Интерпретация основных понятий
Суть данного этапа заключается в том, что он позволяет добиться ясного, четкого, однозначного определения смысла и использования понятий и терминов, относящихся к программе данного социологического исследования. Без интерпретации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследований. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношение элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.
Операционализация понятий – это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия и факторов, обуславливающих развитие изучаемого процесса. Понятие «операционализация» разработал и ввел в научный оборот Лазарсфельд. Суть операционализации понятия – это его эмпирическое истолкование, разложение объекта на характеристики, доступные измерению социологическими индикаторами. Операционализация понятий означает построение системы эмпирических индикаторов (признаки объекта, поддающиеся измерению) объекта или явления, доступных для измерения.
|
|
Существует 2 уровня операционализации: структурная и факторная.
Структурная операционализация осуществляется для выделения «составных частей» ключевого понятия, т.е. его структурных элементов. Например, обратимся к понятию «молодежь» и проведем операцию вычленения в нем основных структурных элементов. Их четыре:
1)специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет);
2)период становления, социальной зрелости;
3)период адаптации;
4)психологические особенности
Факторная операционализация – процедура выявления факторов, обусловливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого социального объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными.
Сложность процедуры операционализации зависит от вида социологического исследования. Для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что определяется узостью задач. В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему операционализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.
Гипотеза – это научно обоснованное предположение о характере связей и отношений между эмпирическими фактами, явлениями и процессами социальных действий, истинность которых необходимо доказать или опровергнуть.
|
|
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы, в свою очередь, способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
Классификация гипотез:
1)по соответствию типам задач:
1.основные
2.дополнительные
2)по степени общности предположения:
1.гипотезы-основания – рождаются из основных задач исследования и содержит предположение или допущение о главных причинах возникновения изучаемой проблемы.
2.гипотезы-следствия – выводятся из оснований и конкретизируют их.
3) по степени разработанности и обоснованности:
1.первичные
2.вторичные – выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными
4)по содержанию предположений о предметной области проблемы:
1.описательные – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).
2.объяснительные – относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
3.прогностические – предположения о будущем состоянии объекта.
Требования к гипотезам:
1.не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
2.не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
3.должна быть просто сформулирована.
4.хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, в которой непосредственно проводится исследование.
5.должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.
Функции гипотез:
1) контроль эмпирических данных
2) конкретизация предмета и задач исследования
2.Процедурно-методический раздел включает в себя:
1) обоснование методики сбора социологической информации.
В этой части программы обеспечивается единство рабочих понятий, рабочих гипотез со способами сбора информации и ее дальнейшей обработки, которые имеют свои специфику и ограничения применения.
Для этого необходимо обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами, задачами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно этой гипотезы.
Критерии выбора метода:
-характер предмета исследования
-характер целей и задач
2) обоснование типа выборки (если исследование выборочное).
Критерии:
-цели и задачи исследования
виды выборок (см. другой билет)