Оперативное финансовое планирование

Текущее финансовое планирование

Бизнес – план

Стратегическое финансовое планирование

Сущность финансового планирования

Тема 7. Финансовое планирование в коммерческой организации

Показатели эффективности использования основных средств.

Фондоотдача – обобщающий показатель использования основных средств, показывающий объем выпуска продукции с каждого рубля, вложенного в основные средства, и рассчитываемый как отношение объема выпуска продукции (объема реализации продукции) к среднегодовой стоимости основных средств. Значение показателя должно превышать 1.

Фондоотдача зависит от структуры, качества, темпов обновления основных фондов, от темпов увеличения выпуска продукции. Практика показывает, что чем меньше стоимость основных, меньше износ и больше доля активной части, тем выше фондоотдача.

Фондоемкость – величина обратная фондоотдаче, показывает, сколько денег необходимо вложить в основные фонды для получения рубля продукции.

Рентабельность основных фондов – отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости фондов.

Рост фондоотдачи ведет к относительной экономии производственных основных фондов, к увеличению объема выпуска продукции.

Относительная экономия основных фондов определяется как разница между величиной среднегодовой стоимости основных фондов отчетного периода и среднегодовой стоимостью основных фондов базисного периода, скорректированной на рост объема производства продукции.

Доля прироста продукции за счет роста фондоотдачи определяется методом цепных подстановок: прирост фондоотдачи умножается на стоимость основных фондов отчетного периода.

В прошлом планы предприятиям определялись в форме заданий отраслевого министерства. Хозяйствующим субъектом отводилась роль исполнителей директивных планов, их участие в процессе планирования было малозначительным.

Рыночная экономика требует качественно иного планирования, так как за все просчеты и последствия ответственность несет само предприятие.

Финансовое планирование направлено на предотвращение ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей.

Основные задачи финансового планирования:

· обеспечение воспроизводственного процесса организации необходимыми источниками финансирования;

· соблюдение интересов акционеров, инвесторов;

· гарантия выполнения обязательств перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами;

· выявление резервов увеличения прибыли.

Исходными предпосылками финансового планирования на предприятии являются:

- результаты оценки финансового состояния в предплановом периоде;

- планируемые показатели экономического развития (объем хозяйственной, инвестиционной деятельностью);

- финансовые нормативы, установленные на предприятии;

- прогноз конъюнктуры финансового рынка на предстоящий период.

Объекты финансового планирования: выручка от продажи товаров, прибыль и ее распределение, налоги и сборы, объем заемных средств, объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Методы планирования:

1. Расчетно – аналитический метод заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их величину на будущий период. Этот метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово – экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов.

2. Нормативный период заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсов и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальный размер уставного капитала и др. Данный метод является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель.

3. Балансовый метод состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в них. Этот метод применяют при составлении месячного платежного календаря, квартального плана доходов и расходов.

4. Метод оптимизации плановый решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно применить различные критерии выбора: минимум текущих затрат, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала.

5. Метод экономико – математического моделирования в финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их динамику.

Процесс финансового планирования включает ряд этапов:

· анализ финансовых показателей за предыдущий период;

· долгосрочное (перспективное) финансовое планирование (на период свыше одного года);

· краткосрочное (оперативное) финансовое планирование (на период до одного года);

· практическое внедрение планов и контроль за их выполнением.

Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры и цели предприятия, курс действий по достижению цели. На основе финансовой стратегии разрабатывается финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных результатов.

Основными видами оперативных финансовых планов являются платежный календарь и кассовый план.

С помощью платежного календаря производиться «стыковка» предстоящих денежных поступлений и платежей предприятия, определяется потребность в краткосрочном кредите в случае «нестыковки» денежных поступлений и обязательств, выявляются сроки и суммы временно свободных денежных средств, которые можно выгодно инвестировать. Платежный календарь составляется на квартал, месяц, декаду.

Кассовый план – это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается на квартал и в установленные сроки предоставляется в банк. Исходные данные для составления кассового плана следующие: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, информация о продаже продукции работникам, сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: