double arrow

Проблемные вопросы реализации инициативы

Повышение транспортной доступности

Несмотря на то, что данный показатель отсутствовал в системе мониторинга и не был заявлен в качестве приоритетного направления, для большинства регионов с преобладанием школ, расположенных в сельской местности, развитие транспортной доступности является обязательным условием эффективной реструктуризации сети образовательных учреждений. Обновление автопарка, закупка новых транспортных средств и их оснащение современным навигационным оборудованием – это наиболее часто реализуемые действия. В отдельных субъектах проводится оптимизация маршрутов движения транспорта, и реализуются программы контроля качества, предусматривающие отбор водителей для школьного транспорта, их подготовку и регулярное медицинское обследование.

Обеспечение безопасности образовательных учреждений

Одним из ключевых направлений деятельности в 2010 году стало обеспечение пожаробезопасности зданий, оснащение учреждений пожарной сигнализацией и средствами пожаротушения.

Все субъекты РФ отметили проводимые работы по ликвидации аварийных зданий, в ряде субъектов РФ предусматриваются специальные программы, в рамках которых учащиеся аварийных школ перераспределяются по сети учреждений и доступ в аварийные школы закрывается. Большинство субъектов РФ заявило о проведении регулярного мониторинга состояния зданий и школьной инфраструктуры с целью оперативного реагирования на возникающие проблемы. Можно заключить, что работы по обеспечению безопасности образовательных учреждений входят в число плановых работ, реализуемых в субъектах РФ на постоянной основе.

Следует отметить, что в разделе доклада, посвященном проблемным вопросам реализации инициативы, большинство субъектов РФ только констатировали наличие тех или иных проблем, но не обсуждали возможные пути их решения. В качестве наиболее распространенных проблем, указанных в докладах, можно выделить следующие:

1) 84% субъектов РФ отмечают недостаток бюджетных средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы учреждений, благоустройство школьных территорий, ремонт и строительство. Действительно, наблюдается разрыв между ростом требований к современным условиям обучения и темпами обновления школьной инфраструктуры. Таким образом, региональные и муниципальные бюджеты "не успевают" обеспечивать реализацию возрастающих требований к условиям. Особое значение в этой ситуации приобретает вопрос эффективности расходования средств. С экспертной точки зрения, необходим оперативный и точный мониторинг, разработка аналитических систем и ситуационных центров, которые позволят наиболее эффективно вкладывать имеющиеся бюджетные средства для получения наилучшего результата в заданных условиях.

В качестве отдельной проблемы формулируется разрыв между требованиями ФГОС и возможностями из реализации в зданиях школ, построенных по старым проектам. Они не соответствуют современным требованиям и усложняют процесс внедрения инновационных технологических средств, во многих из них реализация требований ФГОС невозможна. Строительство новых школ (особенно в центрах городов, что связано с особенностями застройки) идет медленно, и темпы строительства не соответствуют запросам системы образования.

Наиболее сложная ситуация складывается в Курганской области: 17,7% детей обучаются в учреждениях, которые обеспечивают менее 20% от основного набора современных условий обучения). По этому же параметру выделяются Приморский край (8,8% детей), Республика Дагестан (7,5% детей), Карачаево-Черкесская Республика (4,9% детей). Значение около 3% показали Забайкальский край и Чеченская Республика.

2) Недостаточность нормативной базы, обеспечивающей внедрение эффективных моделей профильного обучения, отмечают более 50% субъектов РФ. Это в первую очередь нормативное обеспечение создания школ-ступеней; затем закрепление эффективных экономических механизмов оплаты труда учителей в условиях, когда профильное обучение обеспечивается по сетевому принципу, и наконец, переход от универсальных учебных планов к эффективному управлению индивидуальными учебными планами.

3) Преобладание школ, расположенных в сельской местности, и большое количество малокомплектных школ затрудняет введение эффективных и ресурсно обеспеченных моделей профильного обучения на старшей ступени. В числе способов решения проблемы субъекты РФ указывают: реструктуризацию сети учреждений, обеспечение скоростного доступа в Интернет, отработку сетевых форм взаимодействия учреждений и повышение транспортной доступности.

4) Подключение школ к широкополосному Интернету заявлено как проблема и в то же время как ресурс для решения большого круга задач, связанных с обеспечением профильного обучения, дистанционного обучения детей-инвалидов, повышения качества услуг и многих других. Большинство констатируют недостаточность имеющихся ресурсов для обеспечения доступа к широкополосному Интернет, в то время как доступ на скорости до 128 Кб/с уже достаточно распространен. По данным мониторинга среднее значение доли школ, имеющих доступ к широкополосному Интернету, составляет 11,1%, однако эта школа не обеспечивает реальную доступность Интернета участникам образовательного процесса, так как количество компьютеров на человека все еще остается на достаточно низком уровне, и не все из имеющихся в школах компьютеров подключены к сети.

В отдельных субъектах РФ поднимается проблема высоких тарифов доступа в Интернет со стороны провайдеров и отсутствия региональных или муниципальных программ, обеспечивающих регулярную поддержку школ с точки зрения оплаты сетевого трафика. Переход на современные дистанционные формы обучения будет только усиливать эту проблему, так как видеотрансляции и онлайн связь требуют увеличения трафика, и как следствие – для многих школ существенное увеличение сумм, требуемых для оплаты интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: