Эластичность спроса, ее виды и факторы

Практика показывает, что спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение его факторов. В этой связи говорят о разной эластичности спроса. Эластичность спроса есть реакция спроса на изменение его факторов. Деление факторов спроса на ценовые и неценовые определяет два вида эластичности спроса: ценовую и неценовую эластичность.

Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию спроса на изменение цены товара. Эта реакция в отношении разных товаров может быть разной при одном и том же изменении цены, характеризуя разную ценовую эластичность спроса. Эту эластичность графически удобно представлять не с помощью кривой, а с помощью линии спроса.

Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5

На рис. 3 и 5 показано одинаковое изменение цены на разные товары - на величину р1р2. Видно, что спрос на них сократился в различной степени: на первый товар - в большей степени, чем повысилась цена, на второй товар - в такой же степени, а на третий - спрос сократился по сравнению с ростом цены совсем незначительно. Достаточно наглядно видно, что ценовая эластичность спроса на эти товары разная.

Количественная определенность эластичности спроса характеризует коэффициент ценовой эластичности спроса (Ed). Он определяется путем отношения изменения величины спроса, выраженного в процентах (ΔD), к изменению цены на данный товар, также выраженному в процентах (ΔP):

Ed = ΔD / ΔP * 100%

Процентное изменение спроса можно определить по формуле

Аналогичным образом определяется изменение цены, так что полная формула коэффициента ценовой эластичности спроса принимает следующий вид:

.

Ценовая эластичность спроса на различные товары варьируется между двумя крайними вариантами: бесконечной и нулевой эластичностью.

Первый вариант характеризуется коэффициентом эластичности, равным бесконечности. Он представляет ситуацию, при которой чрезмерное понижение цены на товар ведет к бесконечному росту спроса на него. Графически ее можно представить ломаной линией (рис. 6).

Рисунок 6

Рисунок показывает, что при цене 0р1 спрос на товар был в объеме 0q1. Понижение цены ведет к росту спроса, причем, когда цена опустилась до уровня 0р2, спрос стал бесконечным. Удовлетворить такой спрос практически невозможно - на рынке возникает дефицит такого товара.

Второй крайний вариант характеризуется тем, что спрос на товар остается неизменным при любом уровнем цены. Графически такой вариант можно представить двояким образом.

Рисунок 7 Рисунок 8

Первый рисунок показывает, что повышение цены на товар с 0р1 до 0р2 может вести к сокращению спроса, так как часть покупателей отказывается от покупки товара, но оставшаяся часть покупателей предъявляет спрос на товар при любом уровне цены.

Второй рисунок показывает ситуацию иного рода. До уровня р1 повышение цены не вызывает сокращение спроса и лишь при цене свыше данного уровня спрос начинает сокращаться.

В рамках рассмотренных вариантов спрос может быть эластичным, неэластичным, а также с единичной эластичностью.

Эластичный спрос характеризуется коэффициентом эластичности меньше бесконечности и больше единицы. Графически он представлен рис. 3.

Неэластичный спрос характеризуется коэффициентом меньше единицы и больше нуля. Графически он представлен рис.5.

При единичной эластичности коэффициент эластичности равен 1.

Он означает, что спрос меняется в той же степени, что и цена. Графически он представлен рис.4.

На ценовую эластичность спроса во многом влияют те же факторы, что и на спрос вообще. Но особо выделяются следующие факторы.

1. Наличие или отсутствие у данного товара товара-заменителя. Если при повышении цены этот товар можно заменить другим товаром, то спрос будет эластичным, так как покупатели переключатся на другой товар, цены на который становятся более приемлемыми для покупателя. Отсутствие товара-заменителя делает спрос неэластичным, особенно если это очень нужный товар. Таковы, например, электроэнергия, многие лекарства

2. Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителей. Если эта доля невелика, например, на спички, то спрос неэластичный, если велика. эластичный, например, спрос на мебель, бытовую технику.

3. Связанность или не связанность данного товара с другими товарами. Если, например, вся бытовая техника работает на электричестве, то спрос на него со стороны потребителей неэластичен.

4. Профильность товара. Товар может иметь определенное назначение и спрос на него обусловлен его способностью удовлетворять определенную потребность. Таковы, например, многие лекарства, поэтому понижение цен на них не ведет к существенному росту спроса. Но если у товара назначений много, то спрос на него, как правило, эластичный, так как, например, при понижении цены на него его можно покупать в большем, чем прежде, количестве для удовлетворения других потребностей. Например, при сильном понижении цены на хлеб его можно покупать на корм скоту. Данный фактор эластичности спроса особенно действует в отношении товаров производственного назначения.

Неценовая эластичность спроса характеризуется реакцией спроса на изменение неценовых факторов спроса. Особо выделяется доходная эластичность и перекрестная эластичность.

Доходная эластичность отражает реакцию спроса на тот или иной товар на изменение доходов покупателей. Коэффициент доходной эластичности (Ey) предстает как отношение изменения спроса на товар (ΔD), выраженного в процентах, на процентное изменение дохода (ΔY):

Ey = ΔD / ΔY

Особенность данной эластичности заключается в том, что на некоторые товары она может быть отрицательной. Практика, например, показывает, что рост доходов потребителей ведет к уменьшению спроса на картофель, макаронные, хлебобулочные изделия.

Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию спроса на данный товар на изменение цены и, следовательно, спроса на другой товар. Чаще всего речь идет о взаимозаменяемых и взаимодополняемых товарах, товарах-конкурентах. Например, падение спроса на рыбу вследствие повышения цен на нее может привести к росту спроса на мясо. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (Ec) определяется путем отношения изменения спроса на один товар (ΔDa), выраженного в процентах, к процентному изменению цены, или спроса, на другой товар (ΔP, ΔDb):

Знание эластичности спроса на те или иные товары необходимо предприятиям как товаропроизводителям. Оно помогает им правильней решать вопрос о том, что производить, для кого и сколько. Особенно это знание важно для предприятий-монополистов. Широко используется это знание и при проведении рекламных компаний, смысл которых нередко сводится к тому, чтобы сделать спрос на рекламируемый товар неэластичным.

Немаловажно такое знание и государству, особенно при установлении налогов на продажи, поскольку налоги отражаются в цене товаров. При эластичном спросе стремление государства увеличить налоговые поступления путем повышения налогов может наоборот привести к снижению поступлений вследствие понижения спроса, объема продаж и, соответственно, выручки, часть которой представляет налог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: