Классификационная характеристика основных технологических модулей современного образования

Безмашинные Программированное обучение Индивидуальные Профессиональные Политехнизм Алгоритмизированные алгоритмизация
Индивидуализированные Групповое (бригадное) обучение групповые Развивающее обучение КСО (коллективный способ обучения)
Урок и сходные с ним формы коллективные Дифференциация (попредметная) КТД (технология коллективной творческой деятельности)
Машинные Массовые НИТО (новые информационные технологии обучения) Общеразвивающие Проектное Обучение (метод проектов) Индивидуально-творческое Проблемное обучение

Сластёнин В.А. выделяет такие виды технологий как общие и частные. Общие технологии он связывает с моделированием, конструированием, проектированием педагогического процесса и понимает эти технологии как научно обоснованный и научно-спроектированный процесс, связанный с упорядочиванием компонентов, с их ориентацией на достижение цели. Общие технологии состоят из совокупности частных. Например, технология конструирования процесса обучения как общая состоит из совокупности частных: технологии конструирования цели, технологии конструирования содержания, технологии конструирования методов,...технологии получения обратной связи.

В.Ф.Башарин также предлагает классифицировать технологии по признакам обобщённости и прикладной направленности (33). Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории, построенные на определённых психолого-педагогических основах». Прикладные (конкретные) педагогические технологии – это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.

Селевко Г.К. предложил свою классификацию технологий (21). По сущностно и инструментально значимым свойствам Г.К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий:

по уровню применения:

· общепедагогические

· частнометодические (предметные)

· локальные (модульные)

по ведущему фактору психического развития:

· биогенные

· социогенные

· психогенные

· идеалистские

по ориентации на личностные структуры:

· информационные

· операционные

· саморазвития

· эмоционально – художественные

· эмоционально – нравственные

· эвристические

· прикладные

по характеру содержания и структуры

· обучающие и воспитывающие

· светские и религиозные

· общеобразовательные и профессионально – ориентированные

· гуманитарные и технократические

· монотехнологии, политехнологии и проникающие технологии

по подходу к ребенку

· авторитарные

· дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические

· личностно-ориентированные

· гуманно-личностные

· технологии сотрудничества

· свободного воспитания

по организационным формам

· классно-урочные и альтернативные

· академические и клубные

· индивидуальные и групповые

· коллективный способ обучения

· дифференцированное обучение

и др. (21, с.25-28).

Гузеев В.В. по широте применения к преподаванию различных предметов, среди технологий обучения выделяет:

а) универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета (цельноблочные, интегральные технологии);

б) ограниченные (локальные) – для преподавания нескольких предметов (модулоно-блочные технологии);

в) специфические – одного-двух предметов или лишь отдельных тем и даже фрагментов тем одного предмета («традиционные методики») (9, с.171).

Смирнов С.А. в соответствии с классификацией содержания образования, предложенной В.В.Краевским, предлагает разделить технологии обучения на три вида (уровня):

· технология занятия или небольшого цикла занятий (2-4 урока);

· технология предмета;

· технология полного обучения (27, с.6).

Азизходжаева Н. по направленности действий выделяет:

1)Технологии проблемного обучения.

2)Игровые технологии:

· имитационные игры;

· организационные игры;

· ролевые игры;

· деловой театр;

· психодрамма и социодрамма;

· игры-дисскусии (эвристический, логический, софистический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический методы)

3)Технологии с применением затрудняющих условий:

· технология временных ограничений;

· технология внезапных запрещений;

· технология новых вариантов;

· технология информационной насыщенности;

· технология информационной недостаточности;

· технология абсурда;

4) Технология мозговой атаки:

· технология прямой коллективной «мозговой атаки»;

· технология «мозговой атаки»;

· технология «мозгового штурма»

5) Технология решения творческих задач.

6) Технология синектики.

7) Интерактивные технологии:

· технология критического мышления;

· технология дебатов.

8) Авторские технологии:

· технология педагогического сотрудничества;

· технология интенсификации обучения;

· технология дифференциации обучения;

· технология индивидуализации обучения.(1)

Педагогические технологии подразделяют по различным основаниям на традиционные и нетрадиционные (инновационные). Такой точки зрения придерживается в частности Д.В.Чернилевский (33,с.54).А.Я. Савельев также, констатирует, что технологии следует разделять на традиционные и инновационные и предлагает классифицировать их по направленности действия; предметной среде, для которой разрабатывается эта технология; применяемым техническим средствам (технической среде); организации учебного процесса; по методической задаче.

На современном этапе широкое распространение получили инновационные технологии. Это объясняется новым направлением развития образования. Для всех нетрадиционных педагогических технологий характерны общие признаки, это:

· самостоятельность деятельности учащихся (до 60 – 90% учебного времени),

· индивидуализация (индивидуальная образовательная траектория),

· иная деятельность учителя (организатор, помощник),

· отказ от традиционной классно – урочной системы и др.

Более подробное описание инновационных видов технологий можно найти в главе 5 данного пособия.

Таким образом классифицировать педагогические технологии достаточно сложно. Современная педагогическая наука знает более двадцати видов технологий. В данном параграфе представлены некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: