Совместно работающие уровни можно представить себе как иерархическую систему колец

Схема рефлекторного кольца Н.А.Бернштейна

Теории и механизмы психической регуляции деятельности и поведения

1.Теория построения и регуляции движений Н.А.Бернштейна.

2. Физиология активности и механизмы формирования навыков.

3. Схема функциональной системы П.К. Анохина.

4. Теории психической регуляции А.Р.Лурия и Б.Г.Ананьева.

Психомоторика – термин, введенный И.Сеченовым и обозначающий связь психических явлений с движениями и действиями или психическую регуляцию двигательной сферы.

Сенсомоторика - регуляция двигательных компонентов сенсорным образом, формирующимся при воздействии сигналов из внешнего и внутреннего мира на органы чувств.

Принцип физиологии активности - постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Своими движениями организм активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить её в потребном ему направлении. («Мы не только слышим, но и слушаем, смотрим, а не только видим»).

Принцип сенсорных коррекций — использование для регуляции исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений.

Рабочая точка Объект

Воздействие стимулов на рецепторы вызывает формирование нервного сигнала, который передается в корковые центры анализатора, где происходит обобщение информации и сличение реальной ситуации с прогнозируемой (4), принятие решения (5) и передача команд двигательным центрам коры (6), от которых нервный сигнал передается мышцам (1) и совершается движение или действие.

Порядок нумерации подчеркивает необходимость учета исходного состояния организма, которое задает ограничения в реализации программы действия природными свойствами («физиологии активности») субъекта.

Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну - морфологические «слои» в ЦНС (уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры):

Уровень А — руброспинальный – поддержание тонуса мышц, тремор, непроизвольные движения. Спонтанно-мышечная активность.

Уровень В – таламо-паллидарный - уровень синергий или штампов (слаженные движения тела – ритмические или циклические, стереотипные – наклоны, приседания, автоматизмы). Микродвижения.

Уровень С – пирамидно-стриальный - уровень пространственного поля(переместительные движения, при­способленные к пространственным свойствам объектов - ходьба, лазанье, бег, прыжки, баллистические движения). Макродвижения.

Уровень D – теменно-премотрный - уровеньпредметных действий (питье из чашки, изображение предмета на бумаге, снятие шляпы, управление автомобилем). Действия.

Уровень Е - уровень интеллектуальных двигательных актов – координация речи, письма, символических движений и действий (танец). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Деятельность.

Этапы формирования навыка:

1) Прояснение «внутренней картины» движения - постепенное формирование мышечного чувства пра­вильного движения по мере его повторения. Подключение коррекций фоновых уровней и частичная передача управления нижележащим уровням.

2) Автоматизации движения - полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней, координация их иерархической деятельности,подключение готовых двигательных блоков.

3) окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации движений.

Навык – автоматизированное действие. С точки зрения физиологии, навык представляет собой приобретенную форму реакции, выработанную путем упражнений по механизму временных связей. Психологическим содержанием процесса научения является активное, всё более точное регулирование действий на основе их сопоставления с информацией из внешней и внутренней среды (обратная связь) – на основе самоконтроля и саморегуляции.

Привычка - действие или элемент поведения человека, выполнение которого стало для него потребностью.

Теория функциональных систем П.К.Анохина: единицами целостной деятельности организма являются динамические, самоорганизующиеся функциональные системы, все составные компоненты которых взаимодействуют с целью достижения организмом полезных приспособительных результатов. Причем в организме взаимодействуют функциональные системы различного уровня: метаболические, гомеостатические, поведенческие, социальные и др.

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте А. р. д. представляет собой “информационный эквивалент результата”, извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его “опережающим отражением”.

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ (от лат. аfferens — приносящий) — синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: