Особенности взаимодействия спроса и предложения на рынке с наличием монопсонии

На рынке с наличием монопсонии спрос на товар определяется одним покупателем. Это значит, что у покупателя есть определенная власть, прежде всего над ценой.

Но, как и на монопольном рынке, эта власть не абсолютна. В самом деле, покупатель не может установить настолько низкую цену, что она не будет покрывать издержки продавцов-производителей. Так что на таком рынке предложение товаров и, соответственно, цены предложения оказываются тесно связанными со спросом на товар и ценами спроса. Эту связь можно проиллюстрировать с помощью следующего рисунка.

Рисунок 27

Рисунок показывает, что взаимодействие спроса и предложения на рынке с наличием монопсонии обычно начинается с относительно высокой цены (0р1), которую готов заплатить покупатель за единицу товара.

Но за последующие единицы товара он предлагает все меньшую и меньшую цену. Но если ему требуется большой объем товаров, для чего необходимо привлечь на рынок дополнительных продавцов, то он должен предлагать все большую цену за каждую последующую единицу товара. Все это отражается в кривой предельных затрат покупателя - МС. Эти затраты есть не что иное, как расходы на приобретение дополнительной единицы товара, то есть предельные издержки покупателя. Рисунок показывает, что кривая предельных издержек понижается, так как при понижении закупочной цены дополнительно приобретаемая единица товара обходится все дешевле, а затем повышается в связи с ростом закупочных цен.

Вторая кривая (АТС) показывает уровень издержек и, соответственно, цен предложения продавцов. Вначале она идет вниз, указывая на то, что на рынок вовлекаются продавцы с все меньшими издержками производства и обращения. Затем кривая повышается, означая вовлечение на рынок продавцов с все более высокими издержками. Кривая тем самым предстает как кривая средних издержек отрасли, представленной многими производителями-продавцами.

Положение кривых на рисунке таково, что при незначительном объеме закупок товара предельные затраты покупателя оказываются ниже средних издержек продавцов. Но при большом объеме закупок кривая предельных затрат оказывается выше кривой средних издержек. Очевидно, что только таким образом покупатель может привлечь на рынок необходимое ему количество продавцов нужного ему товара.

Теперь возникает вопрос: каким образом монопсонист определяет выгодный для него объем закупок и цен, какими правилами при этом руководствуется?

Первое, с чем должен считаться монопсонист, это то, что цена на закупаемую партию товара не может быть ниже средних издержек продавцов. При более низкой цене многим будет просто невыгодно заниматься производством и сбытом товаров. Поэтому для покупателя на рынке с наличием монопсонии верхним пределом цены являются средние издержки продавцов: Р = АТС.

Второе правило, которым руководствуется монопсонист, это равенство собственных предельных затрат с предельной выгодой, определяемой полезностью последней единицы приобретаемого товара: МС = МВ. Предполагается, что в соответствии с законом убывания предельной полезности каждая дополнительно приобретаемая единица товара имеет меньшую полезность, чем предыдущая. Очевидно, однако, что убывание предельной полезности может происходить после достижения жизненно важного для покупателя объема закупок. Графически эту ситуацию можно представить в виде наклонной линии МВ, верхняя часть которой начинается при достижении объема закупок 0q1 (рис. 28).

Рисунок 28

Наложение линии предельной выгоды на кривую предельных затрат монопсониста и кривую средних издержек продавцов дает возможность наглядно увидеть тот уровень цен и тот объем закупок, при которых монопсонист получает максимальную выгоду благодаря своему положению на рынке.

То обстоятельство, что кривая предельных затрат монопсониста может находиться ниже или выше кривой средних издержек продавцов, обусловливает возможность превышения цены и, соответственно, средних издержек продавцов предельной выгоды и предельных затрат монопсониста: MR = MC < P = ATC или, наоборот, превышение цены и средних издержек продавцов над предельной выгодой и предельными издержками монопсониста: MB = MC > P = ATC. Попробуем это проиллюстрировать с помощью двух рисунков.

Рисунок 29

На рис. 29 показана ситуация, при которой средние издержки продавцов (АТС) идут на понижение и, соответственно, предельные затраты продавцов (МС) также понижаются. Точка пересечения кривой предельных затрат покупателя (МС) с линией предельной выгоды (МВ) позволяет, с одной стороны, определить наиболее выгодную для покупателя цену (0р1), а с другой - наиболее выгодный объем закупок (0q1). Видно, что увеличение объема закупок оказывается не выгодным, так как величина предельных затрат будет превышать величину предельной выгоды. Сокращать объем закупок также не выгодно, так как в этом случае необходимо повышать цену и упускается часть выгоды.

Рисунок достаточно наглядно показывает, что уровень цены 0р1 выгоден именно для покупателя, так как он ниже, чем уровень, который мог бы установиться в условиях совершенного рынка, где цена отражает равенство спроса и предложения. В данном случае линия предельной выгоды одновременно выражает и спрос на товар; точка пересечения этой линии с кривой средних издержек, выражающей линию предложения, указывает на уровень цены 0р2, который мог бы быть при равенстве спроса и предложения. Разница между этой и фактической ценой, помноженная на объем закупок, дает представление о выгоде, получаемой покупателем от своего положения на рынке. Напомним, что в данной ситуации действует условие MR = MC < P = ATC.

Теперь рассмотрим ситуацию, при которой средние издержки продавцов, а также затраты монопсонистов идут на повышение.

Рисунок 30

На приведенном ниже рисунке точка пересечения линии предельных выгод с кривой предельных затрат монопсониста находится выше кривой средних издержек продавцов.

Соответственно устанавливается цена 0р1 и объем закупок 0q1. Цена вновь оказывается на более низком уровне, чем была бы при равенстве спроса и предложения - 0р2. Меньшим оказывается и объем закупок данного товара. Вновь получается излишек монопсониста.

В этой ситуации поведение монопсониста определяется условием, при котором MB = MC > P = ATC.

В заключение отметим, что законы рынка - закон спроса, закон предложения, закон спроса и предложения. сохраняют свое действие и на несовершенных рынках. Но их действие модифицировано поведением тех, кто обладает определенной властью на рынке.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое спрос? Чем характеризуются особенности микроэкономического подхода к спросу? Чем спрос отличается от потребности?

2. Какие факторы определяют спрос? На какие группы можно разделить эти факторы? Чем можно объяснить действие закона спроса?

3. Что такое ценовая эластичность спроса? Какие факторы ее определяют?

4. Какие виды неценовой эластичности спроса могут быть? Следует ли ожидать роста спроса на все товары в случае повышения доходов населения?

5. Что такое предложение? В чем особенность микроэкономического подхода к предложению? Чем объясняется действие закона предложения?

6. Всегда ли только производство определяет предложение товаров? Перечислите все возможные факторы предложения.

7. Чем характеризуется эластичность предложения? Какой может быть эластичность предложения? Как на эластичность предложения влияет фактор времени?

8. Объясните практическое значение учета эластичности спроса и предложения. Кому особенно важно знание теории эластичности спроса и предложения?

9. Что собой представляют цены спроса и цены предложения? Что лежит в их основе?

10. Какую цену на рынке можно считать равновесной и неравновесной? Почему общество заинтересовано в установлении равновесных цен на товарных рынках?

11. Объясните, почему рынок не охватывает всю экономику как сферу удовлетворения потребностей людей и часть ее остается нерыночной?

12. Почему неравновесные цены носят временный характер? Какой закон приводит рынок в равновесное состояние?

13. Какие изменения в условиях производства и потребления могут отразиться на спросе и предложении соответствующих товаров? Через что такие изменения проявляют себя на рынке?

14. Какой властью обладает монополист на рынке «своего» товара? Можно ли считать эту власть абсолютной и почему?

15. Каким правилом руководствуется монополист при определении цены товара? В чем отличие данного правила от правила наиболее выгодного объема производства, действующего в условиях совершенного рынка?

16. Что такое ценовая дискриминация, и при каких условиях она происходит?

17. Объясните, почему олигополисты стремятся согласовывать свои действия в области ценообразования?

18. Каковы особенности ценообразования в условиях господства на рынке одного покупателя? Какими правилами руководствуются монопсонисты при определении закупочных цен?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: