Глава 3. Смазывание ПТ и СДМ.
Назначение смазки:
1) уменьшение коэффициента трения (переводит трение в жидкостное или граничное, что существенно снижает износ);
2) удаление продуктов износа, нагара от трущихся поверхностей (жидкое масло);
3) отвод тепла из зоны трения (жидкое масло);
4) уплотняет зазоры и защищает от абразивного загрязнения (пластичная смазка в большей мере);
5) предохраняет от коррозии.
Исходя из этого:
- снижает нагрузки в механизмах;
- повышает компрессию и КПД;
- амортизирует ударные нагрузки в соединениях с зазором;
- снижает шум и вибрации.
1.1. По происхождению масла различают:
- минеральное, изготавливается из нефти путем перегонки мазута (остатка после отгонки из нефти светлых продуктов – бензина, керосина, дизельного топлива).
В зависимости от способа получения они классифицируются на:
- дистилятные, первый этап перегонки мазута, имеют малую или среднюю вязкость;
- остаточные, получают из гудрона, оставшегося после отгонки дистиллятов, имеют повышенную вязкость;
|
|
Для получения требуемых эксплуатационных характеристик в такие масла добавляют большое количество различных присадок, которые имеют обыкновение в процессе эксплуатации довольно быстро разрушаться, вследствие чего минеральное масло требуют замены через определенные периоды.
- растительные и животные (органические), имеющие органическое происхождение.
а) растительные масла получают путем переработки семян определенных растений (касторовое, горчичное и сурепные масла и др.)
б) животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное масло и др.).
Органические масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. Поэтому их чаще используют в смеси с нефтяным;
- синтетические, получаемые из различного исходного сырья различными химическими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений и т.д.).
Молекулы такого масла синтезируются с заданными свойствами, а у минерального – самой природой.
Поэтому синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако из-за высокой стоимости применяются только в самых ответственных узлах трения.
1.2. По агрегатному состоянию смазочные материалы делятся на:
- жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими определенной текучестью (нефтяные и растительные масла);
- пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.)
|
|
Пластичные смазки используются в узлах трения, к которые невозможно непрерывно подводить масло, а также при больших удельных нагрузках и малых скоростях, в трудногерметизируемых узлах.
Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные и др;
- твердые, смазочные материалы, которые не меняют своего состояния под действием значительных температур (от -250 до +3750С) и давления (графит, сульфит молибдена, тефлон, слюда, и др.).
Их применяют отдельно, в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами, в виде смазочных пленок и наносят в узлах трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, в рессорах, подвесках тракторов и машин, открытых зубчатых передачах, в конвейерных цепях и др.
1.3. По назначению смазочные материалы делятся на масла:
- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания;
- трансмиссионные, для смазывания деталей механических передач, например в трансмиссиях тракторов, автомобилей (КПП, РК, ведущие мосты, бортовые передачи, механизмы РУ). Основное назначение то же, что и у моторных, кроме того трансмиссионное масло снижает действие ударных нагрузок, уменьшают шум и вибрацию шестерен, уплотняют зазоры в сальниках и различных соединениях);
- индустриальные, использующиеся для смазывания технологического оборудования (главным образом станков);
- гидравлические, для гидросистем различных машин;
- компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные и др.
1.4. По температуре применения:
- низкотемпературные, для температуры не более 60°С;
- среднетемпературные, применяемые при температурах 150 - 200°С;
- высокотемпературные, используемые в узлах, которые подвергаются воздействию температур до 300°С и выше (моторные масла).