Интервалы вагона
Интервал попутного следования
Интервал скрещения
Интервал неодновременного прибытия
Станционные интервалы
Наименьший по условиям обеспечения безопасности движения промежуток времени для приёма, пропуска и отправления поездов на станциях. Величины станционных интервалов зависят от средств связи по движению поездов, способа управления стрелками и сигналами и др. местными условиями.
Минимальный промежуток времени между прибытием на станцию однопутного участка поезда одного направления и прибытием или проследованием через эту станцию поезда противоположного направления.
tНП
Выдерживается тогда, когда один из поездов проследует станцию без остановки или когда запрещён одновременный приём поездов с противоположных направлений.
Входной сигнал на станцию поезда, который прибыл вторым, может быть открыт только после того, как первый прибудет в полном составе и будет приготовлен маршрут для второго поезда. На станциях, где одновременный приём запрещён, в момент прибытия первого, второй поезд должен быть на расстоянии тормозного пути до входного светофора.
При а/б – 3 мин.; при па/б – 4-5 мин.
Интервал скрещения – минимальный промежуток времени между прибытием или проследованием поезда одного направления и отправлением со станции поезда встречного направления на перегон.
tc
При а/б 1-2 мин.; при па/б – 2-3 мин.
Называется минимальный промежуток времени между прибытием или проследованием поезда на вперёдлежащую станцию и отправлением или проследованием попутного поезда через данную станцию. Интервал попутного следования равен 4 мин.
τпс
Интервал между прибытием грузового и прибытием или проследованием пассажирского и интервал между отправлением или проследованием пассажирского и отправлением грузового принимаются равными 5 мин.
Межпоездные интервалы – минимальное время, которым разграничиваются попутные поезда при следовании по перегону на участках, оборудованных а/б или па/б с блок постами. При тепловозной тяге – 10 мин., при электровозной – 8 мин.
Нумерация пассажирских поездов
Скорые | 1 – 98 |
Скорые летнего обращения и скоростные | 101 – 170 |
Пассажирские | 171 – 170 |
Пассажирские летние | 301 – 398 |
Пассажирские особого назначения | 401 – 598 |
Местные | 601 – 698 |
Почтово-багажные | 901 – 948 |
Пригородные | 6001 - 6998 |
Пассажирские поезда прокладываются на графике красным цветом
Грузовые ускоренные | 1001 – 1998 (со скор. пасс.) |
Грузовые сквозные | 2001 – 2998 |
Участковые | 3001 – 3398 |
Сборные | 3401 – 3448 |
Резервные локомотивы | 4301 – 4398 |
Хозяйственные | 5201 – 5298 |
Типы графиков движения
По числу путей:
- однопутные. Скрещение поездов только на раздельных пунктах.
- двухпутные. Движение поездов не зависит от направления. Скрещение может быть и на перегоне.
- многопутные.
- с двухпутными вставками. Безостановочное скрещение поездов на двухпутных вставках и на разъездах продольного типа.
По скорости:
- параллельные. Время хода поездов одного направления одинаково.
- непараллельные. Время хода поездов различно.
По соотношению размеров движения:
- парные. Число поездов в обоих направлениях одинаково.
- непарные.
От порядка следования попутных поездов:
- обычный не пакетный график;
- пакетный график (а/б);
- частично-пакетный (а/б). При па/б используется пачечный график.
График – основа организации движения поездов; он объединяет работу всех подразделений железных дорог и призван:
- удовлетворять потребности в перевозках пассажиров и грузов;
- обеспечивать безопасность движения поездов;
- эффективно использовать пропускную и провозную способности участков и перерабатывающую способность станций;
- рационально использовать подвижной состав;
- соблюдать установленную продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад;
- обеспечивать возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
График устанавливает: размеры движения пассажирских и грызовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычёркивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч, делают толще остальных (рисунок 24).
Каждый час делится на шесть равных частей – 10-минутных интервалов; линию, соответствующую 30 мин, изображают обычно пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими слева вниз направо (нечетные) и слева вверх направо (чётные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения наклонных линий с горизонтальными, обозначающими станцию, ставят время прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт.
Рис. 24. Сетка графика