Основной особенностью сбора информации о ребенке является невозможность получить всю необходимую информацию от пациента. Следовательно, необходимо провести беседу с родителями, посмотреть предшествующую информацию («Карта развития ребенка» из поликлиники).
«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:
1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).
2. Информация о прививках.
3. Врачебный диагноз.
4. Реакция ребенка на госпитализацию.
5. Субъективное обследование:
· жалобы;
· анамнез заболевания
· анамнез жизни
· аллергоанамнез
· гинекологический анамнез (у девочек – подростков)
· эпиданамнез.
6.Объективное исследование:
* физические данные
*сознание и положение в постели
*кожа и слизистые
*подкожно – жировая клетчатка
*лимфоузлы
*костно – мышечная система
*органы дыхания
*органы кровообращения
*органы пищеварения
*органы мочевыделения
*железы внутренней секреции
*нервная система.
*вскармливание.
Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринских диагнозов по приоритету.
|
|
Необходимо так же наладить доверительный контакт как с ребенком, так и с родителями.
Тема: Антенатальный период.
Антенатальный, или внутриутробный, период начинается с момента зачатия и заканчивается рождением плода. Продолжительность его составляет 10 лунных или акушерских месяцев, 9 календарных месяцев, 280 дней или 40 недель.
В антенатальном периоде выделяют 2 этапа:
* эмбриональный
* плацентарный.
Эмбриональный этап внутриутробного периода развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и длится до 12 недели беременности. В это время происходит закладка и формирование тканей и внутренних органов.
При воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды обитания, особенно в ранние сроки (от 3 до 7 недель), возможно формирование тяжелых пороков развития вплоть до гибели зародыша. Если повреждающий фактор действует кратковременно, происходит поражение тех органов, которые формируются в этот момент наиболее интенсивно, т. е. возникают пороки развития или уродства. Если повреждающий фактор действует длительно, возможно формирование комбинированных сложных пороков развития, иногда не совместимых с жизнью. Этот период развития завершается формированием большинства органов (кроме ЦНС и эндокринной, которые развиваются позднее).
В плацентарном периоде происходит дальнейший рост и развитие всех органов и тканей. Начинают функционировать кроветворные органы (печень, селезенка, костный мозг). С 9 недели беременности до рождения у плода функционирует плацентарное кровообращение, которое обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ из организма матери к плоду.
|
|
Повышением двигательной активности, которую мать ощущает как шевеление плода, плод может самостоятельно стимулировать поступление питательных веществ и кислорода от материнского организма.
Функции плаценты:
· дыхательная;
· трофическая;
· барьерная;
· выделительная;
· внутрисекреторная.
Плацента имеет плодовую и материнскую поверхности. На плодовой поверхности имеются сосуды, радиально расходящиеся от пуповины. Пуповина – шнуровидное образование, в котором проходят одна вена и две артерии. По вене к плоду притекает артериальная кровь, по артериям венозная кровь течет от плода к плаценте. Кровь матери и плода может иметь разную групповую и резус принадлежность. Когда беременность протекает без осложнений, кровь матери и плода нигде не смешивается.
Во время плацентарного периода развития воздействие повреждающих факторов, таких как: заболевания матери, употребление алкоголя, табакокурение, действие химических веществ могут вызвать пороки развития в тех органах, формирование которых не завершилось к 3-му месяцу беременности.
Внутриутробный период важен не только для физического развития, но и для его интеллектуального, эмоционального и психологического развития. Во внутриутробном периоде дети хорошо слышат, различают отдельные слова и понятия, узнают голоса родителей, различают мужской и женский голоса, различают интонацию голоса. Плод запоминает стихи, колыбельные, запоминает язык, на котором говорят окружающие, а в последующем легко усваивает язык своего окружения.
Для максимальной защиты плода от неблагоприятных воздействий окружающей среды проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.
Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка и т. д.
Для получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи.
В плановом порядке проводится 2 таких патронажа, по необходимости врач может назначить 3, 4 и т. д.