Линейно-стадийная;
Цивилизационный и формационный подходы к рассмотрению типов обществ.
Формационный подход к рассмотрению типов общества был предложен Марксом.
Формация – это ступень развития общества от менее прогрессивной к более прогрессивной. Под формацией он понимает основные подсистемы общества. Выделяет 2 основных:
1)экономическая – базис
2)идеологическая - сюда относятся другие сферы социальной жизни: право, мораль, религия, политика, наука, искусство. Надстройка в какой-то степени автономна от базиса и может оказывать на него обратное воздействие. Но все же надстройка является отражением производственных отношений.
Ядром выступает экономическая – базис, который рассм-тся как способ производства материальных благ.
Базис имеет 2 стороны:
1.производительные силы – это средства, ресурсы, обеспечивающие процесс производства (сам человек с его знаниями, навыками, умениями, опытом + средства труда);
2.производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства по отношению к распределению, обмену матер-х благ.
|
|
В совокупности производительные силы и производственные отношения определяют сущность той или иной формации.
Согласно формационному подходу все общества в своем развитии проходят 5 О.Э.Ф.:
1. первобытная;
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. капителистическая;
5. коммунистическая (подготовительный этап к социалистической).
На современном периоде теория О.Э.Ф. переживает кризис.
Многие авторы в настоящее время при анализе человеческого общества используют цивилизационный подход. Цивилизационный подход концентрирует внимание на уникальном, своеобразном.
“Цивилизация” (лат. – гражданский) – определенный уровень, ступень общественного развития.
Цивилизация – качественное своеобразие духовной, материальной, социальной жизни той или иной группы стран на определенном этапе развития.
В рамках цивилизационного подхода существуют 2 концепции:
На рубеже 70-80-х гг. западными социологами (Ростоу, Белл, Тоффлер) была предложена теория 3-х стадий, которая отражает смену технологических эпох во всемирной истории и отталкивается от характера и уровня развития экономики.
Согласно данной теории, в развитии человека выделяются 3 типа общества:
1.Доиндустриальное – 8-6 тыс. до н.э. (аграрное, которое характеризуется добывающей экономикой); Аграрное общество характеризуется ограничением свободы личности из-за привязанности к земледельческому труду.
2.Индустриальное – к.18 в. (характеризуется развитием обрабатывающей промышленности); Индустиальное формируется на основе промышленной революции, имеет гибкую структуру, высокий уровень социальной мобильности и высшую ценность – свободу личности. Переход от 1-го типа общества к другому осуществляется посредством цивилизационной революции. В свое время человечество пережило аграрную революцию (переход к земледелию), затем индустриальную, сейчас происходит информационная революция.
|
|
3.Постиндустиальное (в основе лежит интеллектуальные и информационные средства).
Продолжительным является доиндустриальный период. На остальные стадии уходит меньше времени существование “ закона ускорения” ритма истории (на каждую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую).
Причины: 1) рост численности населения, его активности;
2) накопление научного знания;
3) развитие международного сотрудничества;
4) научно-технический прогресс и рост производительности труда.
Информационный прогресс формирует общество в целом, все социальные отношения и самого человека. Но информатизация и компьюторизация таит в себе опасность ограничения свободы человека. Это ограничение выступает следствием усиления социального контроля со стороны властных структур, а также следствием использования жизнедеятельности людей. Отсюда в информационном обществе возникает проблема по обращению человечества к критериям нравственности и уважения человека.
1. В сфере материального производства происходит структурная перестройка;
2. Качественные структурно-функциональные изменения происходят в культуре;
3. Доступ к информации влияет на эффективность общения
4. Возрастание роли знаний и профессионализма.