Что такое справедливая стоимость? В чем смысл справедливости?
В каких единицах измеряется риск?
В чем преимущества и недостатки отдельных методов оценки риска? Какой из мер риска вы отдаете предпочтение и почему?
Насколько правомерно высказывание о том, что «в экономике не бывает безрисковых ситуаций»? Приведите примеры.
Какие подходы к измерению риска вы знаете?
Какими основными характеристиками описывается рисковая ситуация?
В чем суть метода прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей? Какие допущения лежат в его основе?
Дайте характеристику различных видов моделей, применяемых в управлении финансам фирмы. Приведите примеры.
Какова структура ставки дисконтирования?
Дайте экономическую трактовку наращенной стоимости, дисконтированной стоимости.
Связаны ли между собой значения будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо?
Приведите пример ситуаций, когда используются потоки пренумерандо и постнумерандо.
|
|
В чем суть операций наращения и дисконтирования?
Обоснуйте тезис: «Время генерирует деньги». Приведите примеры.
Дайте характеристику различных групп методов управления финансами. В какой степени и какие из этих методов применяются на уровне фирмы? Приведите примеры.
Как соотносятся между собой формализованные и неформализованные методы обоснования решений финансового характера? Можно ли и нужно ли говорить о доминанте одной из этих групп?
6. В чем состоит принципиальная разница между схемами простых и сложных процентов?
9. Связаны ли между собой дисконтирующие и мультиплицирующие множители из финансовых таблиц?
16. Прокомментируйте различные варианты поведения в потенциально рисковых ситуациях.
Глава 5
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ
[1] Схоластика представляла собой доминировавший в средневековой Европе особый тип религиозной философии, в котором были соединены теологодогматические предпосылки с рационалистическими методиками. В то время церковь обладала практически полной монополией на знания, образование, процессы формирования общественного мнения и государственной политики.
[2] Маржинализм - направление в экономической науке, одной из ключевых идей которого является объяснение механизма ценообразования на рынке через теорию предельной полезности, согласно которой цена товара определяется не сделанными затратами, но предельной, т.е. наименьшей полезностью, отражающей его редкость и субъективную оценку покупателя.
|
|
[3] Так, в области университетского образования Россия отставала от Европы на многие поколения. Напомним, что одной из первых средневековых высших (светских) школ была Болонская правовая школа, чв 1158 г. получившая статус университета; в 1209 г. учреждены Кембриджский и Оксфордский университеты, в 1215 г. — Парижский университет и т. д. Первые шаги на длительном и многотрудном пути по учреждению в России, системы народного образования, в том числе и высшего, были сделаны лишь в первой половине XVIII в. В 1724 г. Петр Д утвердил представленный в докладе Л.Л. Блументроста (1692—1755) проект об учреждении Академии наук, которая «должна была явиться установлением не только ученым, но и высшим учебным, т. е. университетом». Поскольку русских студентов, готовых слушать лекции, не нашлось, помимо иноземных преподавателей (17 приглашенных профессоров) заодно были выписаны из Германии и 8 студентов — это и было началом университетского образования в России. Работа Академического университета не заладилась с самого начала, т.к. основная проблема — отсутствие учеников, способных и желающих учиться в университете. В конце 1750-х гг. университет в С.-Петербурге практически прекратил свою работу и был возрожден лишь в 1819 г.
[4] Немецкое влияние в науке и образовании проявлялось различным образом. Так, русские студенты регулярно направлялись на обучение в Германию уже во времена правления Елизаветы Петровны. В числе первых преподавателей российских университетов было много немецких ученых. Первые учебники были написаны немецкими специалистами.
[5] Христиан Шлецер (1774—1834), сын знаменитого историка, статистика и издателя русских летописей Августа Шлецера, получил звание профессора в России в 1800 г., а свой солидный труд написал по поручению товарища министра народного просвещения (с 1802 г.) и куратора (попечителя) Московского университета М.Н. Муравьева, основываясь на работах А. Смита (1723-90).
[6] Иван Яковлевич Горлов (1814—1890), профессор политической экономии и статистики, выпускник Московского университета, учился в профессорском институте при Дерптском университете. До своего приглашения в С.-Петербургский университет работал в должности профессора в Казанском университете, где и опубликовал первое издание своего труда по финансам (1841); второе издание книги вышло уже в С.-Петербурге в 1845 г.
[7] Известный русский финансист Евграф Григорьевич Осокин (1819—1880) был сыном вологодского священника, получившим образование в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В дальнейшем он стал профессором финансового права и деканом Казанского университета.
[8] Василий Александрович Лебедев (1833-1909) окончил курс в Казанском университете; в 1886 г. защитил докторскую диссертацию. Он прошел славный научный путь в С.-П. университете от штатного доцента (1868 г.) до заслуженного профессора (1891 г.). Лебедев вел курс финансового права в С.-П. университете более 40 лет - с 1868 по 1909 гг. В свое время он прослушал в Гейдельберге курс финансовой науки, прочитанный проф. К. Рау и разделял его взгляды.
[9] Известный русский экономист академик Иван Иванович Янжул (1846-1914) был сыном черниговского дворянина, обучался в «Благородном пансионе» при Рязанской гимназии, затем окончил курс на юридическом факультете Московского университет. Часто бывал за границей, прослушал курс лекций в Лейпцигском университет е. В 1876 г. был избран ординарным профессором в Московском университете. В 1895 г. избран действительным членом Российской Академии наук.
[10] Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приведена в работе: [Ковалев, 2004].
[11] Активным называется рынок, на котором соблюдаются все следующие условия: а) статьи, продаваемые на рынке являются однородными; б) обычно в любое время могут быть найдены желающие совершить сделку продавцы и покупатели; в) имеется доступность цен для общественности (см. ст. 7 МСФО 38 «Нематериальные активы»).
|
|
[12] Имеется в виду следующее. Представьте себе, что у фирмы на балансе находится станок, купленный пять лет назад и используемый в специфических условиях. Рынка именно таких, частично самортизированных станков, естественно, нет, а потому не откуда взять и рыночную цену. Остается лишь прибегнуть к услугам оценщиков, однако здесь возникает комплекс проблем, включая объективность оценки.
[13] Подробнее о проблеме соотношения оценок по исторической и справедливой стоимостям см. в работе: [Ковалев, 2007(a), с. 285—303].