Опрос
Лекция №8. Структура комбинированного урока
Конспект урока
Структура конспекта: 1) вводная часть;
2) основная часть;
3) заключительный компонент + (список литературы).
Вводный компонент.
Урок 2. Развитие технологии …
Цели урока: 1)…; 2)….
План урока (структура): вводное слово, новый материал, повторение-обобщение.
Основные понятия, изучаемые на уроке.
Оборудование урока: название учебника, номер иллюстрации и т.д.
Основная часть.
Отражение всех структурных частей урока + разработка содержания для каждого этапа и методика проведения урока.
I этап. Проверка знаний учащихся – 15 минут.
4 человека – работа с кроссвордом – 5 минут
Развернутые вопросы у доски: 1) вопрос №1; 2) вопрос №2 и т.д.
Форма опроса: устно, письменно, у доски, в тетради.
II этап. Изучение нового материала - … минут
Приёмы, схемы и т.д.
Этапы комбинированного урока:
- организационные моменты;
- основная проверка домашнего задания (опрос);
- переход к изучению нового материала;
- изучение нового материала;
- закрепление;
- домашнее задание.
Функции организационного момента: 1) подготовка оборудования к уроку; 2) проверка присутствующих; 3) подготовка рабочего места учащихся; 4) психологическая настройка учащихся к предстоящей работе.
Опрос – причины неудач.
1. Учитель игнорирует образовательные функции опроса (он не для контроля).
2. Однотипность шаблонных форм.
3. Неправильный расчет времени на комбинированном уроке.
Функции опроса:
1) Совершенствование знаний учащихся;
Ø Повторение и закрепление;
Ø Систематизация и обобщение;
Ø Углубление и пополнение знаний;
Ø Достижение осмысления.
2) Развитие учащихся;
Ø Развитие мышления и речи;
Ø Выработка учащимися системы умений и навыков;
Ø При этом учитель даёт образцы разбора учащимися объектов. Учитель осуществляет контроль за словом и мыслью учащихся (рассказ из 12 предложений >>> говорить четко, по сути). Учитель не должен при опросе задавать альтернативные вопросы, проблемные и вузовские вопросы.
3) Воспитательная;
Ø Постоянная работа;
Ø Знания через убеждение.
4) Контроль (оценки можно не ставить).
5) Самопроверка учителя.
Функции опроса реализуются через его формы.
Формы опроса: устный, письменный, усложнённый.
Виды устного опроса: 1) индивидуальный (развёрнутые ответы учащихся у доски); 2) вызов учащихся для простых ответов.
Варианты индивидуального развёрнутого опроса: 1) «тихий», он может быть магнитофонным или парным, а парный может быть групповым или фронтальным; 2) «громкий», т.е. устный реферат или доклад, беседа (диалог с учителем) или развёрнутая рецензия, рассказ, описание, характеристика, объяснение (формы монологической речи).
Парный опрос: одна-две пары у доски: ведомый и ведущий – ответ по карточке и контроль (при этом учитель судья) >>> две оценки – ученика и учителя.
Формула «расскажи» требует сюжетного рассказа >>> докажи, объясни, определи, т.е. доказательство, объяснение и определение должны присутствовать в рассказе.
В некоторых случаях можно прерывать ответ ученика: 1) ответ не на вопрос, а то, что он учил; 2) ученик затягивает ответ, выбрав не ту форму ответа или усугубляясь во второстепенные детали; 3) грубые ошибки
Варианты вызова учащихся для кратких ответов: 1) фронтальный опрос, т.е. работа большой группы учащихся и присутствие элементов теории; 2) «немой» опрос, т.е. пятиминутка с датами, событиями, именами, названиями.
Краткий ответ:
· Составление плана ответа.
· Фронтальный опрос.
· Ответы на дополнительные вопросы (дополнение, рецензия, исправление, ошибок).
Фронтальный опрос:
§ Традиционный, т.е. группа учащихся отвечает с места и воспроизводит короткий теоретический ответ.
§ «немой ответ», т.е. карточки >>> вопросы и ответы по карточкам (хронология, понятия, слова).
§ Пятиминутка, т.е. лист взаимоконтроля + перечень вопросов по годовому курсу в тетради, можно задавать на дом.
Индивидуальный опрос является ведущим видом устного опроса, он реализует всю совокупность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Но часто на индивидуальный опрос не хватает времени (максимум опрашиваются 4-5 человек). Также этот вид опроса подразумевает нерегулярную подготовку учащихся.
Фронтальный опрос охватывает большой объём материала, но он подразумевает схематизм ответов и отсутствие конкретизации, нарушаются речевые навыки, развивается поверхностная подготовка, ослабевает внимание к инициативной работе с книгой, всё это может привести к случайным оценкам.
Письменный опрос:
1) На доске.
Ø Текстовые записи, т.е. составление плана ответа или заполнение текстом учебной таблице, или же словарная работа.
Ø Графические записи, т.е. рисунок, схема, диаграмма, таблица, карта.
Ø Текстовые и графические работы: план, чертёж.
К заданиям на доске также относится ряд игр: 1) «чайндат» - цепочка дат (178 9 8 8 2 1 024); 2) «соотнеси» - на доске события и даты (что к чему относится: 1-2, 3-1 и т.д.); 3) выписать события на доске и вычеркнуть лишнее по логике – «третий лишний»; 4) «лишнее слово». Благодаря этим заданиям вырабатывается логика работы у доски, т.е. выполняется задача систематизации + высокая активность класса >>> знание. НО это требует достаточного количества времени.
2) В тетради.
Ø Групповой – карточки (тематически подобранные).
Ø Фронтальный – индивидуальная работа, по вариантам, коллективно (одно задание для всех).
Оптимальными (рациональными) видами опроса является: 1) опрос по перфокартам (перфокарта – карта со специальной пробитой системой ответа); 2) диктант по контурной карте (картографический диктант) – заготовки с пометами.
Усложнённый опрос. Этот вид опроса подразумевает устный (индивидуально у доски и фронтально) и письменный опрос (работа у доски, задание в тетради). Преимущества такого опроса состоят в том, что происходит активизация учащихся, он обеспечивает систематическую подготовку и охватывает большой объём материала.
Условия опроса: 1) центральный вопрос темы обсуждается всем классом; 2) точный расчёт времени для каждого задания; 3) последовательность вызова учащихся.
Дидактическая задача – подготовка к изучению нового (тип урока - вводный) – 2-3 минуты.
Главные цели: 1) мобилизация внимания и познавательной активности; 2) возбуждение интереса учащихся к изучению материала; 3) обеспечение сознательного усвоения содержания темы.
Пути осуществления: 1) установка связи с предшествующим материалом; 2) установка межпредметных и межкурсовых связей (понятия из других курсов); 3) мобилизация опыта учащихся.
Приёмы: 1) Вводное слова/ беседа; 2) обобщающее слово/беседа; 3) постановка учебно-познавательной задачи; 4) создание проблемной ситуации; 5) рассказ учителя.
Обязательные вопросы: 1) значение темы; 2) хронологические рамки; 3) круг проблем.
Учебно-познавательные задачи – те задачи, которые основаны на выполнении логических операций при работе с историческими документами, выделение общих черт изучаемого раздела, введение оценки исторического явления, аргументированные высказывания, отношение к историческому явлению.
Проблемные задачи (в. Окунь): проблемной является не любая задача, а та, в основе которой лежит практическая или теоретическая трудность, преодоление которой требует исследовательской активности учащихся >>> требует поискового уровня. ПРИМЕР: почему в Нидерландах началась революция?– для этого нужно рассмотреть и исследовать и другие вопросы.
Рассказ очень редко используется при переходе к изучению нового материала, но он необходим когда предстоит изучать сложные вопросы связанные с экономикой страны – рассказам необходимо создать картинную завязку.
Основные условия эффективности изучения материала:
- Правильное определение объема материала и оптимальное определение соотношение материала между главным и дополнительным. Материал дается по учебника, подчёркивается основное (есть и в учебнике и в дополнениях учителя). Дополнения нужны для: 1) создания полноценного повествования, а не пересказа учебника; 2) для систематизации материала; 3) иллюстрация примерами; 4) на основе новых подходов.
- Получение одного логического стержня урока.
- Правильное определение познавательной деятельности учащихся при использовании источника знаний.
Типы изложения: 1) иллюстративно-объяснительное; 2) догматическое; 3) рассуждение, т.е. показ учителем как он видит исторический материал; 4) проблемное изложение.
Оптимальный темп изложения: скорость восприятия реакции у детей.