Общие основы менеджмента

ГЛАВА I

1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина, предмет изучения. История возникновения и развития.

Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели. Объектом управления является персонал предприятия, а субъектом управления руководители всех уровней.

Необходимость управления организацией обуславливается потребностями:

1. спланировать работу;

2. расставить персонал и скоординировать его действия;

3. принимать наилучшее решение;

4. активизировать и стимулировать деятельность персонала;

5. осуществлять контроль и учет выполненной работы;

6. вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название – МЕНЕДЖМЕНТ.

Цель менеджмента: наиболее полное удовлетворение постоянно учитываемых реальных потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли.

Понятия менеджмент и менеджер пришли к нам из США «манус» - на латыни «рука». Первоначально англичане употребляли это слово для обозначения управления людьми, а слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь. В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США около 10 млн. (примерно 8%) от всех работающих.

Менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий уставные задачи организации и нацеленный на умножение прибыли (т.е. это руководитель в условиях рыночной экономики, а менеджмент – то, чем занимается менеджер).

В отдельных случаях менеджер может сам выступать в качестве собственника и владеть акциями предприятия.

Для менеджера характерны некоторые отличительные черты:

1. кардинально новая цель деятельности;

2. переход к экономическим методам управления;

3. способность к новациям, прогнозированию и рискам;

Менеджер – новатор по природе, ведь рынок это, прежде всего новшество.

Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решение брать на себя за них ответственность. Менеджер – творческая личность и должен хорошо знать экономику.

Овладение профессией менеджера предполагает следование ряду правил тона, начиная с одежды и внешнего вида, заканчивая стилем и современными методами работы с персоналом. Весьма важными для каждого менеджера являются правовая подготовка, знание компьютера, иностранного языка, экономики.

На сегодняшний день менеджмент – это специальная область в современной науке.

Источники междисциплинарной области науки менеджмента:

1. социально-экономический поток (социология, политология, психология, политэкономия, философия);

2. кибернетический поток (синергетика, кибернетика, теория сложных систем);

3. поток управления техническими системами (теория управления и теория автоматического регулирования).

Первый поток принес в менеджмент научное обоснование организации труда и руководство трудовыми коллективами, знание закономерностей рыночных отношений и экономики предприятия.

Второй поток дал менеджменту теорию построения структуры организации и ее системы управления, методы обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, прогнозирования и риска, знания по самоуправлению и самоорганизации сложных систем.

Третьему потоку менеджмент обязан знаниями в области управления современным производством, его автоматизации, компьютеризации, обеспечением высокой надежности систем управления.

Указанные источники реализуются в современном менеджменте в качестве 3-х составных частей в 3-х основных сферах деятельности:

1. в коммерческой сфере - в интересах бизнеса и предпринимательства;

2. в социальной сфере – в учреждениях образования, здравоохранения, культуры;

3. в политической сфере – в органах исполнительной власти на государственном и муниципальном уровнях.

Главная цель – обеспечить управление субъектами федерации в условиях рыночной экономики и гражданского демократического общества.

Предметами менеджмента и объектами его изучения является:

1. формы организаций и соответствующее отношение к собственности;

2. структуры организаций;

3. внешняя и внутренняя среда организаций;

4. инфраструктура менеджмента;

5. деловые коммуникации;

6. функции менеджмента;

7. методы менеджмента;

8. моделирование управленческих процессов;

9. система управления предприятиями;

10. оптимизация распределения ресурсов;

11. выработка управленческих решений;

12. динамика групп, власть и лидерство;

13. управление персоналом;

14. конфликты и их разрешения;

15. управление финансами;

16. риск;

17. хозяйственно-финансовый анализ.

1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация.

Место менеджмента в науке и рыночной экономике:

 
 
 
 


Экономическая Менеджмент Маркетинг

теория

Менеджмент занимает определенное место в общей системе знаний о рыночной экономике, находясь в одном ряду с экономической теорией и маркетингом.

Основное содержание менеджмента:

1. Целеполагание – рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также пути, ведущие к их достижению;

2. Организация – рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие;

3. Система управления – рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратная связь);

4. Деловые коммуникации – рассматриваются процессы передачи информации делового общения как внутри организации, так и с внешним миром;

5. Функции менеджмента – рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером, что он должен делать;

6. Методы менеджмента – рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает своих целей;

7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент) – рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации;

8. Разрешение конфликтов – рассматривается происхождение, природа конфликтов в организации и пути их устранения;

9. Стиль менеджера и имидж организации;

10. Выработка и принятие управленческих решений – рассматривается теория и практика рационального выбора оптимального способа действий;

11. Прогнозирование – рассматриваются способы и методы предвидения менеджером проблемных ситуаций и их использования для практической деятельности;

12. Риск (риск-менеджмент) – рассматривается происхождение риска менеджера, рациональное поведение в условиях неопределенности ситуации, связанного с неизбежностью риска;

13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент);

14. Стратегический менеджмент;

15. Новации, инвестиции и организационное развитие;

16. Этика и организационная культура менеджмента;

17. Развитие основных идей менеджмента – рассматриваются основные концепции, принципы и школы менеджмента и их современная роль и место;

Термин управления в общем виде означает воздействие определенного органа на объект, направленное на достижение цели.

С позиции кибернетики можно говорить об управлении как о процессе целенаправленного преобразования информации. Орган управления передает на объект управления командную информацию. Объект выполняет команду и сообщает о происшедших изменениях органу управления. Сообщение это носит название информации состояния или обратной связи. Получив информацию состояния, орган управления преобразует ее в командную информацию и направляет ее на объект и т.д. В результате переработки информации в органе управления рождается управленческое решение, т.е. выбор наилучших вариантов действий из возможных.

В более узком смысле управление – это процесс выполнения определенных функций.

Функции менеджмента:

· прогнозирование;

· планирование;

· активизация и стимулирование;

· координация и регулирование;

· учет;

· контроль;

и другие, необходимые для формулирования и достижения намеченных целей.

Близким по смыслу к понятию управления находится понятие руководство, оно предполагает в качестве объекта управления человека.

Управление, руководство, организацией в условиях рыночной экономики, как правило, направлено на получение прибыли и осуществляется на профессиональной основе специально отобранным специалистом, нанятым собственником – получило название менеджмента.

Одним из центральных понятий менеджмента является понятие «организация».

Слово организация применяется в трех различных значениях:

1. организация как объект объединения по определенному признаку;

2. организация как структура, форма связей и взаимоотношений между элементами;

3. организация как процесс упорядочения с целью добиться результата.

Организация – это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и согласовывается применительно к общей цели.

С правовой точки зрения организация выступает в качестве юридического лица. Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и не имущественные права, отвечающая имуществом по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика на суде.

Юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений.

Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Близким по смыслу к предпринимательству является понятие «бизнес».

Бизнес – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах с целью получения прибыли.

В законодательстве слово «бизнес» не применяется, только на практике (бизнес и предпринимательство – синонимы).

Промышленное, торговое или хозяйственное предприятия – юридическое лицо часто называют фирмой или компанией. Фирме присваивается название. Предприятие – главное поле деятельности менеджера в сфере коммерции.

Учреждение – это организация, создающаяся для решения социально-культурных, управленческих или других некоммерческих задач (учреждения культуры, образования и т.п., органы гос. и муниципального управления).

Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей. Важнейшим и вполне самостоятельным направлением в менеджменте является маркетинг, коротко – это управление спросом.

Более расширенно маркетинг – это изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок, организация продаж с целью получения максимально возможной прибыли.

Маркетинг – деятельность по превращению потребностей населения в товарах и услугах в прибыль фирмы.

Менеджмент осуществляется в определенной среде – в мире, с которым он соприкасается, взаимодействует и обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внутреннюю среду (организационная структура, система и органы управления) и внешнюю среду (партнеры, покупатели, конкуренты, органы власти, общественные организации).

Менеджмент нуждается во всестороннем надежном обеспечении, инфраструктуре управленческой деятельности. Под инфраструктурой понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент (это органы гос. и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторские фирмы, банки, биржи, рынки, аукционы, системы связи, орг. Техника и компьютерное обеспечение).

Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам обработки информации делового общения, эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации».

Основным источником, с помощью которого менеджмент достигает своей цели, являются ресурсы предприятия, его социально-экономический потенциал.

Различают ресурсы предприятия:

· материальные (здания, сооружения);

· интеллектуальные (патенты);

· трудовые (персонал);

· финансовые (капитал, денежный оборот);

· природные.

Задача менеджмента использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого, можно дать еще одно определение: менеджмент – это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающих получение максимальной прибыли.

Сегодня менеджмент как наука представляет собой сложную, разветвленную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе знаний целесообразно квалифицировать менеджмент применительно рассматриваемых вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: