Профессиональной подготовки

Соответствие между уровнями и ступенями

Уровни профессионального образования Ступени профессиональной подготовки Образовательные структуры
     

Дипломное образование

Начальная профессиональная подготовка Подготовка на ступени начальных (I и II) рабочих разрядов квалификации Ступень начального профессионального об-разования (III и IV квалификационные разряды) Повышенная ступень начального проф-образования (IV и V разряды) Старшее звено общеобразовательной школы Учебно-производственные комбинаты Технические школы Курсы подготовки Предприятия или организации
Уровень среднего профессионального образования Среднее специальное образование Среднее специальное образование повышенной подготовки Техникумы Колледжи и др.
Уровень высшего профессионального образования Ступень двухлетнего неполного высшего образования Ступень четырехлетней программы подготовки бакалавров Ступень шестилетней подготовки магистров (Ступень пятилетней или шестилетней подготовки специалистов) Университеты Институты и др.

Последипломное образование

Уровень послевузовского образования Аспирантура Докторантура Специальные кафедры университетов, институтов и др.
Уровень переподготовки Уровень повышения квалификации На всех ступенях Краткосрочные курсы при учебных заведениях Институты повышения квалификации

Употребляя термин "уровень", авторы имеют в виду образование, а термин "ступень" - обучение. Так как обучение выступает организованной формой приобретения образования, то эти понятия неразделимы. При таком подходе образование - "это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидом обобщенного объективированного общественного опыта, процесс трансформации его, а также норм и ценностей в субъективный мир формирующейся и развивающейся личности". Каждый уровень - целостное и завершенное образование, внутри каждого уровня есть горизонтальные, а между ними - вертикальные связи.

Человек имеет возможность продвигаться по образовательной траектории "вверх", поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования (получать так называемое "дипломное образование"). Кроме того, он может повышать свою квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня, то есть продвигаться "вперед" (получая "последипломное образование"). Человек может, при необходимости, не только продолжать образование, но и сменить его профиль, воспользовавшись услугами системы переподготовки специалистов.

Применяя выше изложенное к подготовке специалистов в вузе, удобно рассмотреть не последовательность перечисленных выше уровней, а “оптимальный маршрут". Это позволит стандартизировать содержание обучения (а, следовательно, способствовать обеспечению преемственности непрерывной подготовки) для "существенных" уровней, а затем рассмотреть остальные. Данное упрощение позволяет избежать излишних трудностей стыковки при решении проблемы преемственности.

Употребляя в дальнейшем понятие "этап", имеем в виду стадию образовательного процесса, которая может совпадать или не совпадать с уровнем образования. Рассмотрим этапы непрерывной подготовки специалиста, приведенные на схеме 1. Каждый этап отличается своим содержанием, методами и формами организации обучения. Характерным отличием их от уровней образования является невозможность перехода человека через этап, – это принципиальный момент при разработке педагогических основ непрерывной подготовки специалистов.

Для этапа допрофессиональной подготовки характерным является создание благоприятных условий для проявления активности в профессиональном самоопределении личности школьника. В содержание допрофессиональной подготовки входит формирование направленности личности: интересов, мотивов деятельности, склонностей, ценностных представлений о будущей профессии, профессионального мышления. Создаются условия для дальнейшего развития способностей учащегося к конкретной профессиональной деятельности, формируются элементарные профессиональные знания и умения.

Базовая профессиональная подготовка реализуется в высших (средних) учебных заведениях. Содержание обучения определяется в соответствии с моделью конкретного специалиста. Для целей подготовки специалиста создается профессионально-ориентированная учебная среда, способствующая формированию различных компонентов готовности к профессиональной деятельности.

Этап совершенствования профессиональной подготовки направлен на актуализацию готовности к профессиональной деятельности в конкретных условиях труда, профессиональное совершенствование и развитие творческого потенциала личности. Приоритет в определении сроков, содержания и форм обучения на данном этапе принадлежит самому специалисту.

Схема 1. Этапы непрерывной подготовки специалистов.

Одной из острейших проблем, инициированных концепцией непрерывного образования, является проблема преемственности этапов в системе непрерывной подготовки специалистов. Важность ее решения усиливается необходимостью введения стандартов для устранения излишних “переломов” при переходе с одного этапа на другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: