 71 подгруппу отраслей, характеризующихся максимальным уровнем однородности продукции, специализацией производств (см. рис. 3.1).
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК-029 2001 производства, относящиеся к машиностроительной отрасли, входят в состав раздела D «Обрабатывающие производства». Структура данного раздела была представлена в первой лекции (см. рис. 1.6).
Рассмотрим более подробно структуру подразделов, относящихся к машиностроительной отрасли. Это подразделы: DK «Производство машин и оборудования», DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», DM «Производство транспортных средств и оборудования».
Организационная структура подраздела DK «Производство машин и оборудования» представлена на рис. 3.2.[1] Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» представлены в табл. 3.1.[2]
| Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (3 гр.) |
| Станкостроительная и инструментальная промышленность (5 гр. (7 подгр.)) |
| Приборостроение (9 подгр.) |
| Машиностроение и металлообработка |
| Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение (4 гр. (6 подгр.)) |
| Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов (5 гр. (6 подгр.)) |
| Промышленность средств вычислительной техники (3 подгр.) |
| Автомобильная промышленность (4 подгр.) |
| Подшипниковая промышленность |
| Производство санитарно-тех-нического и газового оборудования и изделий (2 подгр.) |
| Авиационная промышленность |
| Промышленность средств связи |
| Электронная промышленность (2 подг.) |
| Прочие виды производств машиностроения (4 подгр.) |
| Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение (8 гр. (28 подгр.)) |
| Судостроительная промышленность |
| Производство атомной техники (без энергетических атомных реакторов) |
Рисунок 3.1 «Структура машиностроительной отрасли»
| Класс 29 Производство машин и оборудования |
| 29.1 Производство механического оборудования (паровые, гидравлические, газовые турбины, насосы, компрессоры, гидравлические системы…) |
| 29.6 Производство оружия и боеприпасов |
| 29.2 Производство прочего оборудования общего назначения (печи, лифты, краны, авто- и электропогрузчики, торговые автоматы, вкл. автоматы для размена денег…) |
| 29.5 Производство прочих машин и оборудования специального назначения (для металлургии, добычи полезных ископаемых и строительства…) |
| 29.3 Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства |
| 29.4 Производство станков |
| 29.7 Производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки (бытовых электрических и неэлектрических приборов) |
| Подраздел DK «Производство машин и оборудования» |
Рисунок 3.2 «Структура производств машин и оборудования»
Таблица 3.1 «Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования»
| Показатель | | | | | |
| Количество действующих организаций (на конец года) | | | | | |
| Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. | | | | | |
| Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 99,7 | 111,7 | 126,7 | 99,5 | 68,5 |
| Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек | | | | | |
| Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн. руб. | | | | | |
| Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1), процентов | 8,2 | 8,3 | 8,7 | 8,8 | 8,2 |
1) По данным бухгалтерской отчётности.
Организационная структура подраздела DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» представлена на рис. 3.3.[3] Основные показатели работы организаций по данному виду экономической деятельности представлены в табл. 3.2.[4]
По сравнению с производством машин и оборудования, производства данных видов экономической деятельности являются более высокотехнологичными. Об этом свидетельствуют больший размер производства (средняя выручка на одного работника 890 и 991,5 тыс. руб. соответственно) при меньшем размере предприятия (численность работников 901 тыс. и 824 тыс. соответственно).
| Класс 30 Производство офисного оборудования и вычислительной техники (пишущие машины, машины для обработки текста, калькуляторы, счётные машины, фотокопировальные машины, офисные машины для офсетной печати, оборудование для обработки информации…) |
| 31.5 Производство электрических ламп и осветительного оборудования |
| 31.4 Производство химических источников тока (аккумуляторов, первичных элементов и батарей из них) |
| 31.2 Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры |
| 31.3 Производство изолированных проводов и кабелей |
| 31.6 Производство прочего электрооборудования |
| Подраздел DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» |
| Класс 32 Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи |
| Класс 33 Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов |
| Класс 31 Производство электрических машин и электрооборудования |
| 31.1 Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов |
Рисунок 3.3 «Структура производств электрооборудования, электронного и оптического оборудования»
Таблица 3.2 Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования»
| Показатель | | | | | |
| Количество действующих организаций (на конец года) | | | | | |
| Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. | | | | | |
| Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 133,2 | 115,0 | 110,9 | 92,6 | 67,8 |
| Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек | | | | | |
| Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн. руб. | | | | | |
| Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1), процентов | 8,4 | 9,2 | 9,9 | 8,7 | 7,8 |
1) По данным бухгалтерской отчетности.
Организационная структура подраздела DM «Производство транспортных средств и оборудования» представлена на рис. 3.4.[5] Основные показатели работы организаций по данному виду экономической деятельности представлены в табл. 3.3.[6]
При анализе работы данной отрасли особое внимание обращает на себя отрицательный итоговый финансовый результат и предельно низкая рентабельность продаж в 2008-2009 г.г. Такие показатели говорят о системном кризисе отрасли и необходимости поиска путей её реформирования.
Таблица 3.3 Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования»
| Показатель | | | | | |
| Количество действующих организаций (на конец года) | | | | | |
| Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. | | | | | |
| Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 107,1 | 104,7 | 107,8 | 100,4 | 62,8 |
| Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек | | | | | |
| Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн. руб. | | | | (минус) | (минус) |
| Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1), процентов | 6,9 | 6,1 | 6,1 | 4,1 | 1,5 |
1) По данным бухгалтерской отчетности. Слово «минус» означает убыток.
| Подраздел DM «Производство транспортных средств и оборудования» |
| Класс 34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
| Класс 35 Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств |
| 34.1 Производство автомобилей |
| 34.2 Производство автомобильных кузовов; производство прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта |
| 34.3 Производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей |
| 35.5 Производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки |
| 35.1 Строительство и ремонт судов |
| 35.4 Производство мотоциклов и велосипедов |
| 35.2 Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава) |
| 35.3 Производство летательных аппаратов, включая космические |
Рисунок 3.4 «Структура производств транспортных средств и оборудования»