Дополнение № 4. Словесные методы обучения
Классификация методов.
- Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный. Метод подразумевает сообщение готовых знаний и их воспроизведение учащимися. Учащиеся должны понимать сообщаемое им. Этот метод развивает главным образом понимание чужих мыслей и память. Источники усвоения этих готовых знаний различны: беседа, рассказ, изображение объектов и т.д.
- Проблемный. Сообщаются готовые знания, но не просто, а так, чтобы поставить перед учащимся проблему и через ряд логических доказательств прийти к её разрешению. Проблему разрешает учитель.
- Частично-поисковый. Самостоятельное, творческое осуществление какой-то части, какого-то элемента процесса познания, т.е. учащиеся привлекаются либо только к созданию гипотезы, или составлению плана исследования, или решению логической задачи. Его отличие от исследовательского метода в том, что школьники овладевают только отдельными этапами, элементами научного познания. Формы самостоятельной роботы учащихся различны: беседа, наблюдение, часть эксперимента, проектирование и т.д. Например: сопоставить два восстания, найти общее и различия в требованиях восставших.
- Исследовательский. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача и затем организуется самостоятельная поисковая деятельность: изучение фактов, формулирование предположений, их проверка, выводы. Суть метода состоит в самостоятельной поисковой деятельности учащихся, направленной на решение познавательной задачи. Это высшая ступень познавательной деятельности.
Методы обучения по П.В. Горе – это способы, посредством которых на основе глубокой мыслительной деятельности учитель преподает, а учащиеся усваивают и применяют на практике знания, умения, навыки, развивают в себе познавательные и творческие способности.
|
|
Приёмы обучения:
- Изучение исторических фактов и формирование исторических представлений: конспективное изложение, картинное описание, сюжетный рассказ, образное повествование, сообщение.
- Изучение сущности исторического процесса: эвристическая беседа, объяснение (если есть объект, а не только причины), рассуждение, характеристика.
Беседа. Это приём изложения. Это обсуждение в форме диалога и система взаимосвязанных вопросов. Для беседы необходимо умение выстроит структуру (экспозиция, завязка и т.д.).
1. Вводная беседа. Используется на вводном уроке, при переходе к усвоению нового материала. Она мобилизует знания.
2. Обобщающая или аналитическая беседа. Используется на повторительно-обобщающем уроке, при опросе. Она систематизирует знания.
|
|
3. Итоговая беседа. Используется на уроке закрепления, при вторичном восприятии.
4. Контрольная беседа. Используется при изучении материала и повторе-обобщении.
5. Эвристическая беседа. Разновидность беседы с самостоятельными суждениями учащихся путём наводящих вопросов. Ученик сам доходит до истины, но при помощи учителя – выводы делаются учениками. Связана с обработкой теоретического материала (причинно-следственные связи, закономерности, мировоззренческие выводы). При данной беседе 90% информации прочно запоминаются, учащиеся сами понимают материал, истину, это их собственный опыт >>> вторичное восприятие, при этом развивается мышление и творчество. НО она требует большой затраты времени. Разновидность эвристической беседы – сократическая беседа – беседа строится с помощью наводящих вопросов так, чтобы ученик сам постепенно убеждался в неверности высказанных положений.
Основные требования к организации беседы:
- Предметом беседы должен быть существенный вопрос, позволяющий освятить различные стороны явления, совокупность связей, противоречия.
- Беседа должна строится с соблюдением доказательств, опровержений, гипотез.
- Учащиеся должны обладать достаточными фактическими знаниями.
- Умелое руководство учителем хода беседы: направляющее, но не подавляющее, умелая постановка дополнительных вопросов, умелое регулирование выводов учащегося, умение терпеливо выслушать ответ.