Выдвижение рабочих гипотез

Интерпретация основных понятий

Суть данного этапа заключается в том, что он позволяет добиться ясного, четкого, однозначного определения смысла и использования понятий и терминов, относящихся к программе данного социологического исследования. Без интерпретации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследований. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношение элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д.

Операционализация понятий – это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия и факторов, обуславливающих развитие изучаемого процесса. Понятие «операционализация» разработал и ввел в научный оборот Лазарсфельд. Суть операционализации понятия – это его эмпирическое истолкование, разложение объекта на характеристики, доступные измерению социологическими индикаторами. Операционализация понятий означает построение системы эмпирических индикаторов (признаки объекта, поддающиеся измерению) объекта или явления, доступных для измерения.

Существует 2 уровня операционализации: структурная и факторная.

Структурная операционализация осуществляется для выделения «составных частей» ключевого понятия, т.е. его структурных элементов. Например, обратимся к понятию «молодежь» и проведем операцию вычленения в нем основных структурных элементов. Их четыре:

1)специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет);

2)период становления, социальной зрелости;

3)период адаптации;

4)психологические особенности

Факторная операционализация – процедура выявления факторов, обусловливающих непосредственно или косвенно развитие изучаемого социального объекта. Факторы могут быть объективными и субъективными.

Сложность процедуры операционализации зависит от вида социологического исследования. Для разведывательного исследования глубокой и всесторонней операционализации не требуется, что определяется узостью задач. В описательном и аналитическом исследованиях требования к глубине и объему операционализации значительно усложняются, что вытекает из более весомых целей и задач, которые в них ставятся.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о характере связей и отношений между эмпирическими фактами, явлениями и процессами социальных действий, истинность которых необходимо доказать или опровергнуть.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы, в свою очередь, способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговых результатов его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

Классификация гипотез:

1)по соответствию типам задач:

1.основные

2.дополнительные

2)по степени общности предположения:

1.гипотезы-основания – рождаются из основных задач исследования и содержит предположение или допущение о главных причинах возникновения изучаемой проблемы.

2.гипотезы-следствия – выводятся из оснований и конкретизируют их.

3) по степени разработанности и обоснованности:

1.первичные

2.вторичные – выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными

4)по содержанию предположений о предметной области проблемы:

1.описательные – предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные).

2.объяснительные – относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

3.прогностические – предположения о будущем состоянии объекта.

Требования к гипотезам:

1.не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

2.не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

3.должна быть просто сформулирована.

4.хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, в которой непосредственно проводится исследование.

5.должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.

Функции гипотез:

1) контроль эмпирических данных

2) конкретизация предмета и задач исследования

2.Процедурно-методический раздел включает в себя:

1) обоснование методики сбора социологической информации.

В этой части программы обеспечивается единство рабочих понятий, рабочих гипотез со способами сбора информации и ее дальнейшей обработки, которые имеют свои специфику и ограничения применения.

Для этого необходимо обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами, задачами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно этой гипотезы.

Критерии выбора метода:

-характер предмета исследования

-характер целей и задач

2) обоснование типа выборки (если исследование выборочное).

Критерии:

-цели и задачи исследования

виды выборок (см. другой билет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: