Оценка привлекательности СЗХ

Таблица 16.3

Таблица 16.2

Стратегии фирмы (по матрице БКГ)

Стратегия СЗХ Упрочение Удержание Сбор плодов Сокращение
"Дикие кошки" (трудный ребенок) (знаки вопроса) Сильные ´ ® звезды      
Слабые     ´ (´)
"Звезды" Сильные ´ ® дойные коровы ´    
Слабые (´) ´    
"Дойные коровы" (Д.К.) Сильные   ´    
Слабые     ´ (´)
"Собаки" "Церковные крысы" Сильные     ´ (´)
Слабые       ´

Характеристики стратегий

Стратегия Упрочение Удержание Сбор плодов Сокращение
  Цель Выведение в звезды Удержать рыночную долю Сбор плодов и уход с рынка Удаление с рынка
  Инвестиции Расширение "Звезды" — инвестиции расширения" Дойные коровы" — инвестиции рационализации Никаких инвестиций Никаких инвестиций
  Отношение к риску Риск как элемент стратегии "Звезды" — риск Д.К. — ограничение риска Неприятие риска Неприятие риска
  Тип стратегии Наступательный "Звезды" — инвестиционная стратегия Д.К. — оборонительная стратегия Оборонительная Отступление

Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЗХ фирмы, позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направление развития каждой СЗХ, представить потоки инвестиций в фирме, их приоритеты. Однако надо отметить и определенные ограничения ее применения:

1. Низка размерность матрицы (2´2), желательно ее увеличить.
2. Соответственно все СЗХ разбиты лишь на четыре типа и показывают сегодняшнее состояние, а не потенциальные возможности развития.
3. Матрицы БКГ хорошо отражают ситуацию и пригодны для принятия решений в относительно стабильных областях экономики.

С целью преодоления этих ограничений матричная техника совершенствуется прежде всего в направлении использования более сложных и информативных переменных:

- вместо скорости роста отрасли используется привлекательность СЗХ;
- вместо контролируемой доли рынка — конкурентный статус фирмы.

Привлекательность СЗХ определяется по следующей формуле:

,

где G — перспективы роста в СЗХ;
R — перспективы рентабельности в СЗХ;
T — оценка нестабильности бизнеса (рис. 2.8, темы 2);
— весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы .

Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели (табл. 16.4, 16.5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: