Опишите достоинства и недостатки оценок по исторической и справедли­вой стоимостям

Что такое справедливая стоимость? В чем смысл справедливости?

В каких единицах измеряется риск?

В чем преимущества и недостатки отдельных методов оценки риска? Какой из мер риска вы отдаете предпочтение и почему?

Насколько правомерно высказывание о том, что «в экономике не бывает безрисковых ситуаций»? Приведите примеры.

Какие подходы к измерению риска вы знаете?

Какими основными характеристиками описывается рисковая ситуация?

В чем суть метода прогнозирования на основе пропорциональных зависи­мостей? Какие допущения лежат в его основе?

Дайте характеристику различных видов моделей, применяемых в управле­нии финансам фирмы. Приведите примеры.

Какова структура ставки дисконтирования?

Дайте экономическую трактовку наращенной стоимости, дисконтирован­ной стоимости.

Связаны ли между собой значения будущей стоимости потоков пренуме­рандо и постнумерандо?

Приведите пример ситуаций, когда используются потоки пренумерандо и постнумерандо.

В чем суть операций наращения и дисконтирования?

Обоснуйте тезис: «Время генерирует деньги». Приведите примеры.

Дайте характеристику различных групп методов управления финансами. В какой степени и какие из этих методов применяются на уровне фирмы? Приведите примеры.

Как соотносятся между собой формализованные и неформализованные методы обоснования решений финансового характера? Можно ли и нужно ли говорить о доминанте одной из этих групп?

6. В чем состоит принципиальная разница между схемами простых и слож­ных процентов?

9. Связаны ли между собой дисконтирующие и мультиплицирующие мно­жители из финансовых таблиц?

16. Прокомментируйте различные варианты поведения в потенциально рис­ковых ситуациях.


Глава 5

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ


[1] Схоластика представляла собой доминировавший в средневековой Европе осо­бый тип религиозной философии, в котором были соединены теологодогматические предпосылки с рационалистическими методиками. В то время церковь обладала прак­тически полной монополией на знания, образование, процессы формирования общест­венного мнения и государственной политики.

[2] Маржинализм - направление в экономической науке, одной из ключевых идей которого является объяснение механизма ценообразования на рынке через теорию предельной полезности, согласно которой цена товара определяется не сделанными за­тратами, но предельной, т.е. наименьшей полезностью, отражающей его редкость и субъективную оценку покупателя.

[3] Так, в области университетского образования Россия отставала от Европы на многие поколения. Напомним, что одной из первых средневековых высших (светских) школ была Болонская правовая школа, чв 1158 г. получившая статус университета; в 1209 г. учреждены Кембриджский и Оксфордский университеты, в 1215 г. — Париж­ский университет и т. д. Первые шаги на длительном и многотрудном пути по учрежде­нию в России, системы народного образования, в том числе и высшего, были сделаны лишь в первой половине XVIII в. В 1724 г. Петр Д утвердил представленный в докладе Л.Л. Блументроста (1692—1755) проект об учреждении Академии наук, которая «должна была явиться установлением не только ученым, но и высшим учебным, т. е. университетом». Поскольку русских студентов, готовых слушать лекции, не нашлось, помимо иноземных преподавателей (17 приглашенных профессоров) заодно были выписаны из Германии и 8 студентов — это и было началом универ­ситетского образования в России. Работа Академи­ческого университета не заладилась с самого начала, т.к. основная проблема — отсутствие учеников, способных и желающих учиться в университете. В конце 1750-х гг. универ­ситет в С.-Петербурге практически прекратил свою работу и был возрожден лишь в 1819 г.

[4] Немецкое влияние в науке и образовании проявлялось различным образом. Так, русские студенты регулярно направлялись на обучение в Германию уже во времена правления Елизаветы Петровны. В числе первых преподавателей российских универ­ситетов было много немецких ученых. Первые учебники были написаны немецкими специалистами.

[5] Христиан Шлецер (1774—1834), сын знаменитого историка, статистика и издате­ля русских летописей Августа Шлецера, получил звание профессора в России в 1800 г., а свой солидный труд написал по поручению товарища министра народного просвеще­ния (с 1802 г.) и куратора (попечителя) Московского университета М.Н. Муравьева, основываясь на работах А. Смита (1723-90).

[6] Иван Яковлевич Горлов (1814—1890), профессор политической экономии и ста­тистики, выпускник Московского университета, учился в профессорском институте при Дерптском университете. До своего приглашения в С.-Петербургский университет работал в должности профессора в Казанском университете, где и опубликовал первое издание своего труда по финансам (1841); второе издание книги вышло уже в С.-Петербурге в 1845 г.

[7] Известный русский финансист Евграф Григорьевич Осокин (1819—1880) был сыном вологодского священника, получившим образование в Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В дальнейшем он стал профессором финансового права и деканом Казанского университета.

[8] Василий Александрович Лебедев (1833-1909) окончил курс в Казанском уни­верситете; в 1886 г. защитил докторскую диссертацию. Он прошел славный научный путь в С.-П. университете от штатного до­цента (1868 г.) до заслуженного профессора (1891 г.). Лебедев вел курс финансового права в С.-П. университете более 40 лет - с 1868 по 1909 гг. В свое время он прослушал в Гейдельберге курс финансовой науки, прочитанный проф. К. Рау и раз­делял его взгляды.

[9] Известный русский экономист академик Иван Иванович Янжул (1846-1914) был сыном черниговского дворянина, обучался в «Благородном пансионе» при Рязан­ской гимназии, затем окончил курс на юридическом факультете Московского универ­ситет. Часто бывал за границей, прослушал курс лекций в Лейпцигском университет е. В 1876 г. был избран ординарным профессором в Московском университете. В 1895 г. избран действительным членом Российской Академии наук.

[10] Подробная характеристика указанных принципов бухгалтерского учета приве­дена в работе: [Ковалев, 2004].

[11] Активным называется рынок, на котором соблюдаются все следующие условия: а) статьи, продаваемые на рынке являются однородными; б) обычно в любое время мо­гут быть найдены желающие совершить сделку продавцы и покупатели; в) имеется дос­тупность цен для общественности (см. ст. 7 МСФО 38 «Нематериальные активы»).

[12] Имеется в виду следующее. Представьте себе, что у фирмы на балансе находится станок, купленный пять лет назад и используемый в специфических условиях. Рынка именно таких, частично самортизированных станков, естественно, нет, а потому не от­куда взять и рыночную цену. Остается лишь прибегнуть к услугам оценщиков, однако здесь возникает комплекс проблем, включая объективность оценки.

[13] Подробнее о проблеме соотношения оценок по исторической и справедливой стоимостям см. в работе: [Ковалев, 2007(a), с. 285—303].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: