Факторы, влияющие на величину товарных запасов

Классификация товарных запасов

Анализ и планирование товарных запасов

Теория харизматических качеств лидеров

В этой теории сделаны попытки сформулировать те качества лидеров (харизму), которые придают им в глазах подчиненных ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей.

Качества харизматического лидера:

1) практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;

2) умение видеть перспективу лучше, чем остальные;

3) способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая (таким образом, что многие начинают относиться к этой новой идее как к своей собственной);

4) преданность идее, готовность рисковать и брать на себя ответственность;

5) нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызвать восхищение остальных);

6) умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.

Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладающими харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.

Харизматические лидеры необходимы на переломных этапах развития, в период выхода предприятия из кризисного состояния, при осуществлении радикальных реформ и изменений.

Товарные запасы - все товары, находящиеся во владении фирмы и предназначенные для продажи, в т.ч. товары в пути.

Необходимость создания товарных запасов обусловлена:

Ü колебаниями спроса на ЛП

Ü колебаниями сроков выпуска ЛП

Ü колебаниями сроков поставки

Ü возможным дефицитом (отсутствие запасов или запаздывание доставки и др.)

Товарные запасы измеряются

J В стоимостных измерителях – в ценах покупки

J В относительных показателях – в днях запаса (время обращения товара)

J В натуральных измерителях (препараты ПКУ – этиловый спирт, наркотические средства, ядовитые и сильнодействующие). Аптеки, ведущие компьютерный учет, осуществляют учет товарных запасов в натуральных измерителях по всему ассортименту.

1. По назначению

þ Текущие - предназначены для обеспечения бесперебойной текущей реализации. Эти запасы подлежат нормированию. Их составными элементами являются: торговый (рабочий), текущего пополнения, страховой (резервный) запас.

þ Сезонные - предназначены для обслуживания населения в отдаленной, труднодоступной местности или связанные с сезонностью производства и доставки некоторых товаров.

þ Целевого назначения - предназначены для выполнения определенной задачи: ликвидация эпидемий и т.п.

2. По месту нахождения

þ Товары в розничной сети

þ Товары на оптовых предприятиях

þ Товары в пути

3. По срокам

þ Отчетные – определяются на конкретную дату по отчетным данным.

þ Начальные (входные) – ожидаемые запасы на начало планируемого периода

þ Конечные (выходные) – запасы на конец планируемого периода.

4. По размерам

þ Минимальные - характерны для периода перед очередным завозом товаров

þ Максимальные – характерны для периода завоза товара.

þ Средние – рассчитываются как средняя арифметическая между минимальным и максимальным запасами или как средняя хронологическая

Максимальный запас включает

þ Запас текущего пополнения – обеспечивает бесперебойную продажу товаров в период между двумя очередными поставками

þ Рабочий (торговый) запас состоит из набора лекарственных средств в торговом зале

þ Страховой запас предназначен для бесперебойного удовлетворения непредвиденно меняющегося спроса в интервале времени на выполнение заказа. Это специально созданный запас некоторого вида товара, предназначенный для покрытия возможной недостаточности обычных запасов этого товара. Иметь страховой запас на все виды товара не целесообразно. Такой запас имеет смысл создавать в том случае, если:

ü отсутствие товара может повлечь за собой существенные экономические потери (упущенная выгода)

ü аптека обязана в любое время иметь определённый уровень запасов данного вида (специализированные аптеки)

ü для поддержания престижа данной аптеки

Ü Объём реализации. Чем крупнее аптека, тем большими товарными запасами она должна располагать при прочих равных условиях

Ü Месторасположение аптеки (сельская аптека, районная, городская, расположение в пешеходно-транспортной зоне, расстояние до баз снабжения)

Ü Структура реализации (по покупателям, по ассортименту)

Ü Организация работы товаропроводящей сети (регулярность, своевременность)

Ü Особенности производства (равномерность, периодичность, сезонность)

Ü Особенности потребления (постоянное, сезонное).

Нормативы товарных запасов

J Под нормативом товарного запаса понимается оптимальный размер товарного запаса по объему и ассортименту, необходимый для бесперебойного обеспечения населения и ЛПУ лекарственными средствами и ИМН.

J Превышение товарного запаса над нормативом (затоваривание) означает, что в аптеке скопились товары в количестве, превышающем фактический спрос, т.е. вложенные средства заморожены, увеличиваются расходы на хранение, уменьшается рентабельность.

J Снижение товарного запаса по сравнению с нормативом означает недостаточный ассортимент, необоснованные отказы населению (дефектура), уменьшение товарооборота, уменьшение рентабельности.

NB!

Ü Структура товарных запасов должна соответствовать структуре реализации, поэтому необходимо проводить анализ товарных запасов в групповой структуре: медикаменты, парфюмерия, другие парафармацевтические товары и т.п.

Ü Все случаи отклонения необходимо анализировать и устранять их причины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: