double arrow

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ


План

Лекция 6. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Одна из важнейших проблем в организации современного процесса обучения – выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. Это, однако, не означает, что определенные цели обучения жестко требуют определенных технологий. Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности».

В выборе технологии обучения педагог проявляет себя как субъект социально значимой деятельности. Результат его педагогической деятельности, преподавания зависит от того, насколько он способен выстраивать технологию обучения как «систему разносубъектных действий» (В.И. Слободчиков) в рамках определенной образовательной ситуации, с учащимися определенного возраста и на определенном содержании учебной деятельности.

Цель –познакомить с основными современными технологиями личностно ориентированного обучения.




1. Технология личностно ориентированного подхода в образовании.

2. Технология полного усвоения знаний.

3. Технология разноуровневого обучения.

4. Технология коллективного взаимообучения.

5. Сравнение коллективной системы обучения (КСО) и групповой системы обучения (ГСО).

6. Основные выводы.

Основные понятия: технология полного усвоения знаний, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения.

Немецкий педагог Г.Гаудинг провозглашает в качестве главного принципа дидактики самодеятельность учащихся. Он разработал дидактическую систему свободного получения знаний, на основе которой убедительно доказал, что частью самовоспитания может быть только свободная личность, формируемая собственным трудом.

Последователь Г.Гаудинга, педагог С.Френе утверждал, что ребенок имеет ту же природу, что и взрослый человек, и в силу этого дети должны быть активными творцами своей личности. Согласно их воззрениям школа должна исходить в своей работе из интересов, желаний и устремлений учеников и помогать им осуществить личностно значимое самоопределение.

Основу личностно ориентированного подхода в обучении составляют концептуальные положения психологов о доминирующей роли деятельности в общении и формировании личности. В силу этого учебный процесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческих способностей. В соответствии с этим в центре обучения должны находиться ученик, его цели, мотивы, интересы, склонности, уровень его обученности и способности. Не стоит забывать, что субъект и объект воспитания – живые люди. Это требует приспособления участников, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса и человеческий фактор в социальных процессах, мастерство воспитателя часто имеют решающее значение.



Личностно ориентированное обучение определяют следующие концептуальные положения:

· ученик – главная фигура учебного процесса, а не учитель;

· познавательная деятельность является главной, учитель же помогает ее осуществлять;

· приоритетными в обучении являются самостоятельное приобретение учащимися знаний и их применение, но не их усвоение, как таковое;

· главными являются совместные дискуссии, а не «натаскивание» к очередной контрольной.

При разработке занятия, на котором планируется реализовать личностный подход, необходимо выполнять следующие требования.

1. проработать учебный материал в содержательном и процессуальном аспекте с позиций субъективного опыта ученика и реального уровня его обученности.

2. постоянно создавать по ходу учебных занятий ситуации успеха.

3. поощрять высказанные учеником интересные идеи, гипотезы, версии и т.п.

4. привлекать личный опыт учеников при изучении нового материала.

5. стремиться организовать по ходу занятий дискуссии между учащимися для обмена опытом.

6. не пытаться показать свое превосходство перед учащимися.







Сейчас читают про: