Понятие об Октаве

Рис. 1. Класифікація глобальних проблем за сферами дії

Рис. 1. Перехід від світової до глобальної економіки

Рис. 18. Наименование полей в поручении, отправляемом по системе SWIFT

Особенности деятельности и операций полевых учреждений Банка России на территории иностранных государств

Деятельность полевых учреждений на территории иностранных государств по сравнению с деятельностью на территории Россий­ской Федерации имеет особенности (см. рис. 2).

 
 


- исполнение феде­рального бюджета;

- регулирование дея­тельности - особый порядок рас­четов;

международными договорами; - специфика проведе­ния кассовых

операций;

- расширение вклад­ных операции;

- обслуживание лиц, не относящихся к

Мини­стерству обороны;

- осуществление валютного контроля

- заключение договоров между

Банком России и на­циональным

банком страны дислокации

- корреспондентско­го субсчета

в нацио­нальном банке;

- банковских сче­тов клиентов, как

правило, в дата ва­лютах

Рис. 2. Особенности деятельности полевых учреждений, дислоцированных на территории иностранных государств

Полевые учреждения Банка России, являясь воинскими учреж­дениями Российской Федерации, находятся на иностранных терри­ториях в соответствии с международными договорами. Междуна­родный договор представляет собой письменное соглашение между государствами и другими субъектами международного права по раз­личным вопросам их взаимных и международных отношений, уста­навливающее для его участников международные права и обязанно­сти.

Международные договоры являются составной частью россий­ской правовой системы. Если международным договором Россий­ской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно Конституции РФ заключение международных догово­ров относится к ведению Российской Федерации. В за­висимости от органов, заключающих международные договоры, различают: межгосударственные, межправительственные, межве­домственные договоры. Проводимые законодательные различия международных договоров в определенной мере условны, поскольку в равной мере договоры, например, заключаемые от име­ни правительства, тем не менее создают международные обязатель­ства для государства, а не для правительства. Порядок дислокации и обеспечения войск на территории иностранных государств регули­руется, как правило, межгосударственными и межправительствен­ными двусторонними договорами.

Международные договоры подписываются уполномоченными лицами. Главы государств, главы правительств и министры ино­странных дел в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство.

Президент Российской Федерации как глава государства пред­ставляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и междуна­родным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Председатель Правительства Российской Федерации как глава правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ве­дут переговоры и подписывают международные договоры Россий­ской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Международный договор вступает в силу в порядке и в сроки, предусмотренные в самом договоре или согласованные между уча­ствующими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в си­лу, как только будет выражено согласие всех участвующих в пере­говорах государств на обязательность для них договора. Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено: подписанием договора; обме­ном документами, образующими договор; ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Различают подписание как способ выражения согласия на обяза­тельность договора и подписание под условием последующей рати­фикации, принятия, утверждения или одобрения. В первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступле­ние в силу. Во втором случае вступления в силу не происходит; оно наступит только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, определен действующим законодатель­ством. Международные договоры о дислокации контингентов Вооруженных Сил на территории иностранных госу­дарств, как правило, предусматривают ратификацию. Ра­тификация осуществляется федеральным законом, принимаемым Государственной Думой Федерального Собрания. Федеральный закон о ратификации междуна­родного договора, принятый Государственной Думой, подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, после чего в ус­тановленные сроки направляется Президенту для подписания и обнародования.

После завершения законодательного процесса Президент подпи­сывает ратификационную грамоту. Помимо Президента ратификационную грамоту подписывает также министр ино­странных дел. Она скрепляется президентской печатью.

Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступи­тельной части указывается, что международный договор ратифици­руется Федеральным Собранием Российской Федерации, приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подпи­сания. Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являю­щихся его неотъемлемой частью.

При заключении двусторонних договоров производится обмен ратификационными грамотами, при заключении многосторонних -подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора.

После вступления договора в силу его нормы обязательны для исполнения странами-участницами. Государство-участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в каче­стве оправдания для невыполнения им этого договора.

Прекращение (в том числе денонсация') и приостановление дей­ствия международных договоров Российской Федерации осуществ­ляются в соответствии с условиями самого договора и нормами ме­ждународного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федера­ции.

Государственная Дума рассматривает предложения о прекраще­нии или приостановлении действия международных договорив Рос­сийской Федерации и после предварительного обсуждения в коми­тетах и комиссиях Государственной думы принимает соответст­вующие решения.

Принятые Государственной думой федеральные законы о пре­кращении (в том числе о денонсации) или приостановлении дейст­вия международных договоров Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации фе­деральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Действие международного договора Российской Федерации, ре­шение о согласии на обязательность которого для Российской Феде­рации принималось в форме федерального закона, может быть при­остановлено Президентом Российской федерации в случаях, тре­бующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамед­лительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствую­щего федерального закона.

В случае отклонения Государственной Думой проекта федераль­ного закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлитель­ному возобновлению.

Международными договорами о дислокации воинских формиро­ваний на иностранной территории, как правило, предусматривается:

перечень и численность воинских формирований, места их дислока­ции: порядок материально-технического и медицинского обеспечения войск; порядок предоставления услуг связи, транспорта, охраны, коммунальных и других услуг; порядок финансирования российских воинских формирова­ний; порядок банковского обеспечения группировки российских войск: случаи и места распространения юрисдикции государств.

Контингенты Вооруженных Сил РФ могут предоставляться по решению Организации Объединенных Наций для участия в деятель­ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Порядок участия воинских формирований в такой деятельности регулируется особыми нормами международного пра­ва и нормативными документами РФ.

Действие международных договоров распространяется на поле­вые учреждения Банка Россия, поскольку последние являются воин­скими учреждениями.

Полевые учреждения Банка России являются, кроме того, обо­собленными подразделениями Банка России. В связи с этим для их функционирования на территории иностранного государства должна быть достигнута договоренность между Банком России и нацио­нальным банком страны дислокации.

В соглашении между Банком России и национальным банком, как правило, находят дальнейшую детализацию вопросы банковско­го обеспечения группировки российских войск и раскрываются сле­дующие положения: статус полевого учреждения Банка России на территории иностранного государства; порядок открытия и ведения корреспондентских счетов в национальном банке или другом кре­дитном учреждении страны пребывания, а также проведения расче­тов; порядок конвертации валют. Эти положения основываются на требованиях законодательства иностранных государств, что вызыва­ет необходимость дополнительной подготовки работников полевых учреждений.

Договор, заключаемый Банком России с национальным банком страны дислокации и содержащий условия банковского обеспече­ния группировки войск, не является международным договором РФ, поскольку стороной в договоре выступает Банк России, а не Россий­ская Федерация.

Кроме правовых имеются еще и экономические особенности деятельности полевых учреждений Банка России на иностранной территории. Их деятельность характеризуется прежде всего специ­фикой открытия банковских счетов. Для осуществления операций по банковскому обеспечению группировки российских войск полевым учреждением в национальном банке страны дислокации или в кре­дитной организации открывается корреспондентский субсчет. Данный субсчет открывается на имя Банка России, при этом, как правило, представляются следующие документы: заявление на открытие счета; копия устава Банка России; выписка из межгосударственного соглашения о статусе полевого учреждения; выписки из приказов о назначении начальника и главного бухгалтера полевого учреждения; карточки с образцами подписей и оттиска гербовой печати. Кон­кретный перечень представляемых документов определяется в каж­дом государстве национальными банковскими правилами.

Копия устава Банка России и выписка из межгосударственного соглашения о статусе полевого учреждения заверяется полномоч­ным представительством Российской Федерации в данной стране (как правило, консульством).

В договоре корреспондентского субсчета предусматриваются следующие положения, которые характерны для заключения дого­вора банковского счета: перечень проводимых операций: сроки и размер начисления процентов на остаток средств на корсчете: сроки и способ выдачи выписок по счету; порядок установления лимита кассы полевому учреждению; порядок представления кассовых зая­вок; порядок уведомления национального банка о намерении полу­чить наличные и порядок доставки подкрепления оборотной кассы (полевым учреждением, самим банком и пр.); перечень и сроки представления статистической отчетности. Банковскими обычаями некоторых государств предусматривается заключение двух отдель­ных договоров: на расчетное и на кассовое обслуживание.

Кроме того, в договоре корреспондентского субсчета в отличии от договора банковского счета предусматриваются специфические положения: формы и язык заполнения расчетно-денежных докумен­тов; порядок урегулирования возможных сумм недостач или излиш­ков с определением срока и порядка направления претензий: поря­док представления желаемого покупюрного строения наличности и др.

Установление порядка урегулирования недостач целесообразно в тех случаях, когда объем получаемого подкрепления настолько ве­лик. что в течение времени, отведенного на прием денежной налич­ности. пересчет всей суммы физически невозможен. Порядок урегу­лирования недостач предусматривает промежуток времени, в тече­ние которого могут быть предъявлены претензии со стороны поле­вого учреждения национальному банку; перечень документов, при­лагаемых к заявлению (акт накладки от пачек, корешки бандеролей, обвязки от пачек с пломбами и печатями); срок возмещения недос­тач и другие вопросы.

Договор корреспондентского субсчета подписывается в двух эк­земплярах: на русском языке и на государственном языке страны пребывания.

В связи с отсутствием на иностранной территории органов феде­рального казначейства воинским частям открываются банковские счета в полевых учреждениях Банка России. При открытии банков­ского счета клиенты не представляют свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, хотя нормы, закрепляющие такой порядок открытия банковских счетов, в настоящее время отсутствуют. Такой порядок открытия банковских счетов связан с отсутствием налого­вых органов на территории иностранных государств.

Клиенты, как правило, имеют в полевом учреждении два счёта: в валюте страны пребывания и российских рублях. В связи с этим, при открытии второго счета не требуется представления копий учреди­тельных документов, поскольку они уже имеются в полевом учреж­дении.

По решению начальника довольствующего финансово-экономического органа банковские счета расходчикам бюджетных средств могут не открываться, а их расчетно-кассовое обслужива­ние, как правило, осуществляется через счет довольствующего фи­нансово-экономического органа.

Территориальные органы федерального казначейства не имеют права функционировать вне территории РФ. В связи с этим на по­левые учреждения возлагается исполнение федерального бюджета. Полевые учреждения принимают средства для зачисления в доход бюджета, исполняют бюджет при переводе и выдаче средств, со­ставляют бюджетную отчетность.

В настоящее время Банком России установлен особый порядок расчетов с полевыми учреждениями, расположенными за преде­лами территории Российской Федерации. Все расчеты с полевы­ми учреждениями Банка России, находящимися за рубежом, осу­ществляются только через Департамент полевых учреждений Бан­ка России и только телеграфом. При этом предусматривается использование военных телеграфных каналов связи на этапе про­хождения платежей от Департамента полевых учреждений до по­левых учреждений, дислоцированных за границей, и в обратном направлении, а также обеспечение полевых учреждений особой ключевой информацией.

Важной особенностью является особый порядок экспедирова­нии банковской корреспонденции (ч;1 исключением корреспонден­ции, относящейся к расчетам) в полевые учреждения, находящиеся вне территории Российской Федерации. Вся почтовая корреспон­денция поступает в уполномоченный полевой банк, каким явля­ется полевое учреждение Банка России "Набережное" в г. Москве. Это полевое учреждение направляет корреспонденцию адресатам через узел связи Генерального штаба МО РФ.

Кассовые операции полевых учреждений на иностранной терри­тории имеют свои особенности. Во-первых, в тех группировках войск, в которых финансирование содержания военнослужащих и гражданского персонала осуществляется в иностранной валюте, в кассах полевых учреждений хранится только одна валюта - валюта страны дислокации или валюта финансирования данных расходов. В этих полевых учреждениях резервные фонды не создаются и под­крепление оборотной кассы осуществляется за счет средств, нахо­дящихся на корреспондентском субсчете. Лимит остатка наличной валюты в кассе устанавливается учреждением национального банка страны дислокации, обслуживающим корреспондентский субсчет. Основная масса выдач наличной валюты приходится на первую де­каду каждого месяца, когда воинские части получают наличную иностранную валюту на выплату денежного довольствия и заработ­ной платы.

Во-вторых, если финансирование содержания военнослужащих и гражданского персонала группировки производится в рублях РФ, то в этом случае кассовая работа полевого банка организуется в соот­ветствии с Инструкцией Банка России. т. е. в полевых учреждениях создаются резервные фонды.

В полевых учреждениях, дислоцированных на иностранной тер­ритории, в значительной степени увеличивается объем совершаемых вкладных операций. Это связано со следующими причинами. Если денежное довольствие и заработная плата выплачиваются в валюте страны пребывания или третьей валюте, то согласно нормативным актам также начисляются суммы и в рублях РФ, которые зачисляют­ся во вклад. Если финансирование содержания группировки войск осуществляется только в рублях РФ, то денежное довольствие и за­работная плата выплачивается в валюте РФ. В этом случае деньги, как правило, личным составом полностью не расходуются. Поэтому в целях сокращения эмиссии наличных денег, обеспечения сохран­ности сбережений личного состава полевые учреждения проводят вкладные операции.

Для своевременного совершения вкладных операций и равно­мерного распределения операционной нагрузки по дням в течение месяца в полевом учреждении Банка России разрабатывается график приема от начальников финансово-экономических органов докумен­тов для зачисления денежных средств во вклады. Этот график со­ставляется в виде отдельного документа или является составной ча­стью графика обслуживания клиентов. График согласовывается с начальником довольствующего финансово-экономического органа и утверждается командиром воинского формирования, при котором создано полевое- учреждение. В графике кроме обслуживания юри­дических лиц предусматриваются дни для обслуживания индивиду­альных вкладчиков.

Полевые учреждения Банка России, дислоцирующиеся за преде­лами Российской Федерации, принимают на расчетно-кассовое об­служивание клиентов, не относящихся к Министерству обороны РФ (филиалов российских кредитных организаций; юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством страны пребывания; предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность группировки войск и др.). Принятие на обслуживание таких клиентов произво­дится на основании разрешения Банка России. Кроме того, если в стране дислокации полевого учреждения находится группировка войск Федеральной пограничной службы, то полевые учреждения осуществляют банковское обслуживание и частей группировки.

Полевые учреждения Банка России, дислоцированные на ино­странной территории, осуществляют валютный контроль. Необходимость валютного контроля обуславливается защитой валюты РФ как одной из целей деятельности Банка России. Банк Рос­сии является органом валютного контроля и следит за правомерно­стью совершения резидентами на территории Российской Федера­ции (в том числе участках местности дислокации группировки войск') валютных операций. При этом уч­реждения Банка России не подменяют контроль финансово-экономических органов МО РФ.

При проведении валютного контроля исходят из того, что при передаче местными поставщиками товаров воинским частям не происходит импорта. Аналогично, при передаче воинскими частями местным поставщикам товаров не происходит экспорта. Такой вы­вод основывается на анализе действующих норм Таможенного ко­декса РФ, других законов, связывающих экспорт и импорт с опера­циями по пересечению таможенной территории РФ. Участки местности, на которых размещается группировка войск, не являются таможенной территорией РФ, поскольку распо­лагаются за государственными границами России. Исходя из данных положений полевые учреждения Банка России не осуще­ствляют валютный контроль за возвратом экспортной выручки и за обоснованностью платежей при импорте. Полевые учреждения так­же не осуществляют контроль за обязательной продажей 50 % ва­лютной выручки, полученной резидентами РФ от экспорта товаров, порядком покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ.

Анализ действующей нормативной базы требует предоставления воинским частям прав на проведение следующих валютных опера­ций:

- по финансированию войск в иностранной валюте;

- по проведению расчетов в иностранной валюте с поставщика­ми страны дислокации';

- по выплате денежного довольствия и заработной платы в ино­странной валюте.

Полевые учреждения Банка России, дислоцирующиеся на терри­тории иностранных государств, совершают ряд операций (см. рис.3).

Страна дислокации Наличие корр. счета Валюта проведения Эмиссия рублей РФ Вкладные операции
кассовых операций безналичных расчетов
Армения + рубли драмы, рубли + -
Босния и Герцеговина Планируется открытие корр. счета в коммерческом банке, проведение безналичных расчетов и кассовых операций в долларах США и вкладных операций в рублях РФ
Вьетнам + доллары США доллары США, рубли   +
Грузия - рубли рубли + -
Казахстан + тенге, рубли тенге, рубли + -
Кыргызстан + сомы, рубли сомы, рубли + +
Молдова + рубли леи,рубли + -
СРЮ Планируется открытие корр. счета в коммерческом банке, проведение безналичных расчетов и кассовых операций в долларах США и вкладных операций в рублях РФ
Таджикистан - рубли рубли + -
Украина ? - рубли - +
                   

Пояснения:

+ - операции совершаются;

- - операции не совершаются;

? - счет заблокирован

Рис. 3. Операции полевых учреждений Банка России за рубежом

Анализ проведения этих операций позволяет сформулировать следующие общие особенности.

Во-первых, все полевые учреждения, проводящие кассовые опе­рации в российских рублях (т.е. дислоцированные на территории Молдовы, Грузии, Армении, Казахстана, Киргизстана и Таджики­стана) проводят и эмиссионные операции. Для осуществления этих операций полевые учреждения получают подкрепления резервных фондов. Перевозка денежных знаков производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Во-вторых, если полевое учреждение Банка России проводит операции с наличной местной валютой (Казахстан, Кыргызстан), то в учреждение национального банка по месту открытия корреспон­дентского субсчета представляется отчет о налично-денежном обо­роте как в национальной валюте, так и в рублях РФ.

В-третьих, в тех случаях, когда у полевого учреждения отсутст­вует корреспондентский субсчет в банке страны дислокации (Тад­жикистан, Грузия), либо счет заблокирован (Украина) операции осуществляются только в рублях РФ.

В-четвертых, все полевые учреждения Банка России осуществ­ляют безналичные операции в рублях, поскольку финансирование расходов воинских частей всегда производится в рублях (на финан­сирование могут выделяться, кроме того, и валютные средства).

В-пятых, полевые учреждения, дислоцированные на иностран­ной территории, не осуществляют операции по купле-продаже ино­странной валюты у физических и юридических лиц.

Кроме общих особенностей совершения операций на иностран­ной территории существуют еще и особенности совершения опера­ций полевыми банками в каждой конкретной стране, обусловленные прежде всего спецификой взаимоотношений Российской Федерации.

Для представления интересов РФ в тихоокеанском регионе в пункте Камрань Социалистической Республики Вьетнам развернута военно-морская база. С 1985 года банковское обеспечение частей базы осуществляется полевым учреждением № 10608. Финансиро­вание российских войск, дислоцированных на территории Вьет­нама, производится в валюте третьей страны - долларах США. Корреспондентский субсчет полевому учреждению открыт во Внешэкономбанке Вьетнама (государственном банке).

При расчетах с местными поставщиками у клиентов возникает необходимость конвертации валюты финансирования - долларов США в донги СРВ. В целях экономии бюджетных средств по специ­альному разрешению Банка России и по согласованию с Внешэко­номбанком применяется следующий порядок совершения расчетов. Для оплаты товаров в донгах СРВ воинская часть, имеющая валют­ный счет в долларах США, составляет платежное поручение, в ко­тором в назначении указывает, например: "Пять тысяч долларов США донгами СРВ по курсу Внешэкономбанка". На основании кли­ентского платежного поручения полевое учреждение составляет платежное поручение для проведении операции с корреспондент­ского субсчета с аналогичной формулировкой назначения платежа. Во Внешэкономбанке на основании этого документа сумма в долла­рах США списывается с корреспондентского субсчета полевого уч­реждения и перечисляется поставщику на счет в донгах СРВ. В 2002 г. планируется вывод российской военно-морской базы с территории Республики Вьетнам и закрытие полевого отделения № 10608.

Вооруженные Силы РФ в период их пребывания на территории Республики Армения обеспечивают безопасность России и Армении по внешней границе бывшего Союза ССР. Республика Армения в связи с этим создает необходимые условия для выполнения Воору­женными Силами Российской Федерации своих функций и несет часть расходов на их содержание. Основные контингенты российских войск дислоцируются в городах Ереван и Гюмри. Кроме контингента Вооруженных Сил на территории Армении дис­лоцируется группировка пограничных войск. Полевое учрежде­ние Банка России № 83524 осуществляет банковское обслуживание кроме частей МО РФ, также части ФПС.

Для защиты южных границ Российской Федерации, примирения противоборствующих сторон в зоне грузино-абхазского конфликта в Грузии развернута группа российских войск в Закавказье. Основа­нием для развертывания группы явилось решение стран СНГ. Решение вопроса о возможности использования Вооружен­ных Сил Российской Федерации за пределами территории России принято Советом Федерации Федерального собрания РФ.

Численность группировки ВС РФ, дислоци­рующейся в Грузии, составляет около 3000 человек. Группировка поддерживает международный мир и безопасность на осно­вании Мандата Коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта Абхазия. Группа российских войск в Закавказье представляет собой систему военных баз, дислоцирующихся в горо­дах Ахалкалаки, Батуми, Вазиани, Гудаута и других. Командование российских военных баз с непосредственно подчиненными ему во­инскими частями располагается в городе Тбилиси.

Для банковского обеспечения войск развернуты два полевых от­деления (№ 18001 в г. Батуми и № 02017 в г. Ахалкалаки), подчи­ненных полевому управлению № 61923, дислоцирующемуся в г. Тбилиси. Отличительной чертой деятельности полевого учреждения является наличие в подчинении полевого отделения № 83524, дис­лоцированного в г. Гюмри (Армения). Такое положение вызывает необходимость управления денежным оборотом кроме грузинских лари, еще и в армянских драмах.

Деятельность полевых учреждений Банка России в Грузии отли­чатся также тем, что в настоящее время на территории Грузии от­сутствует договор между Банком России и Национальным банком Грузии об открытии корреспондентского субсчета для полевых учреждений Банка России'. Приобретение национальной валюты лари для содержания группы российских войск в Закавказье производит­ся финансово-экономическими органами на валютных рынках стра­ны дислокации. Расчетно-кассовое обслуживание этих войск поле­вые учреждения осуществляют в российской валюте.

Для обеспечения пусков ракет с космодрома Байконур в Казах­стане развернута группировка российских войск. В межгосударственном договоре определено, что банковское обеспечение войск, дислоцирующихся на территории республики Казахстан, осуществляется полевыми учреждениями Банка России. Банковское обеспечение войск производится двумя полевыми учреждениями, имеющими корреспондентские субсчета в национальном банке. Полевое управление Банка России № 25631. расположенное в г. Байконур, осуществляет банковское обслуживание фактически всего города. Наряду с банковским обеспечением воинских частей оно занимается и расчетно-кассовым обслуживанием филиалов коммерческих банков. В этом полевом банке открыт корреспондентский субсчет филиалу Фондсервисбанк. Банком России установлен порядок открытия в полевом учреждении корреспондентских субсчетов филиалам коммерческих банков, рас­положенным в городе федерального значения Российской Федера­ции Байконур. В г. Приозерске для банковского обслуживания частей МО РФ развернут полевой отдел № 03148.

На территории Республики Кыргызстан расположены части МО РФ и ФПС. Полевое учреждение Банка России № 10513, дислоцирующееся с 1994 г. на территории Республики Кыргызстан, проводит кассовые операции в рублях и в национальной валюте Кыргызстана - сомах. В связи с этим оно еженедельно представляет Национальному банку Кыргызстана отчет о налично-денежном обо­роте в сомах.

В 1992 году для осуществления миротворческой операции по разрешению возникшего административно-территориального кон­фликта между республикой Молдова и самопровозглашенной Прид­нестровской республикой была образована на базе 14 общевойско­вой армии группировка войск. Банковское обеспечение груп­пировки проводит полевой отдел № 64106. Финансирование содер­жания группировки производится в рублях РФ. Безналичные расче­ты с поставщиками-нерезидентами Российской Федерации полевое учреждение осуществляет через корреспондентский субсчет, откры­тый в Национальном Банке республики Молдова в валюте страны пребывания - молдавских леях. Полевое учреждение кроме счета в Национальном банке Молдовы имеет также счет в одном из ком­мерческих банков.

В Таджикистане дислоцируются: 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ, группировка миротворческих сил и части Пограничных войск РФ. Группировка Вооруженных Сил РФ оказывает содействие частям Пограничных войск РФ и пограничным войскам Республики Таджикистан в охране и защите госу­дарственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном.

Для банковского обеспечения частей развернут полевой отдел (до 1998 г. - полевое отделение) Банка России № 83604. Финансиро­вание расходов на содержание группировки войск производится в рублях РФ. Полевое учреждение кроме основных функции осуществляет также банковское обслуживание Российско-Таджикского славянского университета.

Силы Черноморского флота выполняют задачи по представле­нию интересов РФ на южных водных границах нашего государства. Дислокация флота на территории Украины осуществляется на осно­вании межгосударственных договоров. Но ни в одном из этих договоров не установлен порядок банковского обеспечения во­инских частей. Несмотря на это с 1993 года в Севастополе разверну­то полевое управление Центрального банка Российской Федерации № 10462. Однако данное учреждение до сих пор не обслуживает клиентов, проводя лишь операции по зачислению сумм денежного довольствия и заработной платы во вклады. Финансирование войск Черноморского флота осуществляется в иностранной валюте через счет, открытый финансово-экономическими органами Черноморско­го флота в одном из коммерческих банков Украины. При этом ино­странная валюта (украинские гривны) приобретается централизова­но на валютном рынке России или Украины (по договоренности с украинской стороной) с последующим перечислением ее на счет флота в коммерческом банке.

В 2001 были открыты два полевых отделения 25663 (Босния и Герцеговина), 63818 (Союзная Республика Югославия). Отделения открыты для обслуживания воинского контингента общей числен­ностью 3400, выполняющего миротворческие функции.

Полевые учреждения Банка России, дислоцированные на ино­странной территории, организуют денежный оборот в группах рос­сийских войск, который имеет свои особенности но сравнению с об­оротом денежных средств на территории Российской Федерации.

4. Содержание и методика составления расчета на подкрепление оборотной кассы

Для получения наличных денег с корреспондентского субсчета полевые учреждения должны спланировать размер своей потребно­сти в наличной валюте иностранного государства.

Наличная иностранная валюта поступает в кассу полевых учре­ждений в следующих случаях: при оприходовании подкрепления оборотной кассы; при сдаче торговой выручки военторгом, почто­вых сборов учреждениями фельдъегерско-почтовой связи, сверх ли­митного остатка кассы клиентами. Наличная иностранная валюта из кассы полевого банка выдается на следующие цели: для выплаты денежного довольствия, заработной платы воинским частям: для подкрепления оборотной кассы подчиненного полевого банка. Го­ловное полевое учреждение имеет право подкреплять подчиненные банки только на основании разрешения национального банка страны дислокации.

Расчет подкрепления оборотной кассы составляется на основа­нии кассовых заявок от воинских частей, данных самого банка с \четом прошедших и предстоящих организационно-штатных изме­нений и изменений норм выплат в иностранной валюте, размера ус­тановленного национальным банком лимита оборотной кассы.

Как правило, накануне представления в национальным банк страны дислокации заявки на получение наличных составляется расчёт на подкрепление оборотной кассы. Срок предоставления заявки устанавливается национальным банком и обычно составляет I - 2 дня до дня получения. Следовательно, планирование размера под­крепления оборотной кассы и составление расчета осуществляется за 2 - 3 дня до даты получения наличных денег. Для расчета суммы подкрепления первоначально определяется планируемый остаток денежных средств в кассе на дату подкрепления, а затем - сумма подкрепления.

Планируемый остаток денежных средств в кассе полевого учре­ждения на дату подкрепления рассчитывается следующим образом:

Ост. (пл.) = Ост. (тек.) + Пост. (пл.) – Расх. (пл.) (1)

где: Ост. (пл) - планируемый остаток денежных средств в кассе полевого учреждения на дату получения подкрепления:

Ост. (тек) -остаток денежных средств в кассе полевого учреждения на момент составления расчета;

Пост. (пл.) - планируемые поступления денежных средств с момен­та составления расчета до даты получения подкрепления:

Расх. (пл.) - планируемый расход денежных средств с момента со­ставления расчета до даты получения подкрепления.

После проведенного подсчета сумма подкрепления рассчитыва­ется следующим образом:

СП = Ост. (к.) – Ост. (пл.) - Пост. (подкр.) + Расх. (подкр). (2)

где: СП - сумма подкрепления:

Ост. (к.) - остаток денежных средств в кассе полевого учреждения на конец дня после получения подкрепления денежных средств;

Пост. (подкр.) - сумма планируемых поступлений в день подкрепле­ния:

Расх. (подкр). - сумма планируемого расхода в день подкрепления.

При планировании подкрепления необходимо учитывать, что сумма остатка наличных денежных средств оборотной кассе должна соответствовать установленному национальным банком лимиту.

При совершении операций с иностранной валютой полевые уч­реждения должны соблюдать оптимальное соотношение между суммои иностранной валюты, находящееся в оборотной кассе, и ос­татком средств на корреспондентском счете в национальном банке. В случае неправильного планирования размера подкрепления обо­ротной кассы возможны сбои в обеспечении наличными деньгами или проведения безналичных расчетов.

Полевые учреждения Банка России, дислоцированные на ино­странной территории, становятся участниками международных рас­четов.

5. Сущность международных расчетов по корреспондентским счетам (субсчетам)

Осуществление платежей по денежным требованиям и обяза­тельствам, возникающим в связи с экономическими, политическими и культурными отношениями между юридическими лицами и граж­данами разных стран, а также государствами, называется междуна­родными расчетами. Характерными чертами международных расче­тов являются: свобода выбора сторонами договора применяемой формы: отсутствие общепринятого для всех стран правил проведе­ния расчетов; унификация правил совершения международных рас­четов; добровольность присоединения участников к унифицирован­ным правилам; влияние национального законодательства на дея­тельность кредитных организаций - участников расчетов и обслу­живаемых клиентов.

Международные расчеты могут осуществляться в различных формах. Под формами международных расчетов следует понимать регулированные банковскими обычаями условия исполнения через кредитную организацию международных денежных обязательств отличающиеся видом расчетного документа и порядком документо­оборота.

При осуществлении международных расчетов допускаются рас­четы платежными поручениями, по инкассо, по аккредитиву.

Формы расчетов по степени их привлекательности для участни­ков выстраиваются следующим образом. С точки зрения поставщика (получателя) порядок по убывающей будет таков: наиболее безо­пасное условие платежа - предоплата платежным поручениям: ак­кредитив: инкассо: наименее безопасное условие платежа - расчеты платежными поручениями по факту отгрузки товара. С точки зрения покупателя (плательщика) порядок обратный: наиболее благопри­ятное условие платежа - оплата платежным поручением после получения товара; инкассо; аккредитив; наименее благоприятное усло­вие платежа - предоплата.

Форма безналичных расчётов Виды расчетных документом Инициатор платежа
Платежными поручениями (банковский перевод) (банковский перевод) Платежное поручение Плательщик
Инкассо Инкассовое поручение Получатель
Аккредитив Аккредитив Первоначально депонирует средст­ва плательщик, инициирует платеж получатель

Рис. 9. Критерии различия форм международных расчетов

Для осуществления международных расчетов необходимо нали­чие корреспондентских отношений между кредитными организа­циями. Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными организациями по пово­ду осуществления расчетов одной из них по поручению и за счет другой.

Кредитные организации открывают корреспондентские счета "Ностро" и "Лоро" друг у друга (см. рис. 10).

       
   


Пояснения:

Рис. 10. Сущность международных расчетов через корреспондентские счета "Ностро", "Лоро" и "Востро"

Национальные банки государств также открывают корреспон­дентские счета (субсчета) друг у друга. В практике международных расчетов счет "Ностро" - (от ит. nostro conto - наш счет) это коррес­пондентский счет нашей кредитной организации в другой кредит­ной организации. Счет "Лоро" (от ит. loro conto - их счет) - это кор­респондентский счет другой кредитной организации в нашей кре­дитной организации. Следовательно, один и тот же корреспондент­ский счет носит название: для кредитной организации - респонден­та - "Ностро", для кредитной организации - корреспондента - "Ло­ро". Резюмируя, можно утверждать, что счет "Лоро" - это счет "Но­стро" кредитной организации - респондента, а счет "Ностро" - это счет "Лоро" для кредитной организации - корреспондента.

В банковской переписке с участием трех кредитных организа­ций, когда необходимо вести речь о двух счетах "Лоро", для ясности употребляется термин "счет "Востро" (от ит. vostro conto - ваш счет). Счет "Востро" – это счет, открытый кредитной организации-респонденту, которая сама открыла счет "Лоро" другой кредитной организации-респонденту.

Для установления корреспондентских отношений кредитные ор­ганизации обмениваются: учредительными документами; лицензия­ми; карточками с образцами подписей должностных лиц. имеющих право проводить операции по счету; балансами, отчетами о прибы­лях и убытках и другими финансовыми документами.

После обмена документами кредитные организации-корреспонденты заключают договор об установлении корреспон­дентских отношений, в котором определяется кредитная организа­ция – респондент и кредитная организация-корреспондент, а также порядок ведения корреспондентского счета, совершения по нему операций, порядок наступления ответственности.

Проводя операции по открытым корреспондентским счетам (субсчетам), кредитные организации вступают в договорные отно­шения друг с другом и со своими клиентами.

6. Распределение ответственности за нарушение порядка совершения международных расчетов

Кредитные организации не вмешиваются в договорные отноше­ния клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщи­ком и получателем средств, кроме возникших по вине кредитных организаций, решаются в установленном законодательством порядке без участия кредитных организации

Участники расчетов – кредитные организации за нарушение по­рядка совершения расчетов могут быть привлечены к договорной и внедоговорной ответственности.

Отношения клиентов и кредитных организаций строятся на ос­нове заключенных договоров банковского счета (см. рис. II). На от­ношения, возникающие при открытии кредитными организациями корреспондентских счетов, распространяются нормы гражданского законодательства о банковском счете.

Договорную ответственность за правильность совершения рас­четных операций перед клиентами несёт обслуживающие этих кли­ентов кредитные организации на основании положений националь­ного законодательства: перед плательщиком – кредитная организа­ция плательщика; перед получателем - кредитная организация по­лучателя средств. Кредитная организация плательщика несет ответ­ственность перед плательщиком в том числе и за действия кредит­ной организации-посредника и кредитной организации получателя денежных средств. Кредитные организации – участники расчетной операции несут ответственность друг перед другом на основании заключённого договора об открытии корреспондентского счёта

 
 


Пояснения:

Рис. 11. Договорные отношения сторон при проведении между народных расчетов

Привлечение к ответственности одной кредитной организацией другой осуществляется на основании норм международного частно­го права. Порядок применимого права и подсудность спора опреде­ляются договором об установлении корреспондентских отношений или в дополнительных соглашениях. Стороны до­говора об установлении корреспондентских отношений свободны в выборе применимого права. Выбор права, сделанный по­сле заключения договора, имеет обратную силу и считается дейст­вительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора. Стороны договора могут выбрать под­лежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

При определении права, подлежащего применению, толко­вание юридических понятий осуществляется в соответствии с рос­сийским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юри­дические понятия, требующие квалификации, не известны рос­сийскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квали­фикации может применяться иностранное право.

В случае, когда подлежит применению право страны, в ко­торой действуют несколько правовых систем, применяется пра­вовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применя­ется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связа­но. Отсылка к иностранному праву должна рассматри­ваться как отсылка не к коллизионному, а к материальному праву соответствующей страны.

Если международный договор Российской Федерации с ино­странным государством содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к корреспондентским отношениям кре­дитных организаций, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным та­кими материально-правовыми нормами, исключается.

Исковая давность определяется по праву страны, подле­жащему применению к соответствующему отношению.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору об установлении корреспондентских отношений применяется право страны той кредитной организации, которая от­крыла счет "Лоро".

Вне зависимости от применяемого права стороны договора могут предусмотреть рассмотрение споров судами одной из стран нахож­дения кредитной организации или международным арбитражем (третейским судом) (см. рис. 12).

 
 


В арбитражный суд РФ имеют право обращаться кредитные организации-резиденты и кредитные организации-нерезиденты. Ино­странные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с кредитными организациями Российской Федерации.

Выбор сторонами в качестве места рассмотрения споров арбит­ражного суда Российской Федерации не означает автоматического подчинения отношении сторон российскому праву. Если стороны в договоре определи лишь место рассмотрения спора, но не указали применимое право, то выбор применимого права осуществляет ар­битражный суд.

Местом международного арбитража стороны могут установить иностранную территорию или территорию Российской Федерации. Если местом международного арбитража установлена Российская Федерация, то в этом случае порядок разбирательства регламенти­руется Законом РФ от 07 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Стороны могут в своем соглашении ус­тановить рассмотрение спора в постоянно действующем Междуна­родном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговор­ку является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договор. Решение ар­битража (третейского суда) о том, что договор ничтожен, не влечет за собой в силу закона недействительность арбитражной оговорки.

За рубежом третейское разбирательство но делам о коммерче­ских спорах между отечественными и иностранными кредитными организациями организуют такие известные арбитражные органы, как Лондонский международный третейский суд. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Аме­риканская арбитражная ассоциация. Арбитражный институт Торго­вой палаты г. Стокгольма, Международный арбитражный суд Феде­ральной палаты экономики в Вене и др. Стороны могут выбрать для урегулирования споров и другой третейский суд.

Российская Федерация является участницей Конвенции о при­знании и приведении в исполнение иностранных арбитражных ре­шений (Нью-Йорк. 29 декабря 1958 г). Нью-Йоркская конвенция ре­гулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств - участников конвенции не судебных, а арбитражных решений, то есть решений, принятых третейскими судами. Рос­сия как и другие участники данной конвенции признает решения ар­битража (третейского суда) как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии со своими процессуальными нормами.

Обязательность на территории Российской Федерации постанов­лений судов иностранных государств, международных судов и ар­битражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя Вер­ховным Судом автономной республики, краевым, областным, город­ским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту нахождения должника.

Кредитные организации могут быть привлечены клиентами к внедоговорной ответственности вследствие неосновательного обо­гащения при несвоевременном выполнении поручений о зачислении или списании денежных средств. Согласно российскому праву к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело ме­сто. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации.

При проведении операции по корреспондентским счетам (субсчетам) используются различные формы международных расчетов, основной из которых является банковский перевод.

7. Расчеты платежными поручениями (банковский перевод)

Банковский перевод (bank transfer) наиболее часто применяемая форма расчетов как воинскими частями, так и другими клиентами. Это объясняется: во-первых, простотой документооборота и мини­мальными трудозатратами участников при данной форме расчетов;

во-вторых, использованием данной формы расчетов при финансиро­вании: в-третьих. распространением в отношениях между резиден­тами Российской Федерации и нерезидентами операций по предва­рительной оплате товаров. Расчеты платежными поручениями регу­лируются исключительно нормами внутригосударственного права.

Схема расчетов платежными поручениями не имеет значитель­ных особенностей по сравнению с расчетами платежными поруче­ниями, применяемыми в Российской Федерации (см. рис. 13).


Поставщик (экспортёр, бенефициар)
Плательщик (импортёр)
2 3 4

Плательщик 1

Пояснения:

1 - поставщик (экспортер) отгружает товар;

2 - плательщик (импортер) предъявляет в кредитную организацию заявление на перевод на оплату полученного товара;

3 - кредитная организация плательщика формирует и отравляет платежное поручение кредитной организации поставщика;

4 - кредитная организация поставщика производит зачисление денежных средств на бан­ковский счет поставщика и выдает платежное поручение.

Рис. 13. Общая схема расчетов платежными поручениями

Для осуществления банковского перевода клиентом представля­ется в кредитную организацию заявление на перевод. Заявление на перевод является односторонней сделкой клиента, основанием для совершения которой выступает заключенный договор банковского счета. Сроки исполнения заявления определяются гражданским за­конодательством и договором банковского счета и не могут превы­шать одного банковского дня, следующего за днем представления этого документа в кредитную организацию.

Действующая нормативная база не определяет требования к за­явлению на перевод, поэтому форма этого документа разрабатыва­ется кредитной организацией самостоятельно. Но в любом случае заявление должно содержать информацию о плательщике, получа­теле денежных средств, обслуживаемых и других участвующих в расчетах кредитных организаций, т. е. те данные, которые содер­жатся в платежном поручении, применяемом в России (см. рис. 14).

Перевод валютных средств за границу соответствует целям и задачам основной деятельности и не противоречит Уставу перевододателя
(наименование кредитной организации)  
Наименование предприятия-перевододателя ЗАЯВЛЕНИЕ НА ПЕРЕВОД №_______
(дата)
Просим Вас перевести * Авиапочтой * По телеграфу * SWIFT
Сумма в инвалюте (цифрами и прописью)  
Бенефициар (указать наимено­вание и адрес фирмы, страну, город)  
Номер счета бенефициара и наименование банка бенефи­циара  
Назначение платежа (указать необходимые данные для бе­нефициара и банка бенефициа­ра)  
Особые условия перевода  
Другие данные для банка  
Просим Вас списать покрытие по переводу в сумме
С нашего счета №____
Расходы по переводу просим списать со счета X" М. П. Руководитель Главный бухгалтер

Рис. 14. Форма заявления на перевод

При заполнении заявлении на перевод учитывается следующее. Полное наименование, адрес бенефициара, наименование и адрес банка бенефициара указываются на иностранном языке. В строке "Особые условия перевода" при необходимости указываются дата прибытия товара, дата отгрузки товара и т. д.

В строке "Другие данные для банка" указывается дополнитель­ная информация по усмотрению перевододателя (на чей счет отно­сится комиссия за перевод и т. д.). Существуют особенности запол­нения данной графы при проведении платежа со специального транзитного валютного счета. Распоряжение резидента о переводе купленной на валютном рынке иностранной валюты должно содер­жать: а) код вида платежа (см. рис. 15): б) код страны кредитной организации получателя платежа.

Код вида платежа Содержание
  Платежи в пользу нерезидента за импортируемые товары (за исключением авансовых платежей)
  Перечисление иностранной валюты на депозитный счет. открытый на основании Свидетельства, выданного Банком России
  Платежи в пользу нерезидента за выполненные работы. оказанные услуги, переданные результаты интеллекту­альной деятельности (включая авансовые платежи)
  Авансовые платежи в пользу нерезидента за импортируе­мые товары
  Возврат средств, ранее переведенных нерезидентом в поль­зу резидента
  Прочие платежи в пользу нерезидентов
  Перечисление иностранной валюты для оплаты комиссионного вознаграждения уполномоченному банку
  Платежи в пользу резидента, разрешенные законодательст­вом Российской Федерации

Рис. 15. Коды видов платежа

При финансировании перевод осуществляется довольствующим финансово-экономическим органом, как правило, со специального транзитного валютного счета. В этом случае в заявлении на перевод указываются следующие коды: 08 - Платежи в пользу резидента, разрешенные законодательством Российской Федерации; 07 - Пере­числение иностранной валюты для оплаты комиссионного возна­граждения уполномоченному банку (при необходимости).

Заявление на перевод оформляется, как правило, в трех экземп­лярах (первый экземпляр помещается в документы дня и служит ос­нованием для формирования кредитной организацией платежного поручения, второй экземпляр передастся в отдел валютного контро­ля, третий экземпляр с отметкой кредитной организации возвраща­ется клиенту). Исправления в заявлении на перевод не допускаются.

Банковский перевод может быть осуществлен следующими спо­собами: без использования систем электронной передачи данных (по почте, по телеграфу или телексу); по системам электронной переда­чи данных (SWIFT и др.).

При переводах по почте (mail transfer) используется, как прави­ло, авиапочта. Перевод по почте всегда содержит риск того, что до­кументы могут быть утеряны. Стоимость отправки почтового пере­вода выше, чем телеграфного. На переводы по почте приходится не более 4 % общего числа международных переводов. Форма почтового платежного поручения, применяемого в междуна­родных расчетах, значительно отличается от формы платежного по­ручения, применяемого в России, но по своей сути содержит анало­гичную информацию, необходимую для проведения расчетов (см. рис. 16).

На переводы по телеграфу или телексу (telex transfer) приходит­ся не более 10 % общего числа переводов. Преимущест­вом телеграфного перевода по сравнению с почтовым является то, что вероятность задержки исполнения или потери документов прак­тически равна нулю, поскольку подлинность телеграфного перевода устанавливается посредством проверки подписи, подлинность проверяют при помощи контрольного ключа специального цифрового кода, позволяющего идентифицировать отправителя, сумму платежа, наименование валюты, дату отправления и т. д. Стоимость телеграфного перевода выше, чем по электронным каналам системы SWIFT.

Банк Sending bank (and issuing branch) ПОЧТОВОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № MAIL PAYMENT ORDER
  Transaction reference
  Дата Date of issue
Банк-получатель - Receiving bank - Banque-beneficiaire - Empfaeger-bank Клиент-приказодатель - Ordering customer - Client ordonnateur - Kunde-Auftraggeber
Просим уплатить - Please pay -Nous vous prions verser - Zahlen Sie bine Банк-приказодатель - Ordering bank - Banque or-donnatrice -Bank-Auftraggeber
charges to our account - sans frais pour nous - ohne Spesen fur uns charges References
Дата валютирования - Value date - Сумма - Currency - Sornnie - Be-trag Повтор суммы - Repetition of amount Межбанковская информация - Bank to bank infor­mation - Information interbancaire - Information zwischen den Banken
Бенефициар - Beneficiary - Benefi-ciare - Begunstigter Метод рамбурсирования - Method of reimbursement - Mode de remboursement - Remboursmelhode
Па его счет у In his account with -Son compte aupres de - Auf sein Konto bei  
Назначение платежа - Details of payment - Motif du paiement -Zahlungsgrund Подписи - Authorization - Autorisalion - Beauftragte

Puc. 16. Форма почтового платежного поручения

Телексное платежное поручение представляет собой "сжатый вариант" платежного поручения. Это связано с тем, что при отправке документов по телексным каналам связи вводится каждый символ. Поэтому для минимизации затрат по передаче информации исполь­зуют стандартизированные сокращения. По внешнему виду теле­ксное платежное поручение напоминает телеграмму (см. рис. 17), что в значительной степени отличает его от почтового поручения.

Puc. 17. Форма телексного платежного поручения

Поля телексного платежного поручения означают следующее:

FROM - наименование кредитной организации-отправителя;

ТО - наименование кредитной организации-получателя:

TEST - контрольный ключ:

OUR REF - исходящий номер кредитной организации-отправителя;

PLEASE PAY (AMOUNT) - пожалуйста. заплатите (сумма):

VALUE - валюта:

VALUE DATE - дата валютирования:

IN FAVOUR OF - в пользу (наименование бенефициара):

ACC - номер счета бенефициара:

RE - касательно (информация для бенефициара):

BY ORDER OF - наименование приказодателя:

CHARGE - порядок взимания платы за перевод (например. WITH ANY CHARGES TO US - без взимания с нас никакой платы:

CHARGE FROM OUR ACCOUNT - плата с нашего счета):

PLEASE DEBIT OUR ACCOUNT - пожалуйста, дебетуйте наш счет:

VALUE - валюта счета:

REGARDS - пожелание о дальнейшем сотрудничестве:

FOREIGN PAYMENT SERVICES - подпись службы международных платежей.


При электронных переводах по системе SWIFT используется формат МТ 100 "Customer transfer " (см. рис. 18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Статус Номер поля Наименование поля
на английском языке на русском языке
М   Transaction Reference Number Номер ссылки
М 32а Value Date, Currency Code, Amount Дата валютирования / Код ва­люты / Сумма
М   Ordering Customer Клиент-приказодатель
  52а Ordering Institution Кредитная организация-приказодатель
  53а Sender's Correspondent Корресп

double arrow