Таблица 16.3
Таблица 16.2
Стратегии фирмы (по матрице БКГ)
| Стратегия СЗХ | Упрочение | Удержание | Сбор плодов | Сокращение | |
| "Дикие кошки" (трудный ребенок) (знаки вопроса) | Сильные | ´ ® звезды | |||
| Слабые | ´ | (´) | |||
| "Звезды" | Сильные | ´ ® дойные коровы | ´ | ||
| Слабые | (´) | ´ | |||
| "Дойные коровы" (Д.К.) | Сильные | ´ | |||
| Слабые | ´ | (´) | |||
| "Собаки" "Церковные крысы" | Сильные | ´ | (´) | ||
| Слабые | ´ |
Характеристики стратегий
| № | Стратегия | Упрочение | Удержание | Сбор плодов | Сокращение |
| Цель | Выведение в звезды | Удержать рыночную долю | Сбор плодов и уход с рынка | Удаление с рынка | |
| Инвестиции | Расширение | "Звезды" — инвестиции расширения" Дойные коровы" — инвестиции рационализации | Никаких инвестиций | Никаких инвестиций | |
| Отношение к риску | Риск как элемент стратегии | "Звезды" — риск Д.К. — ограничение риска | Неприятие риска | Неприятие риска | |
| Тип стратегии | Наступательный | "Звезды" — инвестиционная стратегия Д.К. — оборонительная стратегия | Оборонительная | Отступление |
Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЗХ фирмы, позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты. Однако надо отметить и определенные ограничения ее применения:
1. Низка размерность матрицы (2´2), желательно ее увеличить.
2. Соответственно все СЗХ разбиты лишь на четыре типа и показывают сегодняшнее состояние, а не потенциальные возможности развития.
3. Матрицы БКГ хорошо отражают ситуацию и пригодны для принятия решений в относительно стабильных областях экономики.
С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:
- вместо скорости роста отрасли используется привлекательность СЗХ;
- вместо контролируемой доли рынка — конкурентный статус фирмы.
Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:
,
где G — перспективы роста в СЗХ;
R — перспективы рентабельности в СЗХ;
T — оценка нестабильности бизнеса (рис. 2.8, темы 2);
— весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы
.
Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 16.4, 16.5).






