Классификация графиков движения поездов.
Графики движения поездов разделяются:
ü по соотношению скоростей движения поездов – на параллельные и непараллельные;
ü по числу главных путей – на однопутные (рисунок 25), двухпутные (рисунок 26) и многопутные;
ü по соотношению числа поездов по направлениям следования и по времени занятия перегонов парой поездов или поездом – на парные и непарные, идентичные и неидентичные;
ü по порядку следования поездов в попутном направлении – на пачечные (рисунок 27), пакетные (рисунок 28) и частично пакетные (рисунок 29).
Рис. 25. Однопутный парный параллельный график
Рис. 26. Двухпутный параллельный график
Рис. 27. Пачечный однопутный график
Рис. 28. Однопутный пакетный график
Рис. 29. Частично пакетный однопутный график
На однопутных участках, а следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит лишь на раздельных пунктах, имеющих путевое развитие. На двухпутных – линии хода поездов пересекаются на перегонах и на станциях. На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.
По отношению скоростей движения поездов разных категорий графики делятся на: параллельные и непараллельные. Параллельным называется график, на котором поезда всех категорий имеют одинаковую ходовую скорость, и поэтому линии хода их на графике параллельны. В непараллельном графике пассажирские и грузовые поезда разных категорий (скорые, пассажирские, грузовые, грузовые ускоренные и др.) имеют разные скорости. Это тип графика – основной.
К основным элементам графика движения относятся: перегонная время хода поезда, определяемое тяговыми расчётами и опытными поездками с учётом достижений передовых машинистов; технологические нормы времени стоянок поездов на промежуточных станциях, сортировочных и участковых станциях для выполнения технологических операций, а также на станциях оборота, экипировки и профилактических осмотров; станционные и межпоездные интервалы.
На однопутных участках основные станционные интервалы разделяются на:
Ø интервал скрещения;
Ø интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений;
Ø интервал попутного следования;
Ø интервал неодновременного отправления и прибытия, прибытия и отправления попутных поездов и др.
Для графиков движения поездов на двухпутных участках, из числа перечисленных определяются интервалы: попутного прибытия поездов, попутного отправления поездов, неодновременного отправления и встречного прибытия поездов, попутного следования (для линий, не оборудованных автоблокировкой).
Межпоездные интервалы определяются, по кривым времени хода поездов при движении по участку без остановок на раздельных пунктах в соответствии с размещением проходных светофоров. Как правило, при трёхзначной автоблокировке, эти интервалы рассчитываются из условий разграничения попутно следующих поездов тремя блок-участками (езда на зелёный огонь).
На скоростных участках, оборудованных автоблокировкой с четырёхзначной сигнализацией, движение поездов осуществляется по зелёному огню проходного светофора при свободности трёх и более блок-участков; по жёлтому и зелёному огням – при свободности двух блок-участков.