Насилие и государство

Проблема смертной казни

В общественном сознании насилие вызывает принципиально негативное отношение. Однако иногда допускается оправдание насилия как исключение из негативного к нему отношения.

Под насилием понимается:

- подавление человека, ограничение условий личного развития;

- нанесение физического и экономического ущерба.

Можно выделить насилие прямое и косвенное, физическое, экономическое, психологическое, политическое и др.

Насилие является средством обеспечения власти человека над человеком. Власть – это усиление воли человека за счет воли других людей, принятие решения за других. Власть может быть основана на превосходстве воли, взаимном договоре и насилии.

Насилие является нарушением свободы воли человека, потому что заключается в подчинении одной воли другой или ее пресечении. Оно осуществляется путем внешнего воздействия, принуждения.

Насилие было свойственно естественному состоянию человека, когда каждому природному сообществу людей соответствовал свой критерий правоты. Историческое развитие человечества связано с преодолением насилия в процессе сознательной, целенаправленной деятельности.

Первой формой нравственного отношения к насилию, его ограничения в первобытном обществе был талион. Он был основан на взаимном признании права силы, уважении друг друга как людей, способных защитить свои права силой. Также талион предусматривал возмездие путем нанесения равного ущерба («око за око»).

Возникновение государства стало более высокой ступенью ограничения насилия, так как государство:

- приобретает монопольное право на насилие;

- создает специальные институты, осуществляющие насилие;

- заменяет насилие косвенными формами (манипулирование общественным мнением, сознанием и др.).

Основной задачей государства является обеспечение жизни и безопасности людей. В государстве право на насилие закреплено законом; каждому случаю применения насилия предшествует объективное расследование, обсуждение; осуществляется профилактика насилия, воздействие на условия и обстоятельства, способные привести к насилию.

Государственное ограничение насилия предполагает окончательное преодоление насилия, переход к новому, ненасильственному устройству общества. Однако многие философы считали, что насилие государства остается насилием, противоречащим нормам морали, и что монополия на насилие может привести к его избыточности и безнаказанности.

4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»

Смертная казнь есть убийство, осуществляемое государством в рамках его права на узаконенное насилие. С появлением государства и возникновением функции сохранения его безопасности норма «не убий» становится прерогативой исключительно государства.

Сам факт существования человечества говорит о том, что ненасилие в мире доминирует над насилием. Но, несмотря на это, смертная казнь применяется в ряде стран: в Китае, Японии, США (в отдельных штатах), практически во всех арабских странах и в некоторых азиатских странах (Индия, Индонезия и др.).

Существуют основные исторические тенденции применения смертной казни: отказ от применения публичного исполнения смертных приговоров; уменьшение видов преступлений, караемых смертной казнью; сокращение круга лиц, по отношению к которым может быть вынесен смертный приговор; увеличение количества стран, отменяющих смертную казнь.

С первым специальным обоснованием необходимости отмены смертной казни выступил Чезаре Беккариа в работе «О преступлениях и наказаниях» в 1764 году. Его основная идея заключалась в том, что действенность наказания определяется не жестокостью наказания, а его неизбежностью.

В русском законодательстве первое известие о наказании смертью встречается в «Договоре русских с греками» при князе Олеге в 911 г. В 1744 г. царствующая дочь Петра I Елизавета издала указ, запрещающий смертную казнь. Но в 1764 г. Екатерина II вновь ввела смертную казнь. В 1917 г. и в 1920-е гг. в России отменяли смертную казнь, но потом вновь вводили. В настоящее время (с1996 г.) в России объявлен мораторий на смертную казнь: смертные приговоры не выносятся и не приводятся в исполнение.

Специфика современного этапа интерпретации проблемы смертной казни заключается в том, что: во-первых, усиливается общественный интерес к этой проблеме; во-вторых, расширяются рамки ее дискуссионного обсуждения; в-третьих, постепенно изменяется общественное мнение по проблеме.

Существуют различные типы аргументации альтернативных позиций по проблеме смертной казни: экономический, юридический, религиозный, этический. Главными ориентациями в этической аргументации являются возможность (невозможность) наделения смертной казни статусом добра и возможность (невозможность) морального оправдания смертной казни в качестве меньшего зла.

Основные аргументы в пользу смертной казни:

  • смертная казнь – справедливое наказание за одно из самых страшных преступлений – убийство. Принцип эквивалентности во взаимоотношениях и поведении издревле был важным регулирующим фактором общественных отношений;
  • смертная казнь оказывает устрашающее, а, следовательно, сдерживающее в плане применения насилия воздействие на окружающих; смертная казнь является необходимым этапом на пути преодоления насилия;
  • смертная казнь избавляет общество от преступников, которые могут повторно совершить тяжкое преступление;
  • смертная казнь экономически целесообразна, т. е. это дешевый и простой способ борьбы с преступностью;
  • смертная казнь есть более гуманное (по отношению к преступникам) наказание по сравнению с пожизненным заключением;
  • общественное сознание в форме общественного мнения настроено на то, чтобы осуществлять смертную казнь.

Основные аргументы против смертной казни:

  • смертная казнь превышает человеческие полномочия в наказании;
  • статистика показывает, что в тех странах, где после отмены смертной казни она была вновь введена, количество тяжких преступлений не снизилось;
  • сам факт существования смертной казни оказывает дестабилизирующее и развращаюшее воздействие на общество (узаконенное убийство притупляет восприятие его как безнравственного действия, становится обычным делом, иногда провоцирует на самосуд);
  • смертная казнь является противоправным деянием, так как необратимость наказания исключает принцип возможности исправления человека с помощью наказания;
  • ответное насилие в форме смертной казни не прекращает череду насилий, цепочка насилий становится бесконечной, разорвать ее можно только ненасилием;
  • неизбежность судебных ошибок «перевешивает» все аргументы в пользу смертной казни;
  • если условия содержания пожизненных заключенных сделать более приемлемыми, вопрос о смертной казни как более гуманном по сравнению с пожизненным заключением отпадет сам собой;
  • институт смертной казни увеличивает количество убийц (палачей и других участников);
  • смертная казнь нарушает международные стандарты прав человека;

Вопросы для самоконтроля:

  1. Кого можно считать совершенным человеком?
  2. Какие этические проблемы стоят в современном обществе?
  3. Как вы понимаете сущность проблемы культуры свободы?
  4. Какие моральные ценности составят мораль XXI в.?
  5. Составьте нравственный портрет современного человека.

Рекомендуемая литература:

Основная:

Основная:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. - -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика: Кредитно-модульный курс [Текст]: учебное пособие: / Е.А. Подольская;.- М.; Ростов н/Д.: "Дашков и К"; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст]: учебник: / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова.- 2-е изд., испр. и доп..- М.: ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Дополнительная:

1. Аристотель Этика [Текст]: научно-популярное издание/ Аристотель. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010.- 492 c.

2.Армстронг, М. Практика управления человеческим ресурсами [Текст]: 10-е изд./ Пер.с анг. Под ред. С.К.Мордовина. – СПб.: Питер, 2009. -848с.: ил. – (Серия «Классика МВА»). ГРИФ

3.Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / Н.П.Беляцкий. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010. – 448 с. ГРИФ

4.Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст]: учебник. – Москва: Проспект, 2010. – 688 с.

5.Психология и этика делового общения [Текст]: учебник/ Под ред. В. Н. Лавриненко.- 3-e изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 327 c.

6.Кошевая, И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

7.Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; По ту сторону добра и зла [Текст]: прочее/ Ницше, Ф.; Пер. с нем.; Вступ. ст. Е. Парнова.- М.: Книжный Клуб Книговек, 2011.- 576 c.- (Канон философии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: