Контуры информационного общества

Линейно-стадийная;

Цивилизационный и формационный подходы к рассмотрению типов обществ.

Формационный подход к рассмотрению типов общества был предложен Марксом.

Формация – это ступень развития общества от менее прогрессивной к более прогрессивной. Под формацией он понимает основные подсистемы общества. Выделяет 2 основных:

1)экономическая – базис

2)идеологическая - сюда относятся другие сферы социальной жизни: право, мораль, религия, политика, наука, искусство. Надстройка в какой-то степени автономна от базиса и может оказывать на него обратное воздействие. Но все же надстройка является отражением производственных отношений.

Ядром выступает экономическая – базис, который рассм-тся как способ производства материальных благ.

Базис имеет 2 стороны:

1.производительные силы – это средства, ресурсы, обеспечивающие процесс производства (сам человек с его знаниями, навыками, умениями, опытом + средства труда);

2.производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства по отношению к распределению, обмену матер-х благ.

В совокупности производительные силы и производственные отношения определяют сущность той или иной формации.

Согласно формационному подходу все общества в своем развитии проходят 5 О.Э.Ф.:

1. первобытная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капителистическая;

5. коммунистическая (подготовительный этап к социалистической).

На современном периоде теория О.Э.Ф. переживает кризис.

Многие авторы в настоящее время при анализе человеческого общества используют цивилизационный подход. Цивилизационный подход концентрирует внимание на уникальном, своеобразном.

“Цивилизация” (лат. – гражданский) – определенный уровень, ступень общественного развития.

Цивилизация – качественное своеобразие духовной, материальной, социальной жизни той или иной группы стран на определенном этапе развития.

В рамках цивилизационного подхода существуют 2 концепции:

На рубеже 70-80-х гг. западными социологами (Ростоу, Белл, Тоффлер) была предложена теория 3-х стадий, которая отражает смену технологических эпох во всемирной истории и отталкивается от характера и уровня развития экономики.

Согласно данной теории, в развитии человека выделяются 3 типа общества:

1.Доиндустриальное – 8-6 тыс. до н.э. (аграрное, которое характеризуется добывающей экономикой); Аграрное общество характеризуется ограничением свободы личности из-за привязанности к земледельческому труду.

2.Индустриальное – к.18 в. (характеризуется развитием обрабатывающей промышленности); Индустиальное формируется на основе промышленной революции, имеет гибкую структуру, высокий уровень социальной мобильности и высшую ценность – свободу личности. Переход от 1-го типа общества к другому осуществляется посредством цивилизационной революции. В свое время человечество пережило аграрную революцию (переход к земледелию), затем индустриальную, сейчас происходит информационная революция.

3.Постиндустиальное (в основе лежит интеллектуальные и информационные средства).

Продолжительным является доиндустриальный период. На остальные стадии уходит меньше времени существование “ закона ускорения” ритма истории (на каждую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую).

Причины: 1) рост численности населения, его активности;

2) накопление научного знания;

3) развитие международного сотрудничества;

4) научно-технический прогресс и рост производительности труда.

Информационный прогресс формирует общество в целом, все социальные отношения и самого человека. Но информатизация и компьюторизация таит в себе опасность ограничения свободы человека. Это ограничение выступает следствием усиления социального контроля со стороны властных структур, а также следствием использования жизнедеятельности людей. Отсюда в информационном обществе возникает проблема по обращению человечества к критериям нравственности и уважения человека.

1. В сфере материального производства происходит структурная перестройка;

2. Качественные структурно-функциональные изменения происходят в культуре;

3. Доступ к информации влияет на эффективность общения

4. Возрастание роли знаний и профессионализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: