Для 33-го типа Опасных Производственных Объектов минимальная страховая сумма составляет 100000 рублей

Конкретные требования ПБ содержатся в 8 статье (требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО), Причем: «Ввод в эксплуатацию» - проводится в порядке, устанавливаемом законодательством «о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организаций к эксплуатации ОПО и к действиям по ликвидации возможных аварий. 9-й статье (требования к эксплуатации ОПО) и в 10-й статье (требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО) Федерального закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов».

Содержание отчета

1. Название работы и содержание варианта задания.

2. Расчет режимов резания для операций табличным и аналитическим методами.

3. Выводы и предложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ПБ.

В ст. 5 ФЗ «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» говорится: «В целях осуществления государственной политики в области ПБ, правительство определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области ПБ. До марта 2004г. таким органом являлся Федеральный горный и промышленный надзор России т.е. Госгортехнадзор РФ.

В марте 2004г. ситуация кардинально меняется. 09. 03. 2004 вышел Указ Президента №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным Указом создавались такие образования, как Федеральные службы и Федеральные агентства. Далее, во исполнение этого Указа Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004г. №180 было установлено, что «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов…» является Федеральная служба по технологическому надзору, которая взяла на себя функции Госгортехнадзора РФ, Госэнергонадзора и некоторые функции Архитектурно-строительного надзора. 22.05.2004г. очередным Указом Президента было постановлено: «Преобразовать Федеральную службу по технологическому надзору и Федеральную службу по атомному надзору в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ». Коротко эта Служба называется Ростехнадзор.Далее вышло Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". В компетенцию Службы входило:

  1. Государственное регулирование безопасности в области атомной энергии.
  2. Государственное регулирование в области ПБ, экологической, энергетической безопасности.
  3. Осуществление функции государственного органа надзора.

Должностные права инспекторов Ростехнадзора:

· Посещать организации, эксплуатирующие ОПО;

· Знакомится с документами, необходимыми для проверки выполнения требования ПБ;

· Осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на ОПО, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам расследований;

· Выдавать предписания эксплуатирующим ОПО организациям;

· Давать (в пределах полномочий) указания о необходимости осуществления экспертизы ПБ зданий и сооружений и ТУ на ОПО;

· Давать указания о выводе с рабочих мест, в случае угрозы жизни и здоровью работников;

· Привлекать к административной ответственности в порядке установленном законодательством;

· Выступать в суде представителем ФС по искам о возмещении вреда.

Теперь о том что называется Опасным Производственным Объектом. В ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» сказано: «Опасными Производственными Объектами являются предприятия, а также их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.»

Приложение1 в свою очередь содержит в себе 5 категорий или признаков Опасного Производственного Объекта. Наличие хотя бы одного такого признака на производственном объекте – уже позволяет считать данный объект Опасным.

К первой категории (или к первому признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (т.е. обращаются) следующие опасные вещества:

А) воспламеняющиеся вещества

Б) окисляющие вещества

В) горючие вещества

Г) взрывчатые вещества

Д) токсичные вещества

Е) высокотоксичные вещества

Ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Ко второй категории (или ко второму признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля (0,7кг/см2) или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

К третьей категории (или к третьему признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

К четвертой категории (или к четвертому признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе.

К пятой категории (или к пятому признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Далее нужно определить, какие же ОПО находятся конкретно на Вашем предприятии. Для этого нужно провести так называемую идентификацию ОПО.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (т.е. определение) ОПО проводится самой эксплуатирующей организацией. проводитсяидентификация для целей регистрации ОПО в соответствующем государственном реестре.

Идентификация проводится согласно утвержденных приказом Ростехнадзора №131 от 05.03.08г. «Методических рекомендаций по осуществлению идентификации ОПО». К этим «Рекомендациям» прилагается Перечень типовых видов ОПО для целей регистрации в государственном реестре. Вторым документом в этой области является «Административный регламент ФС…..по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению гос. реестра ОПО».(утвержден приказом Ростехнадзора №606 от 04.09.07 г.).

Результатом идентификации является заполнение Карты учета объекта, где и указываются признаки опасности и тип (характеристика степени риска) каждого ОПО.

К 31-му типу относятся объекты, на которых обращаются опасные вещества в количествах равных или превышающих предельные количества этих опасных веществ, установленные приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов». Для 31-го типа Опасных Производственных Объектов минимальная страховая сумма составляет 7000000 рублей, т.е. тип объекта напрямую влияет на страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации ОПО.

К 32-му типу относятся объекты, на которых обращаются опасные вещества в количествах меньших, чем предельные количества этих опасных веществ, установленные приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов». Для 32-го типа Опасных Производственных Объектов минимальная страховая сумма составляет 1000000 рублей,

И, наконец, к 33-му типу относятся объекты, на которых обращаются опасные вещества вообще не указанные в приложении 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов». К таким веществам относится,например, горючая пыль. А также к 33-му типу относятся объекты, которые указаны во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категориях ОПО т.е.:

«Ко второй категории (или ко второму признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля (0,7кг/см2) или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

К третьей категории (или к третьему признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

К четвертой категории (или к четвертому признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе.

К пятой категории (или к пятому признаку) ОПО относятся объекты на которых:

Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях».

РЕГИСТРАЦИЯ ОПО В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ. Для регистрации необходимо заполнить карту учета объекта (согласно «Административного регламента ФС…..по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению гос. реестра ОПО» ). Далее организация, эксплуатирующая ОПО, направляет в орган Ростехнадзора соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

Организация, эксплуатирующая ОПО должна направить эти документы в течение 10-ти дней с даты начала эксплуатации объекта.

Далее орган Ростехнадзора в течение 20-ти дней (со дня регистрации заявления):

- проверяет полноту представленных документов, правильность их заполнения.

- Если все правильно – присваивает каждому ОПО регистрационный номер в гос. Реестре.

- Оформляется свидетельство о регистрации

- Направляется организации свидетельство о Регистрации, один экземпляр карты учета объекта (второй – остается в регистрационном органе).

- В случае несоответствия представленных документов требованиям Регламента – документы возвращаются эксплуатирующей организации, которая обязана их в течение 10 дней переделать и снова послать на регистрацию.

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПО.

Данный вид страхования является обязательным, т.к. его обязательность обусловлена 15-й статьей Федерального закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов», т.е. организация, эксплуатирующая ОПО, обязана страховать ответственность за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации ОПО. Далее в этой статье указаны 3 вида минимальных страховых сумм в зависимости от 3-х типов объектов. Реальная же страховая сумма будет зависеть от фактического состояния ОПО. От страховых сумм начисляются (в процентах) страховые тарифы по данному виду страхования (которые вы платите страховой компании).

Основным документом, регламентирующим отношения в данном виде страхования, являются вышедшие в 1998г. (утвержденные Всероссийским Союзом Страховщиков) «Стандартные Правила страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте». Согласно этих Правил:

Страховщик – страховая компания.

Страхователь - организация, эксплуатирующая ОПО.

Третьи лица – физические лица, жизни, здоровью или имуществу которых, а также юридические лица и государство, имуществу которых причинен вред в результате наступления страхового случая, предусмотренного договором страхования. (т.е. третьи лица – не работники предприятия, а окружающие, случайно пострадавшие в результате аварии на Вашем ОПО).

Страховым случаем признается нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии на эксплуатируемом Страхователем и указанном в договоре страхования опасном производственном объекте, и подтвержденное соответствующим решением суда. (Иски в суд принимаются от третьих лиц в течение 3-х лет с момента аварии на Вашем ОПО).

Договор страхования заключается сроком на 1 год. Согласно этого договора, страховая компания обязуется за обусловленную плату выплатить (по решению суда) пострадавшему в результате аварии на Вашем ОПО третьему лицу предусмотренное страховое возмещение в пределах установленной договором страховой суммы.

Обязанности Страховщика:

- выдать Страхователю в установленный срок страховой полис.

- Перезаключить со Страхователем договор страхования, если Страхователь провел на своем ОПО мероприятия, уменьшающие риск наступления страхового случая (т.е. аварии).

- При страховом случае произвести выплату в установленный договором срок или отказать в страховой выплате с письменной мотивировкой причин отказа.

- Не разглашать сведения, полученные от Страхователя в ходе заключения договора страхования.

Обязанности Страхователя:

- своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

- Сообщать Страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска.

- Немедленно сообщать Страховщику об изменениях, в обстоятельствах сообщенных при заключении договора.

- В трехдневный срок сообщать Страховщику о любой происшедшей аварии на ОПО.

- В трехдневный срок сообщать Страховщику об установленном судебным решением факте возмещения вреда третьему лицу.

- Принимать необходимые и возможные меры по предотвращению аварии на своем ОПО.

- При наступлении аварии принимать разумные меры по уменьшению убытков.

- Не принимать на себя каких-либо обязательств без согласования со Страховщиком.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ НА ОПО.

Сертификация –осуществляется органом по сертификации, аккредитованном в порядке, уст. ФЗ «О техническом регулировании». Непосредственно о сертификации технических устройств (оборудования) на ОПО речь пошла в 7-й ст. Ф. Закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов», а именно:

«Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке».

Общий порядок применения технических устройств (ТУ) на ОПО уже Правительством в 1998г. разработан (Постановление №1540 от 25.12.98г. с изменениями на 01.02.2005г.) – речь идет о «Правилах применения технических устройств (ТУ) на ОПО». Так вот, согласно этих Правил, ТУ на ОПО должны:

- соответствовать требованиям промышленной безопасности

- различные виды ТУ до начала их применения на ОПО должны пройти приемочные испытания.

- Средства измерений должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений,

- Только на основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности, Ростехнадзор выдает разрешение на применение конкретного вида ТУ.

ТУ подлежащие для применения на ОПО подлежат ТО!(объем и сроки – в технической документации на конкретное устройство!).

29.02.08г. Приказом Ростехнадзора №112 был утвержден Административный регламент ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) ТУ на ОПО. Этот документ определяет сроки и последовательность действий Ростехнадзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, а также их взаимодействие с юридическими лицами при осуществлении полномочий по выдаче разрешений на применение конкретных видов ТУ на ОПО.

Также приказом Минприроды РФ от 30.06.09г. №195 был утвержден «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на ОПО». Далее – по тексту Порядка…. «+»…

ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Требования к такой экспертизе отражены в 13 ст. Ф. Закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» и в принятых в 1998г. (постановление Госгортехнадзора от 06.11.98г. №64) Госгортехнадзором РФ «Правилах проведения экспертизы ПБ.».

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ

от 01.08.2002 N 48)

Экспертиза промышленной безопасности (далее – экспертиза) – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение экспертизы.

Объекты экспертизы:

- Проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.

- Технические устройства на ОПО.

- Здания и сооружения на ОПО.

- Декларация ПБ (в составе проектной документации)

- Иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации-эксперты, имеющие лицензию на проведение экспертизы от центрального аппарата Ростехнадзора. Экспертиза ПБ проводится за счет средств организации, эксплуатирующей ОПО. Срок – не более 3 месяцев с момента получения экспертом всех материалов от заказчика. Результатом экспертизы является заключение, подписанное руководителем экспертной организации и впоследствии утвержденное в органах Ростехнадзора.

Для утверждения заключений экспертиз при каждом территориальном органе Ростехнадзора (управлении), созданы наблюдательные советы (названы так, потому что наблюдают за качеством выполнения экспертиз ПБ) с отраслевыми комиссиями, в которых происходит рассмотрение заключений. Также при каждом управлении Ростехнадзора созданы апелляционные комиссии, которые рассматривают претензии к решениям наблюдательных советов. На утверждение заключений экспертиз ПБ, наблюдательному совету дается не более 30 дней.

Также надо учесть, что заключение экспертизы бывает 2-х видов: положительное и отрицательное. Отрицательное заключение в данном случае – тоже является результатом, т.к. при условии выполнения организацией, эксплуатирующей ОПО определенных рекомендаций, приложенных к отрицательному заключению, заключение впоследствии может стать положительным.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности проводится органами Ростехнадзора в соответствии с 6 статьей Ф. Закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов», с принятым в августе 2001г. (08.08.2001г.)и вошедшим в силу в феврале 2002г. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (128-ФЗ), а также с вышедшим 02.07.2005г. Федеральным законом №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности…». Согласно последнего Ф. Закона, лицензированию в области промышленной безопасности подлежат:

- эксплуатация взрывоопасных производственных объектов,

- эксплуатация пожароопасных производственных объектов,

- эксплуатация химически опасных производственных объектов,

- деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности,

- производство взрывчатых материалов промышленного назначения,

- хранение взрывчатых материалов промышленного назначения,

- применение взрывчатых материалов промышленного назначения,

- распространение взрывчатых материалов промышленного назначения,

- производство маркшейдерских работ.

Таким образом, видно, что количество лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности значительно сократилось. Те виды деятельности, на которые не нужна лицензия, будут осуществляться под контролем органов Ростехнадзора.

В связи с выходом Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» была изменена формулировка 6-й статьи Ф. Закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов». В частности там говорится, что не все виды деятельности, связанные с ОПО подлежат лицензированию, а только виды деятельности согласно действующему законодательству, т.е. согласно Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь о том, какие документы необходимы для получения лицензий. (45 дней дается лицензирующему органу на принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии).

Для юридического лица:

1. Заявление, в котором указываются

- наименование,

- организационно-правовая форма,

- место нахождения,

- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности,

- государственный регистрационный номер записи о создании ЮЛ,

- данные о внесении сведений о ЮЛ в единый государственный реестр ЮЛ.

Для индивидуального предпринимателя

- ФИО,

- место жительства,

- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности,

- данные документа, удостоверяющего личность,

- ОГРН записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя,

- данные о внесении сведений об ИП в единый государственный реестр ИП.

Для всех соискателей

- ИНН и данные о постановке соискателя на учет в налоговом органе,

- лицензируемый вид деятельности.

К заявлению прилагаются:

- копии учредительных документов, заверенные в нотариальном порядке,

- документ об уплате госпошлины за рассмотрение заявления,

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии других документов.

Срок действия лицензий – 5 лет.

Контроль за выполнением условий лицензий ведет Ростехнадзор (в своей области).В случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, лицензирующим органом осуществляется приостановление действия лицензии..

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Организация и осуществление производственного контроля

(далее - ПК) на ОПО возложено, согласно 11-й Ст. Ф. Закона «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» на эксплуатирующую ОПО организацию. В 1999г. (от 10.03.99г. – Постановление №263 с изменениями на 01.02.05г.) Правительство РФ утвердило «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ на ОПО». Согласно этого документа, каждая организация, эксплуатирующая ОПО, должна разработать у себя Положение о производственном контроле, которое утверждается руководителем организации и обязательно согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора. Содержание Положения:

1. Основание разработки;

2. Порядок утверждения, согласования и внесения изменений;

3. Перечень ОПО с указанием признаков и типов опасности объектов;

4. Порядок регистрации и перерегистрации ОПО;

5. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО;

6. Сведения о работниках, на которых возлагается ПК;

7. Задачи ПК;

8. Обязанности и права работников ПК;

9. Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ;

10. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов;

11. Сроки предоставления информации об организации ПК;

12. Содержание и формы предоставления информации.

Сведения, содержащиеся в информации о ПК (сроки – согласовываются индивидуально):

  • Планы на текущий год;
  • Организация системы управления ПБ;
  • Сведения о работнике, ответственном за осуществление ПК;
  • Количество ОПО с описанием основных потенциальных источников опасности;
  • Выполнение планов мероприятий по обеспечению ПБ за отчетный период;
  • Результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний;
  • План мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;
  • Копии договора страхования;
  • Сведения о состоянии оборудования на ОПО;
  • Результаты освидетельствований, контрольных испытаний;
  • План проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год;
  • Оценка готовности работников эксплуатирующих организаций к действиям во время аварий;
  • Описание аварий и НС на ОПО;
  • График проведения подготовки и аттестации работников в области ПБ.

Цель создания ПК: обеспечение безопасного функционирования ОПО и предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля в соответствии с законодательством несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности.

Основные задачи производственного контроля:

- обеспечение соблюдения требования ПБ в эксплуатирующей организации,

- анализ состояния ПБ в эксплуатирующей организации,

- разработка мер, направленных на улучшение состояния ПБ,

- контроль за соблюдением требований ПБ,

- координация работ, направленных на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий,

- контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований ТУ, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений,

- контроль за соблюдением технологической дисциплины,

Производственный контроль в эксплуатирующей ОПО организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба ПК.

Функции лица, ответственного за ПК рекомендуется возлагать:

- на одного из заместителей руководителя организации – если численность занятых на ОПО работников составляет менее 150 человек;

- на специально назначенного работника – если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;

- на руководителя службы ПК - если численность занятых на ОПО работников составляет более 500 человек;

Работник, ответственный за ПК должен иметь:

- высшее техническое образование, соответствующее профилю объекта;

- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на ОПО отрасли;

- удостоверение, подтверждающее аттестацию по ПБ.

Работник, ответственный за ПК обеспечивает контроль за:

- выполнением условий лицензий на виды деятельности в области ПБ,

- строительством или реконструкцией ОПО, за ремонтом ТУ на ОПО,

- устранением причин аварий, инцидентов и Н/С,

- своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований ТУ, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой средств измерений,

- наличием сертификатов соответствия требованиям ПБ на применяемые ТУ;

- выполнением предписаний Ростехнадзора и соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности

Работник, ответственный за ПК обязан:

- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

- разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

- проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на опасных местах;

- ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест;

- организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

- организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности ОПО;

- участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

- проводить анализ причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО и осуществлять хранение документов по их учету;

- организовывать подготовку и аттестацию работников в области ПБ;

- участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

- доводить до сведения работников ОПО информацию об изменении требований ПБ, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

- вносить руководителю организации предложения: о проведении мероприятий по обеспечению ПБ; об устранении нарушений требований ПБ; о приостановлении работ на ОПО, осуществляемых с нарушениями требований ПБ; об отстранении от работы на ОПО лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ; о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Целью декларирования является информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии безопасности ОПО, а также повышение эффективности мероприятий по защите населения и территорий от аварий.

Согласно утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.99г. №526 «Правил представления декларации ПБ ОПО»:

Разработка декларации предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Случаи, в которых необходимо разрабатывать декларацию:

- В составе проектной документации на ОПО.

- В случае обращения за лицензией на эксплуатацию ОПО (или уточняется).

- В случае изменения сведений, содержащихся в Декларации.

- В случае изменения требования ПБ.

Согласно 14 ст. ФЗ «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов», Декларация разрабатывается для ОПО, на которых обращаются опасные вещества в количествах, равных или превышающих предельные количества, указанные в приложении №2 к данному закону (т.е. для объектов 31-го типа – см. раздел «ИДЕНТИФИКАЦИЯ»).

Но обязательность разработки Декларации может быть установлена дополнительно Правительством РФ или Ростехнадзором РФ.

Декларация ПБ разрабатывается самой эксплуатирующей организацией (и утверждается ее руководителем).

По окончании, Декларация подлежит экспертизе ПБ (см. раздел «ЭКСПЕРТИЗА»), заключения экспертизы регистрируются и проходят утверждение в органах Ростехнадзора.

Согласно утвержденному приказом Ростехнадзора от 29.11.05 №893 «Порядку оформления декларации ПБ ОПО и перечню включаемых в нее сведений» Структура Декларации содержит:

  1. Титульный лист;
  2. Данные об организации – разработчике декларации;
  3. Оглавление;
  4. Раздел 1» Общие сведения». (В этот раздел входят сведения об эксплуатирующей организации, идентификация ОПО, выбор декларируемого ОПО, статистика аварий в организации и на декларируемом ОПО (или на аналогичных ОПО) за последние 25 лет и т.д.).
  5. Раздел 2 «Результаты анализа безопасности». (При анализе риска аварии на декларируемом ОПО, анализируются различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и маловероятные аварии. Цель: выбрать наиболее типичную, но и одновременно наиболее опасную по своим последствиям аварию. При компьютерном моделировании сценария такой аварии будет наглядно видно распространение зон основных поражающих факторов при таком сценарии, степень поражения т.о. можно спрогнозировать количество жертв из числа персонала и населения. Затем по определенным методикам рассчитывается материальный ущерб при такой аварии. При расчете материального ущерба учитывается: балансовая стоимость разрушенного оборудования; затраты на восстановление; упущенная выгода из-за невыпуска продукции; возмещение ущерба окружающей среде, третьим лицам.). Анализ риска проводится специализированной организацией.
  6. Раздел 3. «Обеспечение требований промышленной безопасности». Здесь указываются сведения об обеспечении требований ПБ к эксплуатации декларируемого объекта и сведения об обеспечении требований ПБ по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
  7. Выводы.
  8. Ситуационный план. Здесь в виде компьютерной распечатки показано на генеральном плане предприятия развитие исследуемой аварии (распространение зон поражающих факторов, степень поражения и т.д.).

Приложения: 1. Расчетно-пояснительная записка. (содержит:

Титульный лист;

Оглавление

Раздел 1 «Сведения о технологии»

Раздел 2 «Анализ риска»

Раздел 3 «Выводы и предложения»

Список использованных источников.

2. Информационный лист – этот документ представляет собой краткое содержание всей Декларации и предоставляется всем желающим гражданам, проживающим вблизи декларируемого ОПО, по их обращению.

Также сама Декларация предоставляется в органы Ростехнадзора РФ, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая декларируемый ОПО, в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого эксплуатируется декларируемый ОПО, в органы ГОЧС.

Результаты Декларации ложатся в основу всей работы эксплуатирующей ОПО организации по обеспечению требований промышленной безопасности на этих объектах.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Непосредственно на предприятиях разрабатываются:

· Инструкции по каждому рабочему месту (производственные)

· Инструкции по ОТ

· Инструкции по пожарной безопасности

· Инструкции по организации и проведению газоопасных работ, огневых работ и т.д.

· Должностные инструкции

· Технологические инструкции и регламенты

· Планы ликвидации аварийных ситуаций

Инструкции составляет начальник производственного участка или службы, согласовываются они с соответствующими техническими службами, со службой ОТ и утверждаются руководителем предприятия (или уполномоченным им лицом)

Инструкции пересматриваются через 3-5 лет (в зависимости от специфики), а также в случаях изменений в процессе производства, в случае выхода новых правил или по требованию Государственных инспекторов труда и Ростехнадзора.

СИСТЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.

Эта система возложена сейчас на структуры производственного контроля организаций.

Существуют несколько способов актуализации (на примере нашего города):

· Заключить договор с Центром научно-технической информации (ЦНТИ)

· Интернет или программы нормативно-правового обеспечения («ГАРАНТ», «Консультант +» и т.п.).

· Журналы («Безопасность труда в промышленности»)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПБ

1. Дисциплинарная (замечание – выговор - увольнение) для должностных лиц.

2. Административная (для граждан, должностных, юридических лиц) согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях. (ст. 9.1 – нарушение требований ПБ и условий действия лицензий, ст. 19.5 – невыполнение предписаний.)

АДМИНИСТРАТИВНЫМ НАРУШЕНИЕМ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субьектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки.

3. Уголовная согласно УК (см. соотв. статьи Кодекса).

ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ПБ.

Согласно утвержденного приказом Ростехнадзора №37 от 29.01.07г. «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» аттестация по ПБ (за искл. Области атомной энергии)проводится для руководителей и специалистов:

· Осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО,транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО.

· Разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией ОПО.

· Проводящих экспертизу ПБ.

· Осуществляющих подготовку в области ПБ.

Первичная аттестация руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца:

· При назначении на должность

· При переводе на другую работу, если при осуществлении дожностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации

· При переходе с одного предприятия на другое

Внеочередная проверка знаний проводится после:

  • Ввода в действие новых или переработанных нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.
  • Внедрения новых (ранее не применяемых) технически устройств и технологий (за искл. Области атомной энергии).
  • Перерыва в работе более 1 года.
  • По предписанию инспектора Ростехнадзора.

Периодическая аттестация руководителей и специалистов в области промышленнойбезопасностипроводится не реже, чем один раз в 5 лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными актами. Аттестация руководителей и специалистов проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.

Для аттестации в структуре Ростехнадзора созданы территориальные и центральные аттестационные комиссии. Согласно Приказа № 823 от 27.08.2010г. «о внесении изменений в Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом № 37 о 29.01.2007г.»:

В территориальных аттестационных комиссиях (ТАК), (территориального органа) проходят аттестацию:

· Члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек;

· Руководители и члены аттестационных комиссий организаций (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии), численность работников которых менее 2000 человек;

· Члены аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

· Работники (за исключением руководящего персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства от 3.03.97г. № 240;

· Руководители и специалисты экспертных организаций (за исключением области использования атомной энергии);

· Руководители и специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (за исключением области использования атомной энергии).

В центральных аттестационных комиссиях (ЦАК), (в Москве) проходят аттестацию:

· Руководители организаций и их заместители, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2000 человек.

· Руководители аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

· Руководящий персонал организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден Постановлением Правительства от 3.03.97г. № 240.

Руководитель организации или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом, а также руководитель организации, проводившей предаттестационную подготовку пострадавшего или виновного в аварии работника, подлежат внеочередной аттестации в ЦАК.

Аттестации в области ПБ предшествует подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Ростехнадзором России.

РАССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙ НА ОПО.

В ст. 12 ФЗ «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» говорится, что «по каждому факту аварии на ОПО должно проводиться техническое расследование ее причин».

Приказом №191от 30.06.09г. Министерство природных ресурсов и экологии РФ утвердило «Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Расследование проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Ростехнадзора (далее – Службы) или ее территориального органа. Комиссия образуется (в зависимости от характера и возможных последствий аварии) приказом территориального органа службы или приказом Службы в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии.

В состав комиссии входят (по согласованию) представители субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которого располагается ОПО, организации, эксплуатирующей ОПО (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (при наличии), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством РФ.

При аварии, связанной с разрушением сооружений и ТУ неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии входит должностное лицо органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, также привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации) и лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, для проведения соответствующих качественных и количественных измерений.

В состав комиссии должно входить нечетное количество членов.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О промышленной безопасности Опасных Производственных Объектов» Президент РФ или Правительство РФ могут принимать решение о создании государственной комиссии и назначать председателя указанной комиссии.

Комиссия немедленно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 15 рабочих дней составляет акт технического расследования аварии соответствующего образца с приложением следующих материалов:

  • Приказ соответствующего территориального органа Службы о назначении комиссии по техническому расследованию причин аварии;
  • Акт расследования причин аварии;
  • Протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении;
  • Письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (при необходимости) и другие решения председателя комиссии;
  • Заключения экспертов об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;
  • Докладные записки спасательных служб о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;
  • Протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц эксплуатирующей организации;
  • Заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;
  • Справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии;
  • Акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве по установленному образцу (при наличии пострадавших);
  • Копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;
  • Сведения о нарушениях требований НТД по ПБ;
  • Справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган Службы (при сроке задержки более суток);
  • Приказ соответствующего территориального органа Службы о продлении сроков расследования причин аварии (при случае);
  • Другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития.

В ходе расследования проводятся следующие мероприятия: осмотр, фотографирование места происшествия, составление схем, эскизы, протокол осмотра места аварии. Комиссия взаимодействует со спасателями, рассматривает должностные записки спасательных служб, опрашивает очевидцев аварии, получает объяснительные от причастных должностных лиц.

Выясняются: причины и предшествующие обстоятельства, проверяется состояние ПК в организации, соответствие объекта проекту, квалификация персонала, наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта. Проверяется наличие и исправность средств защиты.

Предлагаются: меры по устранению, предупреждению возникновения аварии. Предварительно определяется размер причиненного вреда (прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей). Эксплуатирующая организация рассчитывает экономический и экологический ущерб от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Не позднее 3 дней после окончания расследования, эксплуатирующая организация направляет материалы заинтересованным лицам. Материалы (в том числе журнал учета аварий – согласно приложению №3 к «Порядку..») хранятся 45 лет. Сведения об авариях (при их наличии) подаются в территориальный орган Службы раз в полгода.

РАССЛЕДОВАНИЕ ИНЦИДЕНТОВ.

Согласно «Порядку проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору» расследование инцидентов проводится самой эксплуатирующей организацией.

Расследование проводится комиссией, включающей нечетное количество членов. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации. Необходимость участия представителя территориального органа Службы определяется его руководителем. Результаты работы оформляются актом по форме, установленной эксплуатирующей организацией. В акте должна быть информация о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации, продолжительности простоя и материальном ущербе, а также меры по устранению причин инцидента.

Учет инцидентов ведется в специальном журнале (приложение №4 «Порядка…»).

Организация должна вести анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщать в территориальный орган Госгортехнадзора информацию о количестве и характере инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ (Н/С) НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

Расследование и учет Н/С на производстве проводится согласно утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ №73 от 24.10.2002г. «Положения об особенностях расследования Н/С на производстве в отдельных отраслях и организациях». Согласно этого «Положения» расследованию подлежат события, в результате которых работниками, участвующими в производственной деятельности работодателя были получены увечья или травмы, а именно события, происшедшие:

· В течение рабочего времени на территории организации или вне ее (включая установленные перерывы), перед началом или по окончании работы (при подготовке или приведении в порядок орудий труда и спецодежды), при сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни.

· При следовании к месту работы или с работы на транспорте предприятия, либо на личном транспорте, если есть договор с администрацией использовать личный транспорт для целей организации.

· При следовании к месту командировки и обратно.

· Во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком.

· Случаи со сменным водителем при следовании его на транспортном средстве.

· При работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха.

· При привлечении работника к ликвидации последствий стихийных бедствий.

· При осуществлении не входящих в трудовые обязанности работников действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварий или Н/С.

Н/С подразделяются на легкие, тяжелые, групповые (2 пострадавших и более) и со смертельным исходом. Степень тяжести травмы определяется медработником по специальному перечню Минздрава.

О тяжелом, групповом и смертельном Н/С сообщается:

· В Государственную инспекцию труда по субъекту Федерации

· В орган исполнительной власти субъекта Федерации

· В Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности

· В организацию, направившую работника, с которым произошел Н/С

· В территориальный орган профсоюза

· В территориальный орган Ростехнадзора (если Н/С произошел на подконтрольном этому органу объекте)

· В прокуратуру

· В органы СЭС (в случае острого отравления)

· В страховую компанию соцстраха (при возможном возмещении вреда)

Для расследования легкого Н/С, работодатель создает комиссию из 3-х человек, в составе:

· Специалист по ОТ

· Представитель работодателя (председатель комиссии)

· Представитель профсоюзного органа организации (член СТК или комиссии по ОТ)

Состав комиссии утверждается приказом по предприятию. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел Н/С, в состав комиссии НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ.

Для расследования группового, тяжелого или смертельного Н/С в состав комиссии дополнительно включаются:

· Государственный инспектор труда (возглавляет комиссию)

· Представитель органа местного самоуправления (по согласованию)

· Представитель территориального объединения профсоюзов

· Представитель управления округа Ростехнадзора (на подконтрольных Ростехнадзору объектах (ОПО) – именно он утверждает и возглавляет комиссию)

· Пострадавший или его доверенное лицо.

При числе погибших 5 человек и более в состав комиссии также включаются: представители Департамента ОТ Минтруда; Федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и Общероссийского объединения профсоюзов.

Председателем комиссии в этом случае является Главный государственный инспектор по ОТ субъекта Федерации, а на объектах, подконтрольных Ростехнадзору – руководитель управления округа (территориального органа).

При крупных авариях с гибелью 15 человек и более – расследование проводится Правительственной комиссией.

Сроки расследования: Расследование легких Н/С проводится в течение 3 дней, групповых, тяжелых и смертельных – в течение 15 дней.

Н/С, о котором не было своевременно сообщено расследуется по заявлению пострадавшего в течение месяца со дня поступления заявления.

По результатам расследования составляется акт формы Н-1 в 3-х экземплярах. 1-й экземпляр хранится на предприятии в течение 45 лет, 2-й передается на руки пострадавшему или его доверенному лицу, 3-й экземпляр делается для страховой компании соцстраха на случай возмещения вреда.

Акт Н-1 подписывается всеми членами комиссии, утверждается работодателем или лицом им уполномоченным, заверяется печатью организации и регистрируется в журнале учета Н/С на производстве (хранится на предприятии в течение 45 лет).

В случае тяжелого, группового и смертельного Н/С, помимо актов Н-1 (на каждого пострадавшего), составляется еще акт спецрасследования, который с приложенными к нему материалами и копиями актов Н-1, работодатель в 3-хдневный срок после его утверждения направляет в прокуратуру. Копии актов направляются в Государственную инспекцию Труда (2 экземпляра) и (если это необходимо) в территориальный орган Ростехнадзора (2 экземпляра), т.к. по одному экземпляру эти территориальные органы высылают в свои центральные органы.

Также в Государственную инспекцию Труда по ее требованию высылаются копии актов Н-1 (независимо от срока давности) для проверки правильности расследования. В случае выявления факта неправильного расследования, инспектор может заставить организацию переделать акт.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ».

Это новый «рамочный» закон, подписан Президентом 27 декабря 2002 года. Одними из основных понятий этого документа являются «техническое регулирование» и «технический регламент»:

  1. «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
  2. «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ» - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В каких целях принимаются технические регламенты?

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В иных целях принятие технических регламентов не допускается.

Какие направления безопасности должны обеспечивать требования технических регламентов?

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений

- биологическую безопасность

- взрывобезопасность

- механическую безопасность

- пожарную безопасность

- термическую безопасность

- химическую безопасность

- промышленную безопасность

- электрическую безопасность

- ядерную и радиационную безопасность

- электромагнитную совместимость

- единство измерений.

Что должен содержать технический регламент?

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В техническом регламенте могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних и т.д.). В техническом регламенте не могут содержаться требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции.

Виды технических регламентов.

В РФ действуют:

  1. Общие технические регламенты (принимаются по вопросам безопасной эксплуатации машин и оборудования, зданий и сооружений; пожарной, биологической, электромагнитной совместимости, экологической, ядерной и радиационной безопасности);
  2. Специальные технические регламенты (устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам, в отношении которых цели, определенные настоящим законом, не обеспечиваются общими техническими регламентами).

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Конкретные требования к техническому регламенту будут установлены соответствующим федеральным законом.

Теперь об еще одном понятии данного ФЗ – о «стандартизации»:

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ» - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

К документам в области стандартизации относятся:

- Национальные стандарты

- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации

- Классификаторы технико-экономической и социальной информации

- Стандарты организаций

Национальные стандарты может разрабатывать любое лицо, а утверждаться они будут национальным органом РФ по стандартизации.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно.

Теперь о не менее важном – о понятии «подтверждения соответствия»:

«ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ» - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия бывает двух видов:

- Добровольное;

- Обязательное.

В чем отличие? Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленным соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- Декларирования соответствия (не путать с Декларацией ПБ);

- Обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Каковы права и обязанности заявителя (организации) в области обязательного подтверждения соответствия.

Права:

- Выбирать форму и схему подтверждения соответствия;

- Обращаться в любой орган по сертификации (в своей области);

- Обращаться в орган по аккредитации органов по сертификации с жалобами на орган по сертификации.

Обязанности:

- Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

- Указывать в сопроводительной документации и при маркировке продукции сведения о сертификате или о декларации соответствия;

- Предъявлять в соответствующие органы государственного контроля декларацию или сертификат;

- Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата или декларации истек или действие сертификата или декларации прекращено;

- Извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов на основании решений соответствующих органов.

Контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение такого контроля.

Органы государственного контроля вправе (полномочия):

- Требовать от изготовителя или продавца предъявление сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

- Осуществлять мероприятия по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов;

- Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов;

- Принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

- Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

- Привлекать изготовителя, продавца к ответственности;

В ходе проведения проверки органы государственного контроля вправе:

- Требовать от изготовителя, продавца материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;

- Запрашивать у изготовителя, продавца дополнительную информацию о продукции, процессах производства, результаты проведенных обследований, измерений;

- Направлять запросы в другие Федеральные органы исполнительной власти;

- Привлекать специалистов для анализа полученных данных;

Органы государственного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за несоответствие продукции, процессов производства требованиям технических регламентов: За нарушение требований технических регламентов изготовитель, продавец несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. За невыполнение предписаний органа государственного контроля изготовитель, продавец также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Если в случае нарушения требований технических регламентов причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель, продавец обязаны возместить причиненный вред и принять меры по недопущению такого вреда в дальнейшем. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow