Меры ответственности за бюджетные правонарушения

Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

К нарушителям бюджетного законодательства могут применяться меры, предусмотренные ст. 282 БК РФ. К ним относятся:

- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов, т.е. сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ подтверждении принятых бюджетных обязательств. Расходы подвергаются блокировке в случае, если они выделялись на выполнение определенных условий, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными; также блокируются расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого ис­пользования средств. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного БК РФ, влечет за собой блокировку соответствующих расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства установлены ст. 283 БК РФ. Такими основаниями являются: неисполнение закона о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление или зачисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись или превышающих включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также иные основания, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.

Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. В соответствии со своими полномочиями они имеют право списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; суммы процентов за пользование бюджетными средствами, срок уплаты которых наступил; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.

Нецелевое использование бюджетных средств означает направление и использование средств бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходе либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью или лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренные утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренных договором на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

- использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

- иных видах нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Списание в бесспорном порядке средств бюджета, использованных не по целевому назначению или с другими нарушениями бюджетного законодательства, в том числе выявленными по материалам проверок, осуществляется на основании постановления о списании (взыскании) денежных средств или уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований. Постановление о списании денежных средств принимается на основании представления, подписанного должности мл лицом органа финансового контроля, уполномоченного совершать указанные действия, заключения должностного лица об истечении сроки возврата средств бюджета или акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом.

Руководители органов, исполняющих бюджет, имеют право также взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств. Размер пени составляет одну трехсотую действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый лет просрочки.

Расчет пени, производится по следующей формуле:

П=(Р*С*Н*Д)/100,

где П - пени в рублях;

Р - доля ставки рефинансирования, установленная бюджетным законодательством и используемая для расчета пени;

С - ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России, действующая в течение срока нарушения, %;

Н - сумма средств бюджета, использованных с нарушением бюджетного законодательства (сумма средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, срок возврата которых истек, сумма несвоевременно перечисленных процентов, сумма несвоевременно перечисленных средств);

Д - период просрочки платежа (неплатежа) или просрочки исполнения кредитными организациями платежных документов.

Период просрочки платежа (неплатежа) исчисляется со дня, следующего за днем установленного срока возврата средств бюджета, предоставленных на возвратной основе, процентов за пользование средствами бюджета, предоставленных на возмездной основе, по день их списания со счетов получателей средств бюджета. Кроме перечисленных мер при нарушениях бюджетного законодательства может быть наложен штраф на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. При наличии же состава преступления они уголовно наказуемы, как это предусмотрено Уголовным кодексом РФ.

Таким образом, государственный финансовый контроль и его составная часть - бюджетный контроль - являются важнейшими функциями управления, позволяющими целенаправленно воздействовать на процессы формирования и исполнения бюджетов всех уровней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: