Действия законов и иных НПА, содержащих нормы трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в сфере регулирования трудовых отношений

На структуру нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, оказывает влияние федеративное устройство российской федерации. Ст.6 трудового кодекса проводит разграничение полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти субъектов по двум критериям: 1) по предмету регулирования 2) по содержанию или по объему регулирования

По предмету регулирования к ведению федеральных органов государственной власти отнесены порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключение и изменение коллективных договоров и соглашений, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения по условиям труда на федеральном уровне устанавливает, обеспечиваемый государством, уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников, а также особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов на уровне субъекта РФ. Также субъектом могут быть установлены дополнительные гарантии, льготы, и преимущества, финансирование которых осуществляется за счет соответствующего бюджета. В случае существования пробелов в законодательстве субъекты могут осуществлять опережающее регулирование, таким образом, субъекты российской федерации реализуют предоставленные им статьей 72 конституции права в 2 направлениях: 1) для восполнения пробелов федерального законодательства и 2) для усиления правой защищенности работников.

Основное правило, содержащееся в части 6 статьи 5 ТК заключается в том, что законы и иные НПА субъектов не должны противоречить ТК, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства и НПА федеральных органов исполнительной власти.

Статья 11 ТК указывает на то, что кодекс и иные НПА распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем не зависимо от организационно-правовой формы, формы собственности, не принимая во внимание такие факторы, как численность организации и вид юридического лица.

Для НПА, являющихся источником трудового права имеет установление времени начала и окончания их действий.

По общему правилу, закон или иной нормативный акт вступает в силу со дня, указанного в самом акте или в акте о введении в действие. Например, статья 420 ТК устанавливает сроки введения в действие трудового кодекса. Если же дата вступления в силу в законе не указывается, то применяются правила, предусмотренные федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат федерального собрания», и указа президента «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента, правительства и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,таких как федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Акты президента и правительства РФ, затрагивающие права и интересы граждан вступают по истечению 7 дня со дня первого официального опубликования. Акты федеральных органов исполнительной власти по истечению 10 дней со дня их опубликования.

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов имеет существенное значение, так как с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Нормативные акты, содержащие нормы трудового права не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие.

Федеральные нормативные акты, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты имеют свое пространственное регулирование. Федеральные законы распространяют свое действие на территории всех субъектов РФ, акты субъектов распространяются на территории соответствующего субъекты, актов органов местного самоуправление на соответствующее муниципальное образование, локальные нормативные акты действуют в пределах отдельной организации.

Правовые нормы в сфере труда делятся на 2 группы: общие нормы, которые распространяются на всех работников и специальные нормы, которые действуют только для отдельных категорий работников, например, женщин, несовершеннолетних, работников бюджетной сферы, временных и сезонных работников и другие категории.

Часть 6 статьи 11 ТК указывает категории лиц, на которых не распространяется действия трудового кодекса и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к их числу относятся военнослужащие, при исполнении обязанностей военной службы, члены советов директоров и наблюдательных советов организации, лиц, работающих по договорам гражданско-правого характера и других лиц, если это установлено федеральным законом. Трудовое законодательство не распространяется на сотрудников ФСБ, к отношениям связанной с гражданской службой применяются нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части не урегулированной ФЗ о государственной и гражданской службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: