Безмашинные Программированное обучение Индивидуальные | Профессиональные Политехнизм | Алгоритмизированные алгоритмизация |
Индивидуализированные Групповое (бригадное) обучение групповые | Развивающее обучение | КСО (коллективный способ обучения) |
Урок и сходные с ним формы коллективные | Дифференциация (попредметная) | КТД (технология коллективной творческой деятельности) |
Машинные Массовые НИТО (новые информационные технологии обучения) | Общеразвивающие Проектное Обучение (метод проектов) | Индивидуально-творческое Проблемное обучение |
Сластёнин В.А. выделяет такие виды технологий как общие и частные. Общие технологии он связывает с моделированием, конструированием, проектированием педагогического процесса и понимает эти технологии как научно обоснованный и научно-спроектированный процесс, связанный с упорядочиванием компонентов, с их ориентацией на достижение цели. Общие технологии состоят из совокупности частных. Например, технология конструирования процесса обучения как общая состоит из совокупности частных: технологии конструирования цели, технологии конструирования содержания, технологии конструирования методов,...технологии получения обратной связи.
|
|
В.Ф.Башарин также предлагает классифицировать технологии по признакам обобщённости и прикладной направленности (33). Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории, построенные на определённых психолого-педагогических основах». Прикладные (конкретные) педагогические технологии – это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.
Селевко Г.К. предложил свою классификацию технологий (21). По сущностно и инструментально значимым свойствам Г.К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий:
по уровню применения:
· общепедагогические
· частнометодические (предметные)
· локальные (модульные)
по ведущему фактору психического развития:
· биогенные
· социогенные
· психогенные
· идеалистские
по ориентации на личностные структуры:
· информационные
· операционные
· саморазвития
· эмоционально – художественные
· эмоционально – нравственные
· эвристические
· прикладные
по характеру содержания и структуры
· обучающие и воспитывающие
· светские и религиозные
· общеобразовательные и профессионально – ориентированные
· гуманитарные и технократические
· монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии
по подходу к ребенку
|
|
· авторитарные
· дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические
· личностно-ориентированные
· гуманно-личностные
· технологии сотрудничества
· свободного воспитания
по организационным формам
· классно-урочные и альтернативные
· академические и клубные
· индивидуальные и групповые
· коллективный способ обучения
· дифференцированное обучение
и др. (21, с.25-28).
Гузеев В.В. по широте применения к преподаванию различных предметов, среди технологий обучения выделяет:
а) универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета (цельноблочные, интегральные технологии);
б) ограниченные (локальные) – для преподавания нескольких предметов (модулоно-блочные технологии);
в) специфические – одного-двух предметов или лишь отдельных тем и даже фрагментов тем одного предмета («традиционные методики») (9, с.171).
Смирнов С.А. в соответствии с классификацией содержания образования, предложенной В.В.Краевским, предлагает разделить технологии обучения на три вида (уровня):
· технология занятия или небольшого цикла занятий (2-4 урока);
· технология предмета;
· технология полного обучения (27, с.6).
Азизходжаева Н. по направленности действий выделяет:
1)Технологии проблемного обучения.
2)Игровые технологии:
· имитационные игры;
· организационные игры;
· ролевые игры;
· деловой театр;
· психодрамма и социодрамма;
· игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы)
3)Технологии с применением затрудняющих условий:
· технология временных ограничений;
· технология внезапных запрещений;
· технология новых вариантов;
· технология информационной насыщенности;
· технология информационной недостаточности;
· технология абсурда;
4) Технология мозговой атаки:
· технология прямой коллективной «мозговой атаки»;
· технология «мозговой атаки»;
· технология «мозгового штурма»
5) Технология решения творческих задач.
6) Технология синектики.
7) Интерактивные технологии:
· технология критического мышления;
· технология дебатов.
8) Авторские технологии:
· технология педагогического сотрудничества;
· технология интенсификации обучения;
· технология дифференциации обучения;
· технология индивидуализации обучения.(1)
Педагогические технологии подразделяют по различным основаниям на традиционные и нетрадиционные (инновационные). Такой точки зрения придерживается в частности Д.В.Чернилевский (33,с.54).А.Я. Савельев также, констатирует, что технологии следует разделять на традиционные и инновационные и предлагает классифицировать их по направленности действия; предметной среде, для которой разрабатывается эта технология; применяемым техническим средствам (технической среде); организации учебного процесса; по методической задаче.
На современном этапе широкое распространение получили инновационные технологии. Это объясняется новым направлением развития образования. Для всех нетрадиционных педагогических технологий характерны общие признаки, это:
· самостоятельность деятельности учащихся (до 60 – 90% учебного времени),
· индивидуализация (индивидуальная образовательная траектория),
· иная деятельность учителя (организатор, помощник),
· отказ от традиционной классно – урочной системы и др.
Более подробное описание инновационных видов технологий можно найти в главе 5 данного пособия.
Таким образом классифицировать педагогические технологии достаточно сложно. Современная педагогическая наука знает более двадцати видов технологий. В данном параграфе представлены некоторые из них.