Подвопросик. Значение регионального политического процесса.
· Обеспечивается властное регулирование общественных отношений в регионе.
· Воспроизводство факторов политической дифференциации населения (электоральные процессы). До отмены губернаторских выборов – дифференциация наблюдалась в полном объёме. Сейчас этот процесс практически иссяк.
· Взаимодействие федеральной, региональной властей и местного самоуправления.
· Воспроизводство особенностей политического режима на определённой территории.
· Политическая самоорганизация региональной административной элиты и населения.
· Обеспечивалось распределения властных полномочий между администрацией региона и его жителями.
· Обеспечивалось распределение и перераспределение полномочий между конституционной и теневой властями.
В 90-е гг. несмотря на определённую стабильность в социально-политической сфере в регионах сохранялись тенденции к демократизации и авторитаризма двух видов. Просвещенного авторитаризма и авторитаризма в грубых формах. Оба варианта были обусловлены социальной усталостью и политической апатией общества. В то же время следует отметить, что власть в своих стремлениях была относительно самостоятельна от федерального центра и в зависимости от ситуации могла моделировать собственное поведение – от управляемой демократии до просвещённого авторитаризма. А нередко и того и того сразу. И демократия и авторитаризм не могли достигнуть в то время абсолютных социальных значений и показателей. Это значит, что ни то, ни другое не могло абсолютно доминировать. Поэтому при анализе соотношения демократизации и проявления авторитарных тенденций можно лишь говорить только об их разнообразных сочетаниях в отдельных регионах. Всё определялось спецификой региона.
|
|
· Уровень охвата политической жизни, масштаба и уровнем решаемых проблем.
· Сохраняется временная протяжённость между этапом политического участия и этапом … из-за приближённости власти к избирателям.
· Появляется возможность установления широкого контроля над процессом политического участия, так как население в большей степени зависит от органов власти (в приказном порядке голосовать).
· Объектами политических отношений на уровне региона выступают как правило проблемы, имеющие местное и региональное значение и из числа этих проблем практически исключаются вопросы внешнеполитического характера (некоторые приграничные регионы).
Практика преобразования России в 90-е гг. ставила ряд вопросов. Основные:
1. Можно ли добиться в России цивилизованных органичных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы действенно влиять на политику властей, и государство было бы не самодавлеющей бюрократической корпорацией или инструментом удовлетворения эгоистических интересов, а защитником «общего блага». То есть сможет ли быть государство быть совокупностью институтов обеспечивающих обществу благоприятные возможности для развития.
|
|
2. Сможет ли народ преодолеть хроническую безответственность политических лидеров.
3. Станет ли когда-нибудь власть подконтрольной обществу.
4. Будет ли когда-нибудь государство квалифицированно выполнять свои функции.
5. Смогут ли прижиться в России демократические институты.
6. Параллельная «архаизация» России в 90-е гг. Изменения в России в 90-е гг. её вызвали. То есть в процессе обновления проявились архаичные качественные характеристики, которые, как казалось, давно изжиты. А на самом деле эти характеристики и традиции находились в состоянии глубокой консервации. Это относилось к идеологии, менталитету и социально-политическим характеристикам. На бытовом уровне возродились традиции, которые уголовно наказывались в советское время. Объектом всех преобразований в России становились прежде всего организационные формы, а не ценностная структура. Поэтому миллионы россиян в этот период воспринимали и воспринимают новые отношения как чуждые, навязанные им. Существовавший в обществе ценностный раскол привёл к парадоксальным результатом. Средства для разрешения конфликта трансформировался в источник оного (пример, выборы). Усиливалась поляризация противоборствующих сторон – парламентские выборы 1995 года. Итоги выборов воспринимались не как результат народного волеизъявления, а как результат разного рода мошенничества – это в основном касалось выборов регионального уровня.
Д/З лоббизм и мсу.
В 90-е гг. политический режим представлял из себя разновидность гибрида, основанную на сочетании демократических институтов норм и ценностей с авторитарными. Данного типа режимы (делигативная демократия – политические режимы, которые находятся на переходном этапе и сочетают в себе черты авторитаризма и демократии; не исключена возможность реверсии (отход к авторитаризму))
Тема: Гражданское общество в России.
Кризис конца 80-х, начала 90-х гг. во многом был обусловлен отсутствием гражданского общества.
?! Состояние ГО в РФ в 90-е гг.
В это время в России уже действовали многие ассоциации, союзы, центры, фонды, движения. И действовали во всех сферах общественной жизни.
?! Объективные предпосылки формирования ГО в России.