Терехов С.В

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

 
 

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Педагогика и психология высшей школы

Орёл · 2013

Оглавление

Часть 1 ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

Тема 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ... 3

1. Роль высшего образования в современной цивилизации. 3

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве. 6

3. Фундаментализация образования в высшей школе. 7

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. 8

5. Интеграционные процессы в современном образовании. 11

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании. 14

7. Информатизация образовательного процесса. 16

Тема 2. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.. 19

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории. 19

2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. 21

Тема 3. ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ... 22

1. Общее понятие о дидактике. 22

2. Сущность, структура и движущие сипы обучения. 23

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. 24

4. Методы обучения в высшей школе. 24

Тема 4. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 26

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 26

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. 28

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.. 29

4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.. 34

Тема 5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Б ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.. 35

1. Лекция. 35

2. Семинарские и практические замятия в БШ... 39

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых. 42

4. Основы педагогического контроля в высшей школе. 48

Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 54

1. Этапы и формы педагогического проектирования. 54

2. Классификация технологий обучения высшей школы.. 57

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль. 58

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение. 61

5. Активное обучение. 66

6. Деловая игра как форма активного обучения. 68

7. Эвристические технологии обучения. 72

8. Технология знаково-контекстного обучения. 76

9. Технологии развивающего обучения. 78

10. Информационные технологии обучения. 81

11. Технологии дистанционного образования. 85

Тема 7. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ.. 94

7.1. Письменный текст как средство организации и передачи информации. 94

7.2. Проектирование описательного учебного текста лекции. 96

7.3. Методические аспекты изложения лекционного текста. 97

7.4. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. 98

Тема 8. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА.. 102

8.1. Культура речи. 103

8.2. Культура речи и орфоэпия. 104

8.3. Выбор грамматических форм и конструкций. 104

8.4. Слагаемые ораторского искусства. 106

8.5. Психология в ораторском искусстве. 107

8.6. Особенности психологии ораторского труда. 107

Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ.. 108

9.1. Сущность и генезис педагогического общения. 108

9.2. Гуманизация обучения как основа педагогического общения. 108

9.3. Стили педагогического общения. 109

9.4. Диалог и монолог в педагогическом общении. 109

9.5. Содержание и структура педагогического общения. 110

9.6. Особенности педагогического общения в вузе. 111

9.7. Стиль общения. 112

Часть 2 ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ... 114

Тема 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗБИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.. 114

Тема 2. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 119

Тема 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.. 124

3.1. Методика самооценок. 128

3.2. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми. 129

3.3 Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении. 131

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 133

1. Психологические основы профессионального самоопределения. 133

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии. 140

3. Психология профессионального становления личности. 141

4. Психологические особенности обучения студентов. 143

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. 151

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления. 159

7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп. 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 173


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: