1. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений
2. Гигиенические требования к освещенности
3. Воздушный режим помещения
4. Санитарное содержание помещений группы
5. Требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу
С 1 октября 2010 г. введены в действие санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266010 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 г. № 164 утверждены изменения СанПиН 2.4.1.273110 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.266010». Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией объектов дошкольных организаций. В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Гигиенические требования к проектированию ДОУ охватывают широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждениях деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.
Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений:
— возрастная, групповая и индивидуальная изоляция;
— создание благоприятного светового режима;
— создание оптимального воздушно-теплового режима;
— создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности;
— создание условий для рационального питания детей.
Следует обратить внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение – это не только здание. Неотъемлемой частью ДОУ является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей. Поэтому требования санитарных норм предъявляются как к зданию, так и к территории дошкольной организации.
Обобщив опыт работы по экспертизе проектной документации на строительство дошкольных образовательных учреждений на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, хочется указать на наиболее характерные ошибки:
По планировочной организации земельного участка:
1. Не соблюдается принцип функционального зонирования территории. Хозяйственная зона не изолируется от игровой зелеными насаждениями, а расположение здания на участке и организация входов в здание предусмотрены таким образом, что пути движения детей из групповых ячеек на прогулочные площадки пересекаются с проездом транспорта к разгрузочной площадке пищеблока либо проходят через хозяйственную зону. При такой организации участка не обеспечивается безопасное пребывание детей на территории.
2. В планировке игровой зоны не обеспечивается принцип групповой изоляции: не предусматривается ограждение кустарником по всему периметру каждой групповой площадки, не предусматриваются индивидуальные проходы на каждую групповую площадку.
3. Групповые площадки для детей младенческого и раннего возраста располагаются на удалении от выходов из соответствующих групповых ячеек. Групповые площадки для детей этого возраста должны быть в непосредственной близости от выхода.
4. Не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста. В каждую из групповых ячеек ясельных групп следует предусматривать самостоятельный вход с участка – это требование обусловлено большой восприимчивостью детей первых трех лет к детским инфекционным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем.
5. Не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка: не обеспечивается нормативный процент озеленения территории, свободной от застройки (не менее 50%); не предусматривается озеленение полосой деревьев или высокорослого кустарника по периметру земельного участка; для озеленения применяются колючие кустарники (барбарис и др.).
6. Не выполняются требования по обеспечению каждой групповой и спортивной площадок непрерывной 3-часовой инсоляцией не менее чем на 50% площади площадки независимо от географической широты.
7. Не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней (ПДУ) шума на территории ДОУ и на групповых площадках в соответствии с требованиями СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
8. Не выполняется требование о беспыльном покрытии групповых площадок материалами, безвредными для здоровья детей. В проектной документации нередко применяется песчано-гравийная смесь по ГОСТ 5607-94*, которая предназначена для покрытий автомобильных дорог.
9. При подборе оборудования игровых площадок не учитываются росто-возрастные особенности детей, предусматривается установка одинакового набора оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп. Оборудование подбирается без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру).
10. На контейнерной площадке в составе хозяйственной зоны не предусматривается раздельный сбор и хранение мусора и пищевых отходов. На площадке должно быть не менее двух промаркированных контейнеров с крышкой.
11. В составе хозяйственной зоны не предусматриваются места для сушки постельных принадлежностей, чистки ковровых изделий и иных бытовых принадлежностей.
По организации воздушно теплового режима:
1. Занижаются расчетные температуры воздуха в помещениях ДОУ. Воздушно-теп-ловой режим помещений в дошкольной организации является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей. Действующими национальными стандартами и сводами правил (СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») установлено, что для расчета систем отопления и вентиляции ДОУ расчетную величину температуры внутреннего воздуха и кратность воздухообмена следует принимать по СанПиН 2.4.1.2660-10. Следует отметить, что допустимые параметры температуры внут-реннего воздуха помещений, регламентированные ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ГОСТе допустимые температуры для ряда помещений ДОУ занижены на 1-2 градуса).
2. В текстовой части раздела «Объемно-планировочные решения» отсутствуют сведения об организации естественного проветривания помещений ДОУ. Чистота воздуха помещений ДОУ достигается правильной организацией проветривания помещений. Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее 2 м от пола.
2.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений ДОУ
2.5.1. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.
2.5.2. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.
Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не ниже 1,0%.
Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.
2.5.3. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
2.5.4. При одностороннем освещении глубина групповых помещений - не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.
2.5.5. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.
2.5.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Уровни искусственной освещенности в основных помещениях представлены в таблице 2.5.1.
При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
2.5.8. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Выбор ламп и размещение светильников осуществляется в соответствии с таблицей 2.5.2.
2.5.9. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).
Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.
2.5.10. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.5.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники и окна должны иметь защитные устройства.
2.5.12. В районах севернее 65° с.ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).
2.5.13. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ.
Их хранение в помещениях и на территории ДОУ - недопустимо.
2.5.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников - не реже 2 раз в год.
2.5.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.
Микроклимат
Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами (температура, влажность, ионизация и пр.), а также химическими и биологическими. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.
Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м2 площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 м3 воздуха.
Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает па естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части степы и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.
Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.
Организация проветривания
Если температура воздуха не ниже 0°С и нет сильного ветра, помещение проветривают в присутствии детей. Свежий воздух поступает через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10—20 мин общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 м2 общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 м2. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.
Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открытых фрамугах создается большая разница наружной и внутренней температуры, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.
Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги Должна откидываться внутрь - вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу - вверх, отверстие направлено вниз. Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межокопное пространство от попадания дождя и снега.
При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед приходом или после длительного их пребывания) производят сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг или окон. При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже —20° С) проветривание производят не более 2—3 мин во избежание переохлаждения помещения, а в более теплое время — в течение 10—15 мин. Во время проветривания производят влажную уборку помещения, которую следует заканчивать за 30 мин до прихода детей. К их приходу температура воздуха должна быть такой, какая установлена для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2—1,5 м от пола.
Борьба с пылью
Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.
Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.
У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.
Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.
Отопление
Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных — 23—26°С, в комнате для детей до двух лет — 21—22° С, в комнате для детей 2—3 лет—19—20° С, в групповых комнатах детского сада — 18— 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30—60%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.
Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90—95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами — во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.
УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ
Воздух закрытого помещения часто насыщается пылью, которая, проникая в организм ребенка, наносит большой вред его здоровью. Поэтому должны быть приняты все меры, чтобы не допускать запыленности детского помещения.
С этой целью при входе в приемную - раздевальную надо иметь для обтирания ног в сухую погоду влажный, а в сырую - сухой коврик-решетку.
Входя в помещение, дети и персонал обязательно меняют обувь на комнатную. Коврик и решетку каждый раз после утреннего прихода детей или возвращения с прогулки нужно чистить и мыть.
Венички, щетки и другие приспособления для очистки верхней одежды и обуви следует чистить и мыть в теплой воде с содой и мылом не реже одного раза в декаду.
Установлено, что с одежды человека ежедневно поступает в воздух до одного миллиона частиц пыли, значительная часть которых содержит микроорганизмы.
Проф. А. И. Шафир обнаружил, что в одежде и постельных принадлежностях неделями и даже месяцами сохраняют свою жизнеспособность многие возбудители инфекционных заболеваний: стрептококки, стафилококки, дифтерийные палочки. Пыль с предметов одежды и постельных принадлежностей (при уборке постелей) в значительном количестве поднимается в воздух и инфицирует помещение.
При систематическом пользовании пылесосом, указывает А. И. Шафир, содержание пыли в воздухе помещений, а также на одежде и постельных принадлежностях становится в 2-4 раза меньше, чем при ручной уборке комнат. Это не может не сказаться положительно на профилактике воздушно-капельных инфекций. Следовательно, весьма целесообразно периодически (зимой) производить очистку отдельных, в частности мягких, вещей пылесосом, разумеется, в отсутствие детей.
Бактериальная пыль в замкнутом помещении оседает на горизонтальных поверхностях и концентрируется главным образом на полу. Поэтому при подметании сухой щеткой или веником пыль перегоняется с пола в воздух, которым дети дышат, и на окружающие их предметы. Такая «уборка» приводит к ухудшению санитарного содержания учреждений и может нанести вред здоровью детей.
По существующим санитарным правилам и инструкциям в детских учреждениях уборка должна производиться только влажным способом, для чего используют горячую воду, мыло, соду. Убирать и одновременно проветривать помещения необходимо в отсутствие детей.
Для правильного санитарного содержания помещения в каждой группе надо иметь инвентарь, моющие и дезинфицирующие средства, необходимые для влажной уборки помещений: половую щетку, веник, совок, ведра, тряпки, мыло, соду, дезинфицирующий раствор.
Нужно всегда помнить, что для кухни, изолятора, туалета инвентарь должен быть особо выделен и соответственно помечен. Для уборки остальных помещений пользоваться им не разрешается.
В детских учреждениях рекомендуется полы дощатые, выкрашенные, а также крытые линолеумом мыть ежедневно 1-2 раза, обязательно отодвигая мебель. В зале для музыкальных занятий и гимнастических упражнений влажную уборку и проветривание проводят после занятия каждой группы.
Кроме того, следует при загрязнении (например, после приема пищи) подметать щеткой, обернутой влажной тряпкой, или, лучше, на щетку надевать влажный фланелевый мешочек; полы паркетные натирать два раза в месяц и ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) подметать щеткой, обернутой тряпкой, увлажненной скипидаром.
Следует отметить, что в детских учреждениях иметь паркетные полы нецелесообразно. Дети, особенно маленькие, играя на натертом паркетном полу, нередко падают, ушибаются, пачкают мастикой руки и одежду. Кроме того, при уборке натертых полов возможно нарушение санитарных правил, нерегулярное использование пылесвязующих средств.
Хорошие результаты в борьбе с воздушной микрофлорой дает мытье полов горячей водой. Температура воды должна быть не ниже 50° и поддерживаться на этом уровне в течение всей уборки. Мытье полов водой указанной температуры приводило к снижению количества микробных колоний в воздухе на 69%, тогда как при мытье полов только теплой водой на 8,8%.
Стены в комнатах обычно больше загрязняются на тех участках, которые ближе к полу. На этом уровне содержится значительное количество микроорганизмов.
Это обязывает во время уборки помещений следить и за чистотой стен. Стены, покрытые масляной краской, следует мыть ежемесячно. Покрывать оштукатуренные стены и потолок клеевой краской необходимо раз в год и обрабатывать их пылесосом ежемесячно (в отсутствие детей).
Двери и оконные рамы, окрашенные масляной краской, надо мыть теплой водой, добавив столовую ложку нашатырного спирта (на 1 л воды). Сода и мыло делают краску тусклой, вода же с нашатырным спиртом совершенно удаляет грязь и придает краске блеск. После мытья рамы и двери вытирают насухо, иначе появятся желтые пятна. Нуждаются в систематической очистке и отопительные приборы (радиаторы), бактериальное загрязнение которых очень значительно.
Мебель, окрашенную масляной краской, отопительные батареи и печи следует ежедневно вытирать влажной тряпкой и мыть один раз в месяц. Мебель, покрытую лаком, протирают тканью, увлажненной растительным маслом, после чего вытирают насухо.
Металлические кровати ежедневно протирают влажной тряпкой и моют один раз в месяц. Клеенку или линолеум, покрывающие манежи, туалетные столы, а также подкладную клеенку необходимо два раза в день мыть горячим мыльно-содовым раствором. Пыль с подоконников, оконных рам, дверей надо ежедневно удалять влажным способом.
Необходимо следить за чистотой оконных стекол, протирать их не реже одного раза в неделю.
Чтобы освободить стекла ото льда (зимой), следует обмыть их крепким раствором соли. От этого лед на стеклах быстро оттаивает. Его смывают холодной водой, затем стекла и подоконники вытирают насухо. С наступлением теплых дней оконные стекла следует мыть не только с внутренней, но и с наружной стороны.
В туалетной комнате должен быть специальный бачок с крышкой или плотно закрывающееся ведро для сбора сухого мусора. Ежедневно мусор выбрасывают, бачок промывают и высушивают.
Желательно в детских учреждениях обходиться без ковров, занавесок, салфеточек, которые впитывают много пыли, или ограничивать их количество.
Если в детском саду имеются ковры, они должны быть небольшими, легкими, их используют только во время игр детей на полу. Ковер ежедневно следует чистить пылесосом или выколачивать во дворе. Пол под ковром нужно протирать ежедневно.
При появлении в детском учреждении инфекционных заболеваний ковер следует сдать в дезкамеру либо на месте тщательно продезинфицировать по указанию санитарных органов.
Длинные занавески, высокие растения на окнах уменьшают естественную освещенность комнаты, столь необходимую для растущего организма ребенка. Так, занавески из редкого тюля поглощают от 18 до 22% света, из более плотного - до 40%, из ткани - до 50-85%. К тому же следует учесть, что занавески затрудняют тщательную очистку оконных стекол, а потеря света от загрязнения стекол может доходить до 50%.
Если на окна все же вешают занавески, то они должны быть короткими из прозрачной, легкостирающейся материи. Лучше располагать их так, чтобы на проем окна попадала только небольшая часть занавески(10-15 см). Занавески следует регулярно снимать и вытряхивать (на воздухе).
Стирку и глажение их производят по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
Затенение окна растениями только на 20 % ведет уже к значительному снижению естественной освещенности (до 23%). Поэтому цветы лучше располагать в простенках (или нишах) на устойчивых подставках. Ниши освещают люминесцентными лампами.
Уход за комнатными растениями не должен ограничиваться поливкой; нужно периодически протирать листья влажной тряпкой и, кроме того, обмывать под струей воды.
Светильники и арматура нуждаются также в регулярном уходе. Загрязнение их происходит довольно быстро. Поэтому протирать их следует не реже одного раза в неделю, а в случав необходимости и чаще.
Одеяла, спальные мешки, матрацы и подушки нужно вытряхивать, выколачивать и проветривать не реже 1-2 раза в месяц.
Раковины умывальников моют содой и мылом ежедневно, в течение дня их приводят в порядок по мере надобности.
Баки наливных умывальников (в сельских яслях-садах и на загородных дачах) надо мыть 1-2 раза в неделю, металлические части протирать или чистить ежедневно.
Детские горшки при наличии водопровода после каждого употребления надо опорожнять и промывать из крана над сливом специальными щетками, а затем осветленным раствором хлорной извести (0,5%), после чего ополаскивать водой.
Ведро для стока смывных вод (у наливных умывальников) по мере наполнения (не более 3/4 ведра) следует освобождать, после чего его вымыть горячей водой. В конце дня ведро моют и просушивают в подсобном помещении или, лучше, на открытом воздухе.
Баки или другие приемники для временного хранения белья детей раннего возраста после сдачи его в прачечную нужно ежедневно мыть с мылом и протирать дезинфицирующим раствором.
Хорошее санитарное состояние детских учреждений обеспечивается не только тщательной ежедневной уборкой помещения и оборудования. Периодически возникает необходимость в проведении так называемой генеральной уборки тех объектов, которые не подлежат текущей ежедневной уборке (например, мытье панелей, мебели, обметание потолков, очистка занавесок). Периодическая уборка в зависимости от объекта производится в различные сроки - один раз в неделю, в месяц, в квартал.
После уборки групповых комнат, спален, веранд, приемных тряпки надо прополаскивать и просушивать либо постоянно хранить их в 0,2-процентном осветленном растворе хлорной извести, перед употреблением прополаскивать в горячей воде.
По окончании уборки санитарных узлов группы тряпки следует замачивать на 2 часа в 0,2-процентном осветленном растворе хлорной извести, затем прополаскивать и высушивать или постоянно хранить в дезинфицирующем растворе (0,2-процентный раствор хлорной извести или 0,2-процентный раствор хлорамина). Раствор необходимо менять после каждого употребления уборочного материала.
Инвентарь для уборки должен быть строго раздельным для санитарных узлов (уборной, горшечной) и для остальных помещений и соответственно помечен. Хранить его следует в специальном хозяйственном шкафу, находящемся в туалетной комнате.
В верхней части такого шкафа должна быть полка для хранения дезинфицирующих растворов, мыла, соды, на внутренней части дверки на крючках вешают щетки, совки. Для тряпок в шкафу нужно устраивать перекладины, ведра ставить внизу. В стенках шкафа делаются отверстия для доступа воздуха.
Для уменьшения воздушной микрофлоры рекомендуются следующие способы: механический, химический, физический. В последнее время с этой целью применяется ультрафиолетовое облучение воздуха, мебели, игрушек. Однако длительное его применение может неблагоприятно отразиться на детях.
Например, наблюдения, проведенные Московским педиатрическим институтом, показали, что в результате 1,5-2-часового горения двух кварцевых ламп при отраженном облучении, т. е. когда поток лучей направлен к потолку, количество микроорганизмов в воздухе снижается на 40-50%, но при этом в воздухе происходит накопление вредных примесей. Поэтому применение такого способа обеззараживания воздуха возможно лишь в отсутствие детей и в сочетании с энергичным проветриванием.
Наиболее рационально облучать воздух верхней зоны помещения. Это можно делать в присутствии детей и длительное время. При облучении верхней зоны наблюдается значительный эффект: снижается бактериальное загрязнение воздуха и уменьшается заболеваемость детей некоторыми инфекциями (грипп, ангина).