Интерпретация основных понятий
Суть данного этапа заключается в том, что он позволяет добиться ясного, четкого, однозначного определения смысла и использования понятий и терминов, относящихся к программе данного социологического исследования. Без интерпретации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследований. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношение элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.
Операционализация понятий – это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия и факторов, обуславливающих развитие изучаемого процесса. Понятие «операционализация» разработал и ввел в научный оборот Лазарсфельд. Суть операционализации понятия – это его эмпирическое истолкование, разложение объекта на характеристики, доступные измерению социологическими индикаторами. Операционализация понятий означает построение системы эмпирических индикаторов (признаки объекта, поддающиеся измерению) объекта или явления, доступных для измерения.
Существует 2 уровня операционализации: структурная и факторная.
Структурная операционализация осуществляется для выделения «составных частей» ключевого понятия, т.е. его структурных элементов. Например, обратимся к понятию «молодежь» и проведем операцию вычленения в нем основных структурных элементов. Их четыре:
1)специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет);
2)период становления, социальной зрелости;
3)период адаптации;
Факторная операционализация – процедура выявления факторов, обусловливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого социального объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными.
Сложность процедуры операционализации зависит от вида социологического исследования. Для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что определяется узостью задач. В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему операционализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.
Гипотеза – это научно обоснованное предположение о характере связей и отношений между эмпирическими фактами, явлениями и процессами социальных действий, истинность которых необходимо доказать или опровергнуть.
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы, в свою очередь, способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
1)по соответствию типам задач:
1.основные
2.дополнительные
2)по степени общности предположения:
1.гипотезы-основания – рождаются из основных задач исследования и содержит предположение или допущение о главных причинах возникновения изучаемой проблемы.
2.гипотезы-следствия – выводятся из оснований и конкретизируют их.
3) по степени разработанности и обоснованности:
1.первичные
2.вторичные – выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными
4)по содержанию предположений о предметной области проблемы:
1.описательные – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).
2.объяснительные – относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
3.прогностические – предположения о будущем состоянии объекта.
Требования к гипотезам:
1.не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
2.не должна противоречить ранее установленным научным фактам.
3.должна быть просто сформулирована.
4.хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, в которой непосредственно проводится исследование.
5.должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.
Функции гипотез:
1) контроль эмпирических данных
2) конкретизация предмета и задач исследования
2.Процедурно-методический раздел включает в себя:
1) обоснование методики сбора социологической информации.
В этой части программы обеспечивается единство рабочих понятий, рабочих гипотез со способами сбора информации и ее дальнейшей обработки, которые имеют свои специфику и ограничения применения.
Для этого необходимо обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами, задачами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно этой гипотезы.
Критерии выбора метода:
-характер предмета исследования
-характер целей и задач
2) обоснование типа выборки (если исследование выборочное).
Критерии:
-цели и задачи исследования
виды выборок (см. другой билет)