Эластичность СПРОСА
Рис. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = QD = QS - равновесный объем производства.
Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. И в ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.
Тема 2.5. Эластичность
Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:
· эластичность спроса по цене;
·эластичность спроса по доходу;
· перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.
Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.
|
|
Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности.
Факторы ценовой эластичности спроса:
На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы:
1) Наличие товаров знаменателей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.
2) Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
3) Значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
4) Удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.
Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода.
Так же как и спрос, предложение описывается эластичностью, показывающей силу влияния какого-либо фактора на величину предложения. Чаще всего применяется эластичность предложения по цене (также как и со спросом: точечная и дуговая). Расчет коэффициентов эластичности предложения аналогичен формулам эластичности спроса, только без знака минус, так как при увеличении цены предложение увеличивается.
Эластичность предложения по цене – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.
|
|
Факторы, влияющие на эластичность предложения по цене:
1) наличие избыточных мощностей;
2) наличие запасов товара у продавцов;
3) мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;
4) время.
В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.
Со времен А. Маршала при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.
В условиях кратчайшего периода не удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны. Таким образом, предложение совершенно неэластично Esp = 0. Следует отметить, что для разных товаров возможность увеличить производство и, соответственно, длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах.
В условиях краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.
Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.
Тема 2.6. Потребительское поведение
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором считают полезность.
Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.
Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность (total utility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (marginal utility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.
Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий предельную полезность на единицу цены в условиях ограниченности данного дохода.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые образуют 3 типичных случая потребительского поведения:
1. Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).
2. Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других – обратная).
3. Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).
Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
|
|
Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения,:
Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.