Существует пять основных стилей разрешения конфликта

1. Стиль конкуренции. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Этот стиль может быть эффективен, когда вы обладае­те определенной властью, уверены, что ваше решение или подход в данной ситуации правилен и имеете возможность настоять на своем.

Стиль конкуренции предпочтителен, когда:

- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

- решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого;

- вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять.

2. Стиль уклонения. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта. Вы можете использовать данный стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Он рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете се­бя неправым и предчувствуете правоту другого человека, или когда этот человек обладает большей властью, или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с этим человеком. Может быть, вам на данный момент нужна отсрочка — время, чтобы обдумать ситуацию или успокоиться.

3.Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать соб­ственные интересы. Вы можете воспользоваться им, когда исход дела чрез­вычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, где вы не можете одержать верх, по­скольку другой человек обладает большей властью. Вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Также этот стиль полезен, если вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.

4.Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с други­ми подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляются нужды, заботы и интересы обеих сторон («выкладываются на стол»), а затем происходит их об суждение. Желательно использовать именно этот стиль, если решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хо чет устраняться от решения; если у вас тесные длительные и взаимозависи­мые отношения с другой стороной и вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; если обе вовлеченные в конфликт сто­роны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

5.Стиль компромисса. Пользуясь им, люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей стороны. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Вы хотите прийти к решению быстро, вас может устроить временное решение, вы готовы поменять первоначальную цель. Компро­мисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: