Компоненты системного подхода и их использование в системной диагностике человека

Принцип относительности.

Трактует одну и ту же совокупность элементов как самостоятельную систему и как часть (подсистему) другой, большей системы, в которую она входит. В свою очередь эта же совокупность элементов может рассматриваться как большая система по отношению к частям, входящим в нее (Спицнадель В.Н., 2000). Таким образом, системы вложенные друг в друга, иерархичны. Компоненты в иерархии упорядочены: по уровням – субординацией (по вертикали), внутри уровней – координацией (по горизонтали).

В системной диагностике этот принцип, во-первых, свидетельствует о необходимости ограничения любого исследования определенными рамками. Ибо исследовать абсолютно все невозможно даже теоретически. Во-вторых, он способствует отделению более масштабных (значимых) параметров от менее значимых для построения правильной стратегии диагностики.

1.1.7. Принцип оперативности.

Свидетельствует, что изменения движения управляемой системы должны происходить своевременно, т.е. в реальном масштабе времени. Учитывая, что реальное время макросистем больше, чем микросистем, изменения в управляемой макросистеме происходят медленнее, чем в микросистеме. В этой связи свойства, находящиеся на верхних иерархических уровнях структуры человека изменяются медленнее, чем свойства нижних уровней. При этом амплитуда изменений свойств верхних уровней отличается более широким диапазоном в сравнении со свойствами нижних уровней. Это должно учитываться в системной диагностике человека, особенно при интерпретации результатов.

Компонентами системного подхода являются системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический подход (М.И.Сетров, 1972; Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, 1994; И.В. Прангишвили, 2001; В.Н. Спицнадель, 2000 и др.).

1. Системно-структурный подход предполагает описание элементов структуры той или иной системы и взаимосвязей между этими элементами. Под структурой понимается форма выражения содержания системы, относительно устойчивая упорядоченность связей между элементами, определяемая функциональным назначением системы (Попович П.Р., Губинский А.И. и др., 1994). В русле системно-структурного подхода различают горизонтальные (паритетные и вертикальные (иерархические) структуры. В горизонтальных структурах на координационных началах объединены однопорядковые свойства, т.е. свойства, не имеющие существенных различий по критериям сложности и значимости. В вертикальных структурах объединены разнопорядковые свойства, существенно различающиеся между собой по значимости и сложности. Взаимоотношения между этими свойствами строятся по принципу иерархии, субординации. Более значимые и сложные свойства занимают доминирующее, более высокое иерархическое положение по отношению к менее значимым и менее сложным свойствам. Использование системно-структурного подхода, во-первых, обеспечивает необходимую полноту диагностики, ибо дает представление обо всех элементах исследуемой системы. Во-вторых, в случаях необходимости выборочного исследования системно-структурный анализ способствует выявлению наиболее значимых свойств, т.к. дает представление об их иерархическом положении.

2. Системно-функциональный подход соотносится с понятием функции. Функция – это содержание системы, заключающееся в обмене с внешней средой веществом, энергией, информацией. (Попович П.Р., Губинский А.И. и др., 1994). Поэтому этот компонент системного подхода предполагает описание обмена системы с внешней средой веществом, энергией, информацией. Использование системно-функционального подхода, во-первых, обеспечивает валидность методов диагностики благодаря раскрытию функциональной сущности изучаемого свойства. Ибо искаженное понимание функциональной сущности (отнюдь не всегда лежащей на поверхности) закономерно влечет за собой и искажение (невалидность) соответствующего диагностического метода (подробнее см. п. 2.1, гл. 1). Во-вторых, системно-функциональный подход является теоретической основой методов функциональной диагностики. В-третьих, он способствует адекватной интерпретации внутренних и внешних корреляций исследуемых параметров, существенно зависящих от их функциональных особенностей.

3. Системно-генетический подход описывает возникновение, происхождение, становление развивающейся системы. Он опирается на закономерности процесса развития живой природы (филогенеза) и индивидуального организма (онтогенеза). Использование системно-генетический подхода, во-первых, обосновывает представления об иерархическом положении исследуемого свойства с учетом его филонтогенеза. Известно, что на более ранних этапах как фило-, так и онтогенетического развития формировались свойства более низких иерархических уровней, а на более поздних этапах – более высоких. Поэтому высота иерархического положения того или иного свойства пропорциональна времени его филонтогенетического развития. Во-вторых, системно-генетический анализ способствует пониманию особенностей развития исследуемого качества. В частности – пониманию темпов развития и частоты распространения качества в популяции людей. Так, проведенный нами сравнительный анализ особенностей филогенетического развития органов зрения и слуха показал, почему дальтоники встречаются столь же редко, как люди с абсолютным звуковысотным слухом. Причиной тому являются особенности филогенеза интериоризированных эталонов восприятия электромагнитных и звуковых колебаний. Успешное взаимодействие человека с окружающим миром предполагает наличие абсолютных эталонов для восприятия цвета, и относительных (сравнительных) - для восприятия высоты звука (Ю.А.Цагарелли, 1989).

4. Системная диагностика человека призвана решать следующие задачи: · Способствовать систематизации огромного количества диагностических методик и экспериментальных данных о человеке в единую систему знаний. · Исследовать человека как целостное существо, состоящее из неразрывной совокупности различных свойств (физиологических, нейродинамических, психологических, социальных и др.). · Повысить полноту диагностики благодаря охвату основных уровней иерархической структуры человека и компонентов паритетной структуры. · Повысить валидность методов диагностики за счет уточнения функциональной сущности исследуемых параметров. · Повысить качество интерпретации результатов исследований за счет уточнения ролей частных диагностических данных в создании общей диагностической картины. · Способствовать продвижению проблемы междисциплинарных связей в научных исследованиях и практике. · Способствовать повышению научного и практического уровня специалистов, занимающихся диагностикой человека повышению их диагностического кругозора, расширению арсенала диагностических методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: