Уровни иерархической структуры свойств человека

Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации

Изложенные выше принципы и положения системного подхода нашли воплощение в современных представлениях о психологической структуре личности, являющейся объектом системной психологической диагностики. Эта структура является неотъемлемой частью общей иерархической структуры свойств человека (рис. 1). Поэтому для более полного и точного понимания психологической структуры личности ее внутреннее содержание целесообразно рассмотреть в контексте структуры свойств человека.

Тем более что правильное понимание некоторых психологических проблем детей непосредственно зависит от учета свойств, выходящих за границы психологической структуры личности как таковой. Так, нижний соматический (телесный) уровень в психологическую структуру личности не входит (рис.1). Однако комплексы неполноценности у детей часто связаны с физическими (соматическими) недостатками: антропометрическими характеристиками, состоянием здоровья, состоянием кожи и т.д.

За границы психологической структуры личности выходит и высший уровень иерархической структуры человека включающий в себя социальные свойства, оказывающие на психику ребенка не менее существенное влияние.

В процессе эволюции (филогенезе) свойства живой материи, а затем - и человека в своем развитии как бы наслаивались друг на друга, образуя вертикальную (иерархическую) структуру (Пейсахов Н.М., 1984; Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994). Аналогичные слои (уровни) свойств образуются и в процессе онтогенетического (индивидуального прижизненного) развитие человека. Такую структуру можно изобразить в виде многоярусного усеченного конуса, представленного на рисунке 1.

Соматический (телесный) уровень занимает основание этой структуры. Здесь находятся физиологические и биологические свойства, описание которых дано в обширной специальной литературе.

Тело человека имеет системную организацию. Общая соматическая система включает в себя ряд частных систем (пищеварения, кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервная система и др.) Каждая из них в качестве подсистем включают в себя органы, также делящиеся на составляющие, и т.д. Например, нервная система включает в себя центральную и вегетативную системы. Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг, а вегетативная – симпатическую и парасимпатическую системы. Головной мозг состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых включает в себя кору (неокортекс) и подкорковые образования. В свою очередь неокортекс состоит из шести иерархически соотносящихся слоев, каждый из которых включает в себя нейронные ансамбли, состоящие из отдельных нейронов. Достаточно сложное строение имеет каждый из двадцати миллиардов нейронов, образующих головной мозг человека. Сложное иерархическое строение имеют и другие соматические системы человека.

Социальные свойства

Социально-психологические свойства

Психологические свойства личности

Психические процессы

Психические состояния

Психофизиологические свойства

Сома

Рисунок 1. Иерархическая структура свойств человека.

Тот факт, что соматическая система человека имеет явно выраженную системную организацию, свидетельствует о целесообразности ее системной диагностики.

Психофизиологические свойства занимают следующий уровень. К ним относятся свойства нервной системы, активация и функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

На следующем ярусе расположен уровень психических состояний. Их структуру обычно рассматривают по количественному и качественному критериям. Количественным критерием является уровень активности (бодрствования) по которому различают такие уровни психических состояний как: сон, дремотное состояние, пассивное бодрствование, активное бодрствование и чрезмерное бодрствование.

Качественный критерий взаимосвязан со всей изображенной на рисунке 1 иерархической структурой человека и отражает иерархические уровни состояний в направлении от физиологического уровня - к социальному. Так, по В.А.Ганзену и В.Н.Юрченко (1981) физиологический уровень психических состояний характеризуется нейрофизиологическими, морфологическими и биохимическими изменениями. Психофизиологический уровень – изменениями вегетативных реакций, психомоторики, сенсорики. Психологический уровень – изменениями психических функций и настроений человека. Социально-психологический уровень – характеристиками деятельности, поведения и отношения человека.

Еще выше находится уровень психических процессов, к которым относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, психомоторика. На этом уровне находятся также способности, представляющие собой психические процессы, степень развития (выраженности) которых достаточна для успешного выполнения той или иной деятельности. Естественно, что и психические процессы имеют иерархические соотношения между собой. Так восприятие занимает более высокое иерархическое положение в сравнении с ощущениями, а мышление по иерархии выше восприятия.

Иногда подобную иерархию пытаются механически перенести на профессионально важные качества (ПВК), сформированные на основе соответствующих способностей. Однако такой перенос не всегда оправдан т.к. главным критерием иерархической структуры ПВК является успешность профессиональной деятельности. Из-за этого одно и то же качество может занимать различное иерархическое положение в структурах ПВК представителей разных профессий. Например, в структуре ПВК музыкантов-исполнителей, абсолютный слух занимает более низкое иерархическое положение чем мелодический и гармонический слух. В структуре же ПВК настройщиков музыкальных инструментов абсолютный слух по иерархии выше мелодического и гармонического слуха.

Далее расположен уровень психологических свойств личности. Здесь находятся: потребности, направленность личности, мотивация, тревожность, эмоциональная реактивность и др. Являясь устойчивыми психологическими свойствами, они формируются в результате характерных для данной личности повторений соответствующих психических состояний и психических процессов. Так, частые состояния тревоги формируют тревожность как психологическое свойство личности, типичные эмоциональные проявления - эмоциональную реактивность и т.д. В свою очередь, личностные свойства обуславливают соответствующие психические состояния. Например, у лиц с высокой эмоциональной реактивностью те или иные раздражители вызывают более сильные эмоциональные реакции, чем у лиц с низкой эмоциональной реактивностью и т.д.

По аналогии со свойствами предыдущих уровней, внутренние структуры психологических свойств личности также носят иерархический характер. Например, физиологические потребности принято относить к более низкому иерархическому уровню, чем познавательные, которые, в свою очередь, уступают по иерархии социальным потребностям.

Еще более высокий иерархический уровень занимают социально-психологические свойства. Они обеспечивают взаимодействие и общение между людьми и особенно важны в деятельности типа “человек - человек” (например, в деятельности учителя, руководителя, артиста, продавца и т.п.). На социально-психологическом уровне рассматривают такие проблемы (и взаимосвязанные с ними свойства) как формальное и неформальное лидерство, сплоченность, референтность членов коллектива (т.е. их отношение к потребностям и ценностной ориентации коллектива) и т.д. Высший иерархический уровень занимают социальные свойства, связанные с мировоззрением человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: