double arrow

Принцип управляемости


Принцип целеобусловленности.

Принцип целенаправленности.

Утверждает, что система обладает целенаправленностью – функциональной тенденцией, направленной на достижение системой некоторого состояния, выражаемого целью – будущим полезным результатом движения (изменения состояния системы). В соответствии с этим принципом действия испытуемого, направленные на выполнение диагностической задачи, должны носить целенаправленный характер, т.е. исходить из четко сформулированной экспериментатором цели.

В соответствии с постулатом выбора система обладает способностью выбора поведения и, следовательно, способностью однозначно предсказывать способ действия. Поэтому индивидуальные различия в способе достижения одной и той же цели в процессе процедуры диагностики представляют собой самостоятельную диагностическую ценность.

Утверждает первичность цели, для достижения которой должна формироваться сама система (Прангишвили И.В., 2001). По отношению к системе эта цель является внешней. В процессе функционирования цель может меняться, а в соответствии с ней должны меняться структура и способы функционирования системы. В системе должен быть механизм, оценивающий степень достижения цели. Этот принцип позволяет:




1. Выявить социальную и социально-психологическую целесообразность или нецелесообразность существования той или иной системы. Целесообразной является система, сформированная для достижения четко поставленной значимой внешней цели. Отсутствие такой цели свидетельствует о нецелесообразности существования системы.

2. Оценить потенциальную возможность эффективного функционирования системы по наличию и качеству механизма, оценивающего степень достижения цели. Этот механизм предполагает наличие систематической обратной связи (текущей диагностики) для оценки эффективности продвижения к цели (обучения, воспитания, коррекции и т.д.).

3. Оценить реальную эффективность системы по скорости и точности продвижения к цели, а также быстроте изменения структуры и способов функционирования.

4. Утверждать необходимость выявления цели функционирования любой изучаемой системы (социальной группы, психического процесса, свойства нервной системы и т.д.).

Утверждает, что система должна быть управляемой, т.е. изменять свое движение (структуру, состояние, способ функционирования) под влиянием управляющих воздействий (Прангишвили И.В., 2001).

Из этого, во-первых, следует, что для диагностика эффективности управляющих (корректирующих, регулирующих и саморегулирующих) воздействий может осуществляться по результатам анализа последствий этих воздействий, выражающихся в изменении структуры, состояния, способа функционирования соответствующих психических функций (профессионально-важных качеств, навыков, умений и т.д.).

Во-вторых, - для адекватной интерпретации диагностических данных следует учитывать особенности онтогенеза объекта исследования. Ибо онтогенез, отражая историю управляющих воздействий, способствует пониманию особенностей индивидуального развития исследуемых свойств.







Сейчас читают про: