Непрерывной подготовки специалистов

Основные этапы и тенденции информатизации системы

Активная разработка технологий обучения, ориентированных на использование ЭВМ в учебном процессе, в СССР началась в середине 70-х годов и нашла массовое применение к середине 80-х годов. Информатизация в этот период развивалась в основном в высшей школе. Центрами информатизации образования в 1985 году стали педагогические институты Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска.

В период с 1979 по 1990 г. в рамках научно-технических программ СССР и стран СЭВ выполнена серия работ по внедрению компьютерных технологий в практику учебных заведений разного уровня.

В данный период разработаны: концепции использования компьютерных технологий обучения; комплекс инструментальных программных средств; авторские системы для разработки программ учебного назначения; прикладные программные средства поддержки учебных дисциплин.

Вошел в употребление термин "новые информационные технологии", отличительным признаком которых является среда, в которой они реализуются и связанные с ней компоненты: технический; программно-технологический (программные средства поддержки реализуемой технологии); организационно-методический (организация учебного процесса) и предметная область знаний.

Наибольший интерес представляют три класса автоматизированных систем для обучения: информационные, моделирующие и обучающие. Эти системы успешно применяются, в первую очередь, в учебном процессе высших учебных заведений, в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов. Одним из результатов качественного скачка в системе "человек-ЭВМ" явился повышенный интерес ученых и появление многочисленных публикаций, посвященных вопросам человеко-машинного взаимодействия и искусственного интеллекта.

Несмотря на то, что за первые пять лет в информатизации образования проведена большая работа, программы развития отрасли в данной области не существовало. Первая целевая комплексная программа "Информатизация образования", принятая в конце 1990 г., была рассчитана на 1991-95 гг., но так и не была полностью реализована, так как ее финансирование прекратилось уже в 1991 году.

Задачей второго этапа информатизации (примерно до 1995 г.) было завершение организации обязательного изучения информатики с использованием компьютеров и широкое применение кабинета вычислительной техники в других общеобразовательных предметах. Компьютер рассматривается как инструмент обучения. Однако массовое использование компьютера наблюдается в рамках поддержки традиционных учебных курсов. В учебных заведениях началось использование АРМ - автоматизированных рабочих мест: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др.

Третий этап информатизации образования характеризуется использованием мощных мультимедийных компьютеров и компьютерных телекоммуникаций. Это технический фундамент современного этапа.

Быстро растет количество учебных мультимедийных изданий. К 1998 году Российской высшей школой выполнено более 60 мультимедиа разработок, они представлялись на крупнейших в мире международных выставках и конференциях. Специалисты полагают, что появление мультимедиа технологий обозначило границу двух информационных эпох: книгопечатания и глобальных компьютерных технологий. Это объясняется кризисными явлениями, обусловленными сложностью традиционных способов переработки и хранения больших объемов информации, многообразием технологий ее воспризведения. Мультимедиа технологии позволяют устранить эти проблемы: информация представлена в однородном (цифровом) виде, ее легко сохранять на CD-ROM длительное время и копировать без искажения, информацию легко перерабатывать на компьютере. Развитие мультимедиа способствовало расцвету Internet (WWW) и интерактивного телевидения.

К 1999 году наблюдается использование Internet в учебной, научной и методической деятельности образовательных учреждений России, об этом свидетельствуют публикации. Прямое соединение с Internet имеют более ста вузов России. Популярностью пользуется WWW-сервер Министерства “Информика”, который стал не только своеобразной информационной базой для студентов и преподавателей, но и путеводителем по Internet. Он содержит большой объем информации в базах данных и информационных системах: “Вузы России”, “Законодательство об образовании”, “Нормативные и распорядительные документы Минобразования России”, “Диссертационные советы”, “Учреждения среднего образования”, “Образовательные стандарты”, “Научные учреждения сферы образования”, “Периодика системы образования on-line”, “Дистанционное образование”, “Информационные технологии”, “Путеводитель по Internet” и другие.

Открываются центры дистанционного обучения. Однако работы в данном направлении носят, в основном, характер перспективных проектов.

За рубежом исследования в области использования телекоммуникаций в образовании проводятся, начиная с 1983 г. Чаще всего они реализуются в форме телекоммуникационных образовательных проектов, которые во многих странах мира стали неотъемлемой частью учебного процесса. Поскольку в качестве своей основы телекоммуникационные проекты используют такие разветвленные компьютерные сети, как Bitnet и Compuserve, участвовать в проекте имеют возможность школьники, студенты, учителя почти всех стран мира. Кроме сетевых проектов, большое применение находит и такой вид информационных технологий, как электронная почта, телеконференции.

Оценивая перспективность внедрения телекоммуникации в образование, исследователи обычно отмечают следующее: телекоммуникации стимулируют познавательную деятельность учащихся; базируются на свободном общении и обмене информацией; способствуют углублению гуманитарных аспектов обучения; актуализируют межкультурные контакты.

Телекоммуникации - это не только инструмент получения, обмена и обработки колоссального объема информации, но и особая среда общения людей, не имеющая ни государственных, ни политических, ни экономических границ. Развитие телекоммуникационных сетей дает импульс развитию системы дистанционного обучения, способствуя интеграции образования России в единую мировую систему. Использование компьютерных сетей открывает возможности быстрого доступа к банкам данных, электронным журналам, энциклопедиям и другой информации в разных уголках мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: