Обзор педагогических технологий обучения

Традиционная (репродуктивная) технология обучения. В основу традиционной системы обучения положена классно-урочная система, которая разработана Я.А.Коменским в XVII веке и до сих пор является широко используемой во всех странах мира.

Отличительной особенностью традиционной системы обучения является то, что при реализации содержания образования все учащиеся одного возраста обучаются по одной программе, по единому расписанию, по одному учебнику, с которым работают в основном дома; форма занятий - только урок, на котором учитель руководит деятельностью учащихся, оценивает их результаты деятельности.

Содержание образования строится на заучивании материала, т.е. идет развитие левого полушария ребенка (это 75 % предметов учебного плана), эстетическим предметам для развития правого полушария ребенка отводится 3 % учебного плана, 22 % предметов учебного плана направлены на развитие двигательных навыков учащихся.

В данной системе обучение преобладает над воспитанием.

Цели обучения в традиционной технологии:

- формирование знаний, умений и навыков;

- формирование научного мировоззрения;

- всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

- воспитание идейных граждан, способных к физическому и умственному труду.

Отсюда, в традиционной школе сохраняется приоритет информированности личности, преобладание рационально-логического познания над чувствами и эмоциями.

Принципы обучения в традиционной технологии: научность, последовательность и системность, доступность, прочность, сознательность и активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей учащихся.

Особенности методики традиционного обучения.

Обучение строится на принудительном приеме, ученик – это винтик, который постоянно что-то должен: должен знать, должен уметь, должен выполнять, должен понимать и т.д. Учитель же – командир, который руководит, командует и требует повиновения.

Методы в традиционной системе: словесное сообщение готовых знаний от частного к общему, обучение по образцу, механическое запоминание, репродуктивное повторение, цели урока ставит учитель, а затем сам же реализует их в ходе урока, оценивает деятельность детей по 5-балльной системе, по отметке «сортирует» учащихся на хороших и плохих. Двойка решает судьбу человека: его оставляют на второй год или исключают из школы.

Недостатки традиционного обучения заключаются в том, что нет индивидуального и дифференцированного подхода к ученику, мало времени отводится на развитие речевой деятельности учащихся, слабо развивается мыслительный процесс учащихся, которые во время учебного процесса пассивны и не общаются друг с другом.

Однако традиционная система обучения имеет ряд преимуществ: экономия времени; облегченное запоминание материала; логичная подача материала; постоянное воздействие учителя на учащихся.

Технология развивающего обучения. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Пестолоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, затем получает дальнейшее развитие в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова.

В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, так как эти системы направлены на развитие ребенка.

В основу систем положено высказывание Л.С.Выготского о том, что обучать ребенка надо в зоне ближайшего развития. Л.С.Выготский выделил в ребенке два уровня развития:

1) сфера актуального развития (это все то, что ребенок может делать сам);

2) зона ближайшего развития (это те виды деятельности, которые ребенок не может делать сам, но с помощью взрослых сможет хорошо сделать).

Идею Л.С.Выготского развил В.В.Давыдов, который обучение ребенка в зоне ближайшего развития назвал развивающим обучением. Качества развивающейся личности можно представить в виде групп:

1. ЗУН – знания, умения, навыки.

2. СУД – способы умственной деятельности.

3. СУМ – самоуправляющие механизмы личности.

4. СЭН – эмоционально-нравственная сфера.

5. СДП – деятельностно-практическая сфера.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Эти качества ребенок развивает самостоятельно или под руководством педагога, но непременно в результате постоянной деятельности.

Этапы деятельности ученика:

1. Целеполагание: формируется целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

2. Реализация целей: трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, активность.

3. Анализ: честность, совесть, долг и т.д.

Принципы развивающего обучения: целенаправленное развитие, системность и целостность содержания, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, продвижение в изучении материала быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения, включение в процесс обучения наблюдений и практических работ, проблемное обучение, вариативность обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, развитие всех (сильных и слабых) детей.

В обучении преобладает индуктивный путь, особое внимание отводится сравнению и развитию анализирующего наблюдения.

Особенности методики развивающего обучения.

Цель урока развивающего обучения - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся.

Пути достижения цели:

- проблемные ситуации;

- разнообразие форм и методов учебной деятельности;

- обсуждение плана урока с учащимися;

- заинтересованность каждого ученика;

- стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться;

- использование дидактического материала;

- оценивается процесс деятельности ученика;

- поощряются учащиеся за свой способ работы.

Деятельность учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности.

Самостоятельная работа учащихся: переживания учащихся за результаты своего труда и поощрения учителя.

Коллективный поиск: вопросы к учащимся, самостоятельная мысль учащихся.

Педагогические ситуации: инициатива, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Показатели развития ребенка:

1. Наблюдательность.

2. Отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).

3. Практические действия.

4. Мощное положительное подкрепление знаний.

Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие у человека не всех качеств личности, а только тех, которые соответствуют ее природным способностям в конкретном возрасте, причем развитие личности идет за счет учебного материала по предметам, отсюда содержание образования представляет среду, в которой идет развитие личности. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такие методы, средства, формы обучения и воспитания, чтобы они соответствовали индивидуальным особенностям ребенка.

Эта технология широко распространяется с 80-х годов ХХ века. Хотя она достаточно молода, но строилась не на пустом месте, объединив в себе лучшие идеи отечественной педагогики, выдвинутые Н.К. Крупской, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко и др.

Педагогическое наследие зарубежных педагогов Ж.-Ж. Руссо, Я.Корчака, Э.Берна тоже использовалось для реализации идей технологии личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированная технология достаточно широко используется учителями-практиками и имеет несколько подвидов:

1. Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амона-швили.

3. Система Е.Н.Ильина.

Цели технологии педагогики сотрудничества:

1. Переход от требований к педагогике отношений.

2. Гуманно-личностный подход к ребенку.

3. Единство обучения и воспитания.

Особенности методики.

При реализации обучения и воспитания ребенка педагоги реализуют идеи гуманно-личностного подхода, которые заключаются в следующем:

1. Новый взгляд на личность. Ребенок является полноценной личностью в педагогическом процессе, который строится на субъект-субъектных отношениях. Каждый ребенок обладает способностями, многие дети вообще талантливы, поэтому цель образовательной системы - это личность ребенка, в которой гармонично развиты доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность.

2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Обучая и воспитывая школьника, педагог демонстрирует веру в ребенка, сотрудничает с ним, стимулирует его труд, терпимо относится к детским недостаткам. Ученик имеет право на ошибку, право на свою точку зрения, поэтому деятельность учителя сводится к тому, чтобы направлять, соуправлять, убеждать, давать свободу выбору.

3. Ученье без принуждения. Эта идея реализуется через интересное преподавание предмета, создание ситуации успеха, развитие самостоятельности детей. Требовательность к детям осуществляется на доверии, используются только косвенные требования.

4. Новая трактовка индивидуального подхода. Педагогика сотрудничества отказалась от ориентировки на среднего ученика, идет поиск и развитие лучших качеств личности ученика, постоянно проводятся психолого-педагогические диагностики, на основе которых конструируется индивидуальная программа развития личности.

5. Формирование положительной Я-концепции личности. Ученик про себя должен говорить: «Я нравлюсь…», «Я способен…», «Я успешен…», «Я счастлив…» и т.д. Чтобы данная идея получила подкрепление, педагогу в каждом ученике необходимо видеть талант, создавать ситуацию успеха, приносить радость ребенку, помогать реализовать себя в положительной деятельности.

Концепция педагогики сотрудничества строится на воспитании подрастающего поколения, развитии индивидуальных творческих способностей ребенка, воспитание и развитие ребенка осуществляется только в коллективе.

Основатели педагогики сотрудничества считают, что формированием личности является одновременно школа, семья и среда. Отсюда, должно быть обязательное сотрудничество педагогов с семьей, в которой растет ребенок, и общественными органами управления. Только в единстве трех составляющих воспитание достигает положительных результатов.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амо-нашвили. Ш.А.Амонашвили, академик РАО, известный грузинский педагог-практик, работал с 6-летними детьми. Вся его методика построена на том, чтобы формировать у детей гуманизм, использовать индивидуальный подход, владеть мастерством общения, использовать резервы семейной педагогики.

Урок – основная форма в технологии Ш.А.Амо-нашвили, но это особый урок: урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь, урок-радость и т.д.

Педагог против отметки, он за оценку деятельности ученика через слова поддержки, одобрения, восхищения и т.д.

Система-технология Е.Н.Ильина. Цель уроков Е.Н.Ильина заключается в эмоциональном воспитание личности в процессе обучения литературе.

Концептуальные положения технологии:

1. Использовать закон ООО: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

2. Обучение тесно связано с воспитанием.

3. Идти на урок не с темой, а со жгучей проблемой.

4. Педагогика учителя – это слово + чувство.

5. Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.

6. Учитель - это предметник, художник, врач.

7. Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленить.

Особенности методики.

Урок - это общение, жизнь, искусство, одноактный спектакль с открытиями для учащихся, совместная деятельность учителя и учащихся.

Технологию Е.Н.Ильина по эмоциональному воспитанию учащихся успешно используют учителя экономики г. Екатеринбурга.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся используют принципы: мотивация; осознанная потребность в знаниях, умениях и навыках; результативность; соответствие социальным нормам.

Использование этих принципов само собой не приведет к активизации деятельности учащихся, активизация учащихся является результатом целенаправленной деятельности педагога.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). Педагогсвоей технологией раскрыл резервы классно-урочной формы обучения.

Цели технологии:

1) формирование ЗУН;

2) обучение всех детей с любыми индивидуальными способностями;

3) ускоренное обучение (9 лет вместо 11 лет обучения).

Принципы технологии: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, применение опорных схем; личностно-ориентированный подход; гуманизм (все дети талантливы); учение без принуждения; соединение обучения и воспитания.

Особенности методики.

1. Изучение теории в классе. Материал объясняется с помощью опорных конспектов (цветные мелки, красочные плакаты и т.д.); затем повторное повторение по плакату.

2. Самостоятельная работа дома.

Опорный конспект, учебник, помощь родителей, сопоставление прочитанного с опорным конспектом. Запоминание наизусть опорного конспекта как основу рассказа учебного материала.

3. Первое повторение. Фронтальный опрос по опорному конспекту:

а) воспроизведение опорного конспекта по памяти на уроке всеми учащимися;

б) тихий опрос отдельных учащихся;

в) магнитофонный опрос;

г) после письменного опроса – громкий устный опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта (различные формы опроса).

5. Второе повторение – обобщение и систематизация:

- взаимоконтроль, взаимоопрос;

- публикация списка зачетных вопросов;

- игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

6. Контроль и оценка.

Формы контроля: письменный опрос по опорным конспектам, самостоятельная работа, устный громкий и тихий опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

7. Методические приемы: полетное повторение, метод цепочки, поиск ошибок, урок ответов, мозговой штурм, творческий конспект. Скороговорки. Приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.д.).

Решая задачи обучения, В.Ф.Шаталов одновременно работал над воспитанием учащихся. Результаты его воспитания таковы:

1) каждый ученик приобщался к ежедневному труду, воспитывал трудолюбие и волю;

2) развивалась познавательная способность ученика, уверенность в своих силах, формировались способности учащихся;

3) совершенствовалась ответственность, честность, товарищество.

Продолжателями технологии В.Ф.Шаталова стали учителя физики (Шейман В.М.), русского языка (Ю.С.Меженко), математики (А.Г.Гайштута), истории (С.Д.Шевченко) и др.

Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения берет свое начало в XIX веке, когда американский ученый Дж.Дьюи (1869 – 1952) открыл в Чикаго опытную школу и проводил обучение в виде игры и трудовой деятельности. Его идея широко привилась в Америке.

В 1923 году в СССР, в период коллективизации, отменили классно-урочную систему как отжившую форму обучения, стали внедрять технологию проблемного обучения на основе учений Дж.Дьюи, но в 1932 году эта идея потерпела фиаско, а технология проблемного обучения была запрещена.

В 60-70 гг. ХХ века к технологии проблемного обучения в России вернулись вновь. Ее отцами стали Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др. С их помощью проблемная технология получила развитие и новую интерпретацию.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, при которой предполагается создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей учащихся.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает, если:

- для осмысления не хватает знаний, т.е. наступает противоречие между знанием и незнанием;

- обнаруживаются несоответствия между имеющимися знаниями и новыми требованиями;

- необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

- противоречия между теоретическим и возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

- противоречие между положительным практическим результатом и отсутствием знаний для его теоретического осмысления.

Методика урока проблемного обучения

Учитель выдвигает проблему, а учащиеся находят пути и способы ее решения: ставят гипотезу; намечают способы проверки ее истинности; аргументируют доводы; проводят эксперименты, наблюдения, анализируют результаты эксперимента; рассуждают и доказывают.

Степень самостоятельной работы учащихся при проблемном обучении осуществляется в 3-х формах:

1. Проблемное изложение (излагает учитель).

2. Частично-поисковая деятельность (вопросы к учащимся, побуждающие их к самостоятельной деятельности).

3. Самостоятельная исследовательская деятельность (ученик сам решает проблему).

Преимущества проблемного обучения:

1. Формирование системы ЗУН и достижение высокого уровня умственного труда.

2. Формирование способностей.

3. Развитие интереса к умственному труду.

4. Прочность обучения.

Недостатки проблемного обучения:

1. Большая затрата времени на достижение результатов.

2. Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: