Работа со звуковыми моделями

1) Московская школа

Говорить, где и как рождается звук

Красный – гласный звук (слог - слияние)

- Твердый звук

- Мягкий звук

Каждый учащийся должен иметь набор звуковых схем. В конверте (10 белых квадратов, 5 красных, 5 синих, 5 зеленых). Не стоит покупать “кассу букв”. ½ тетради в клеточку – для печатания карточки 4x4. Наборное полотно, чтобы показывать карточки. В азбуке должна быть закладка.

Слог-слияние: белый квадрат разрезать по диагонали и вкладывать в него красные квадраты.

2) Ленинградская школа предлагает обозначить каждую букву отдельным квадратом.

 Артикулированное произношение каждого звука (длительное)

На первом этапе – белый квадрат

Шшшш – ар

Шааар

Шаррр

“Положите слово на язычок” → почувствуйте. Даём анализ каждому звуку, обозначая своим цветом.

Аист    

Волк    

Лучше в буквенный период работать, формируя следующие понятия:

Слово → звук. После того, как дети прочитают первое предложение (У Наты ноты), начинать говорить о предложении.

Алгоритм ответа (предложение):

1) Гласный звук: при его произношении воздух не встречает преград

Гласные звуки

а о у ы э

я ё ю и е

2) Гласные бывают ударные и безударные

3) Гласные и, е, ё, ю, я и согласный ь обозначают мягкость согласных

Обязательно иметь на доске ленту букв.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учётом последующих букв.

В современной методике обучения грамоте действует принцип слогового, позиционного чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как на единицу чтения.

Слог в большинстве случаев строится по принципу восходящей звучности.

ВО-ЛНА

А-СТРА

Слог – несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основа слога – гласный звук.

Структура слога

СГ – согл., гласн. – открытый слог

ГС – закрытый

СГС – дом, дым

Для слабого ученика на доске готовить закрытые слоги.

ССГ – стечение согласных («страна»)

Лекция 4. Работа со звуковыми моделями

План изучения звука, буквы.

1. Выделение из речи предложения, из предложения – слова.

2. Выделение звука и его характеристика.

3. Упражнения в слышании звуков:

- материал У.;

- материал у.

Актуализация знаний студента по плану (индивидуальная работа)

Звуковой анализ:

1. Скажи слово. Послушай себя.

2. Найди ударный слог, произнеси слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Так все звуки.

6. Проверь, получилось ли слово.

Упражнения в слышании звуков:

- Учитель даёт материал (текст, предложение, слова), обучающиеся находят данный звук в словах, определяют какой звук, обучающиеся называют.

- Построение звуковых схем

(Зелёный – мягкий согласный

Синий - твёрдый согласный

Красный – гласный)

Работа по карточкам

Задание студентам (на занятии): составить схемы к словам.

Карточка 1: весна, лёд, дождик

Карточка 2: мир, свобода, небесный

Карточка 3: речка, озерцо, морской

Карточка 4: горка, лес, полевой

Карточка 5: лето, ягодка, грибочки

Карточка 6: зима, снег, морозный

Карточка 7: осень, листопад, дождинка

Карточка 8: мать, отец, доченька

3. Способы деления слова на слоги: «позвать», «спросить», «проскандировать».

Задание студентам (на занятии): разделить слова (из карточек) на слоги тремя способами.

4.Разделить те же слова для переноса

5. Подобрать слова из азбуки для схем, предложенных учителем.

Лекция 5. Структура (конспект) урока по обучению грамоте

Знакомство с новым звуком и буквой

1. Выделение нового звука из слов, в которых он стоит в сильной позиции

2. Характеристика звука (его графическое изображение) скороговорка

3. Образ печатной буквы. Место новой буквы в алфавите. Образ письменной буквы + образ «весёлой» буквы

4. Подведение мини-итога («Что мы узнали?»)

5. Чтение слогов (доска, учебник). Дополнение слогов до целых слов.

6. Чтение столбика слов и анализ этих столбиков

Наблюдения над словом производятся каждый урок, но в определённой последовательности:

· Наблюдение над буквой и звуком

М – эта буква обозначает согласный звук. Звук бывает твёрдый и мягкий.

«Чем похожи и отличаются слоги МА и МИ?»

А ы У К о Т – на какие группы можно разделить буквы? (гл. и согл., загл. и строчн.)

· Новая ступенька в наблюдении над словом. Вводится сравнение, сопоставление того, как произносится и как пишется слово (оса – осы)

Слова в столбиках не только читают, но и сравнивают:

- пишу не так, как произношу;

- по ударению.

НИНА

ИННА

АНТОН

Общее: имена собственные, буква Н, 2 слога, буква А.

Лишним может быть: АНТОН (ударение на 2 слог, м. р.),

ИННА (удвоенная Н), НИНА (начинается с согл.).

· Проводятся разносторонние наблюдения над словом, а также формируется умение писать слово, отмечая в нем орфограммы.

Одним из главных видов работы в букварный период является печатание слова и произношение.

7. Чтение предложений и анализ текста

«Жужжащее чтение» – «Что ты узнал?»

Это позволяет включить разноуровневых детей в работу. Для сильных учеников текст можно усложнить, дополнить (на карточке, на доске).

8. Д/з: давать разнообразный материал.

Лекция 6. Периодизация обучения грамоте

В основной период обучения грамоте 1 раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение внеклассного чтения

Период длится около 6 месяцев при обучении шестилетних детей.

Характерно:

· постепенное усложнение материала

· увеличение объёма читаемых текстов

· повышение уровня сформированности навыка чтения, письма

· углублённый анализ содержания прочитанного

Граница между подготовительным и основным периодом – переход к согласным звукам и буквам

Для «Букваря» и «Азбуки» Горецкого характерно частотное расположение звуков и букв

Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения и письма, звуко-слогового анализа и синтеза.

Для формирования у ученика понимания системы звуков и букв используется «лента букв».

В работе со слогами соблюдаются принципы:

1. последовательности

2. преемственности

3. частности

Отличительная черта современных «Букваря» и «Азбуки» - литературность. В них представлены имена классиков русской и советской литературы, фольклор, произведения разных литературных жанров. Тематика уроков опредклется изучаемыми буквами, словами.

Основные задачи основного периода:

· изучить все буквы

· научить детей правильно соотносить звуки и буквы

· усвоить сочетания букв

· практически усвоить правила графики

· вооружить детей умением плавного слогового перехода на целые слова

· развить интерес к чтению, к литературе

· развить речь и мышление

· осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся

Основные виды работ на уроках чтения:

1. Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове. При выделении - опра на схему

2. Упражнения в слышании звуков, в их произнесении, артикулировании

3. Знакомство с буквами

4. Чтение слогов

5. Чтение слов

6. Работа с наборным полотном

7. Работа с текстом

8. РР + обобщение

На уроках закрепления – те же виды работ, но без нового материала.

Новые слова даются с ударением

Велика роль наборного полотна. Чем шире и разнообразнее печатный материал для чтения, тем сознательнее и интереснее оно протекает, тем эффективнее формируется навык.

На 1 этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее (закладка, указка).

Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяем понимание прочитанного. Беседы до и после чтения. Проблемные ситуации (загадка).

Сознательность чтения неотрывна от выразительности, НО на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна.

На этом этапе рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

Заключительная часть основного периода обучения грамоте:

· Обобщение усвоенных букв

· Стихи

· Серьёзные тексты

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

ТЕМА 4-5. Урок 5-6. Подготовительный период обучения грамоте. Основной период обучения грамоте

Периодизация обучения грамоте

Процесс обучения грамоте разделяется на 2 периода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: