Комплекс инноватики, новация и инновация

Тема 1 Введение в теорию инноваций: основные понятия и терминология в инноватике

ЛЕКЦИЯ 1

Современное развитие рынка показывает, что инноватика стала отправной точкой стратегического развития промышленности всех стран, в том числе и РФ. Отсюда и возникает актуальность и большое значение вопросов теории инноваций. Само поня­тие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Тер­мин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление или улучшение. В общем плане его можно пони­мать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.

В свою очередь инноватика как наука – это отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшеств.

Выделяют такое понятие как «комплекс инноватики», этот комплекс составляют следующие элементы:

§ И1 – основы теории инноватики, управление инновациями, управление инновационным бизнесом (предпринимательством);

§ И2 – управление человеческими ресурсами, управление интеллектуальным трудом, управление знаниями;

§ И3 – управление инновационными проектами: создание, маркетинг, логистика и обслуживание инноваций;

§ И4 – управление инвестициями и инвестиционными проектами, управление коммерциализацией инновационных продуктов, включая технологию;

§ И5 – управление стратегическим развитием и изменениями;

§ И6 – управление инновационными рисками.

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «ново­введение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определен­ные различия между ними существуют. Если «инновацию» и «нововведение» можно считать синонимами, то от новшества их нужно отличать обязательно. Для различия этих терминов необходимо понимать, что любые новшества, изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распростране­нию (коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения (инновации).

                       
 
ЗНАНИЯ, ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
 
НОВАТОР
 
НОВШЕСТВА И НОВЫЕ ЗНАНИЯ
 
       

         
   
 
 
 


Рисунок 1 – Признаки новации (новшества)

Новация (новшество) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования (рис.1).

Новшество может представлять собой новый продукт: материал, изделие, метод, технологию, программу, организационную форму, услугу, а также характеризоваться заложенными в нем новыми знаниями и признаком новизны.

В связи с этим к новшеству можно отнести то, что:

1) является результатом творческой и интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), включенным в контур потребления,

2) является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

В свою очередь, инновация рассматривается с нескольких сторон:

§ как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

§ как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

§ как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

– рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

– осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

– со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

– состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);

– осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже рутинного, т.е. проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

– потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса).


Рисунок 2 – Признаки инновации (нововведения)

Таким образом, инновацией считается такое новшество, которое появилось в результате осознания потребности в нем, выбора инновационной стратегии развития, поиска и приобретения, адаптации к нему, рутинизации, т.е. включения в технологию и свою культуру, использования, повышения компетентности и получения выгод


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: