Диаграмма пакетов
Проектирование ПО при объектном подходе.
Марта
Большинство классов можно отнести к определенному типу, который называется стереотипом. Который включает классы сущности, граничные или интерфейсные классы, управляющие классы, исключения и т.д.
Классы сущности используют для представления сущностей реального мира или внутренних элементов системы, например структур данных. Граничные классы обеспечивают взаимодействие между действующими лицами и внутренними элементами системы. К этому классу относятся классы реализующие пользовательские интерфейсы, обеспечивающие интерфейс с аппаратными средствами или программными системами.
Управляющие классы служат для моделирования последовательного поведения заложенного в один или несколько вариантов использования.
А)класс- сущность Б) граничный класс В) Управляющий класс Г) Класс
Если количество классов кандидатов и других ресурсов велико необходимо объединить их в группы или пакеты. Пакетом называют совокупность описание классов и других программных ресурсов. Объединение в пакеты используют только для удобства создания больших проектов, количества классов которых велико. При этом в один пакет обычно собирают классы и другие ресурсы единого значения. Диаграмма пакетов показывает из каких частей состоит проектируемая система и как эти части связаны друг с другом. Связь между пакетами фиксирует, если изменения в одном пакете могут повлечь за собой изменения в другом. Возможны различные виды зависимости классов.
|
|
1) Объекты одного класса посылают сообщения объектом другого класса
2) Объекты другого класса обращаются к компонентам объекта другого класса
3) Объекты одного класса используют объекты другого и т.д.
В каждый пакет рекомендуется включать интерфейс, содержащий описание всех ресурсов данного пакета и взаимодействие пакетов осуществлять только через этот интерфейс. Изменения реализации ресурсов пакета в этом случае не затрагивает других пакетов. Только изменения в самом интерфейсе могут потребовать изменения пакетов использующих ресурсы этого пакета.
Вставить рисунок.
Пользовательский интерфейс связывается с глобальными пакетами.
Вставить рисунок.
После определения основных пакетов происходит детальное проектирование классов, входящих в каждый пакет
В отличии от диаграмм последовательносте этапа анализа на них показываеют внутренние объекты, а также полследовательность сообщений, которыми обмениваются объекты в процессе реализации фрагмента варианта использования, называемого сценарием
|
|
Вставить рисунок.
Каждое сообщение представляют в виде линий со стрелкой, соеденяющей линии жизни двух объетов. Эти линии помещают на диаграмме в порядке генирации сообщений, т.е сверху вниз, слева направо. Сообщению присваивают имя, также можно указать аргументы и управляющую информацию. Диаграмма последовательностей также позволяет изображать параллельные процессы, которые не блокируют работу вызывающего объекта показывают половинкой стрелки.Такие сообщения могут создавать ветвь процесса, объект или устанавливать связь с уже управляющей ветвью процесса. На линии жизни в этом случае дополнительно показывают активации
Вставить рисунок
Диаграмма коопераций – это альтернативный способ представления взаимодействия объектов в процессе реализации сценария, который позволяет по-другому взглянуть на туже И. В отличие от диаграмм последовательностей диаграмма кооперации показывает потоки д.м/у классов, что позволяет уточнить связи между ними.
Вставить рисунок
Диаграмма классов уровня спецификации
Проектирование классов начинают с уточнения отношений между ними. На этапе проектирования помимо ассоциации и обобщения различают два типа отношений между. Это:
1. Агрегация
2. Композиция
Агрегация вызывает ассоциации между целым и его частью или частями. Агрегацию вместо ассоциаций указывают если отношение – целой части в данном случаи существенно.
Вставить рисунок
Композиция – более сильная разновидность агрегации, которая подразумевает, что объект часть может принадлежать только единственному целому. Объект часть при этом создается и уничтожается только вместе со своим целым.
Вставить рисунок
Специальные обозначения на диаграмме класса этапа проектирования используют для указания абстрактных классов и методов. На диаграмме классов их имена выделяют курсивом, либо перед именем класса указывают стереотип.
Интерфейсом в UML называют класс, содержащий только объявление операций.
Вставить рисунок
Условные обозначения реализации интерфейса
Вставить рисунок
Обозначение зависимости класса от интерфейса
Вставить рисунок
Диаграмм классов уровня спецификаций
Вставить рисунок (взять у Артема)
В зависимости от степени детализации диаграммы классов обозначение атрибута может, помимо имени, включать: тип, описание видимости и значение по умолчанию. Для этого используют следующий формат:
<Признак видимости> <имя>:<тип>=<значение по умолчанию>
Где признак видимости может принимать одно из трех значений:
· «+» - общий
· «#»l – защищенный
· «-» - Скрытый
Операциями называют основные действия, реализуемые классом. В отличие от методов, ппораци не всегда реализуются классом непосредственно
Полное описание операции на диаграмме класса в UML может выглядеь слудующим образом:
<признак видимости><имя>(<список параметров>):
<тип возвращаемого значения>.
Ответственность класса называют кратное неформальное перечисление основных функций объектов класса.
Полное условное обозначение класса в UML.
Имя класса |
Атрибуты |
Операции () |
Ответственность |
Если объекты проектируемого класса должны реализовывать сложное поведение для них разрабатывают диаграммы состояния. Под состоянием объекта применительно к диаграмме состояний понимают ситуацию в жизненном цикле объекта во время которой он удовлетворяет некоторому условию, осуществляет определенные действия или ожидает некоторого события. Изменения состояния, связанное с нарушением условия или с завершением деятельности или наступлением события называется переходом. Диаграмма состояний показывают состояния объекта, возможные переходы, а также события или сообщения, вызывающие каждый переход.
|
|
Условные обозначение состояний
Вставить рисунок
Переход обозначается стрелкой и может указываться метка, состоящая из трех частей, каждую из которой можно опустить. Это событие, условие, действие. Если событие не указано, то это означает, что переход выполняется по завершению деятельности, связанной с данным состоянием. Если же оно указано, то при наступлении события. Условие записывается в виде логического приложения. Переход происходит, если приложение истинно.
Вставить рисунок(взять у Темы)