Тема 9. Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности и занятиями

Конструирование тесно связано с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, музыкальными занятиями. Разностороннее воспитание в свою очередь создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, без которых невозможно развивать детское творчество. Поэтому, составляя план занятий по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, педагог должен помнить о взаимосвязи всех разделов воспитательной работы. Так, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование их представлений о форме предмета, цвете, оттенках, величине и др.

Сенсорное воспитание происходит в процессе специально организованных игр и упражнений, а также различных видов деятельности. Планируя занятия по изобразительной деятельности и конструированию, важно помнить, какие представления получили дети с помощью дидактических игр и других видов деятельности, чтобы, опираясь на имеющийся у них сенсорный опыт, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Взаимодействие конструирования с изобразительной деятельностью применяется на комплексном занятии, которое строится на сочетании аппликации, рисования и конструирования. Например: «Дорога, ворота, по дороге едут машины», «Построили высокий дом. В доме живет кукла Катя». Сначала выполняются конструкции, затем аппликация и рисунок. Дети привлекаются к обыгрыванию построек, а также намазыванию клеем заготовок перед наклеиванием и т.д.

Конструирование и изобразительная деятельность занимают большое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста.

Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Наблюдение детей за природой вызывает у них яркие эмоциональные переживания и вызывает желание отражать её явления в своем творчестве.

Например, в уголке природы дети наблюдают за птицами, рыбами, кормят их. Они подолгу рассматривают, как птички клюют зернышки, пьют воду, летают. А затем на занятиях по конструированию выполняют различные поделки.

Особенно важна такая взаимосвязь при обучении умственно отсталых детей, так как формирует у них представление о целостном образе предмета, развивает наглядно-образное мышление, качество восприятия возрастает.

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «что это такое?», «что с ним можно делать?», «зачем он нужен?», «почему он такой». Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но и знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами.

Конструирование имеет огромное значение для общего развития ребенка. Оно имеет непосредственную взаимосвязь с рисованием, лепкой и аппликацией, так как ребенок может разукрасить свою конструкцию красками или карандашами.

Благодаря тому, что ребенок активно занят рисованием, конструированием, лепкой или аппликацией, у него развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано, у него развивается способность к планированию деятельности. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действия с предметами, из зрительного восприятия, графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному образу, можно встретить и такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции или аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие.

Включение игры в процесс занятий по конструированию и ручному труду не случайно. Начиная играть, ребенок всегда сначала что-то придумывает, а потом решает, как собрать недостающую ему игрушку. Играя, он всегда что-то сооружает: мост или речной порт, один дом или целый город, конструирует вертолет или самолет и т.д. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней.

На каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному. Особое место на всех занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем делать...»), но и побуждает к практическому действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать поделки в подарок близким людям или малышам, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

Наблюдения за детьми показали, что создание игровой мотивации на занятиях по конструированию и ручному труду должно осуществляться по- разному.

На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры. Дошкольники учатся развивать новый сюжет, занятие приобретает для них особую значимость.

В основе каждого занятия лежит не только игровая мотивация. Занятие целиком построено на игровых методах и приемах, оно обязательно перерастает в увлекательную игру. Организация и проведение игры требуют большого профессионального мастерства и такта, настоящего творческого поиска.

Дошкольников, научившихся играть, важно направить на новый увлекательный сюжет, а игре придать новое направление, продолжение которого дети придумают сами.

Конструирование из строительного материала - наиболее простой и интересный вид продуктивной деятельности детей. Оно тесно связано с игрой. Дети создают постройки и играют с ними, часто перестраивая их в процессе игры. Именно эта особенность позволила ряду авторов назвать конструирование «строительными играми», объединив тем самым разные по своей сути виды деятельности детей: игру и конструирование.

Анализ свободной деятельности дошкольников показывает двоякий характер взаимодействия игры и конструирования и позволяет принципиально отличить их: либо мы имеем дело с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования (например, играя в космонавтов, ребята строят ракету несколько примитивной конструкции, носящей символический характер, и основное свое внимание направляют на выполнение ролей космонавтов, техников, пожарных и др.), либо с полноценной конструктивной деятельностью, где присутствуют элементы игры, положительно влияющие на процесс конструирования (например, дети строят сторожевое судно: воплощают замысел в соответствии с назначением объекта, отбирают материал, ищут способы технического решения и т.п., а затем обыгрывают готовую постройку). Такое разделение игры и конструирования поможет воспитателям в каждом случае использовать правильные методы организации и руководства.

Особо следует остановиться на вопросах развития речи на занятиях по конструированию. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи; усвоению и уточнению значений слов; в установлении детьми связи между зрительно-воспринимаемыми образами и свойствами с их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом; в развитии у детей фразовой речи, умении объяснять, рассказывать о выполненных конструкциях и последовательности выполнения.

Осуществляя конструирование действием, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанной деятельности, умственно отсталый ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностью в другой деятельности. Это способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Выполняя задание до конца, преодолевая трудности различного характера, овладевая практическими приемами выполнения – конструирование дает возможность использовать этот вид деятельности как коррекционный и применять его на занятиях по развитию речи.

Конструирование имеет большое значение, прежде всего, для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Создавая ту или иную конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет. Все это играет важную роль на занятиях по математике и обучению грамоте.

Наряду с традиционными видами конструирования в практике используется конструирование из букв и цифр. По мере овладения элементарными графическими навыками у детей формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятие пространственных отношений, т.к. конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы и они по-разному соединяются вместе. В процессе специальных игр и упражнений развивают у детей восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений. Например: вбрасывание объемных фигур в «Коробку форм», воспроизведение по подражанию взрослому, «что изменилось?» и т.д.

Практическое конструирование букв осуществляется на основе игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими ситуациями: «Построим букву», «Найдем заблудившийся элемент», «Отремонтируем букву» и т.д. Важно, чтобы дети упражнялись в практическом конструировании и при переконструировании букв использовали элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обогащали буквы на основе сходных и отличительных черт. Так же к практическому конструированию относят: упражнение в копировании, обведении, закрашивании и штриховке букв и цифр.

Взаимосвязь конструирования с музыкальными занятиями так же много дает детям в их эстетическом, творческом развитии. В конструктивных играх дети отражают образы музыкальных произведений. Так же дети могут конструировать на темы песен, программной и непрограммной музыки, устанавливают связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т.д.

Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. А взаимосвязь музыкальных занятий с конструированием обогащает жизнь детей и повышает эффективность воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование в дошкольных учреждениях является частью всей воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. Поэтому очень важно, чтобы конструирование было тесно связано с разнообразными видами деятельности и занятиями. Этому способствует и сам характер конструктивной деятельности ребенка, т.к. имеет моделирующий характер и направлен на моделирование окружающего пространства с позиции восприятия и мышления.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности повышает эффективность воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, вызывая интерес дошкольников к разным видам деятельности, что способствует развитию воображения, обогащению сенсорного опыта и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: